Просвещение

«Трагедия – разве это воля Бога?», или О догматах исламского вероучения

Вначале: мои искренние соболезнование всем близким погибших в трагедии самолета “Боинг 737″ 17-ого ноября в г. Казани!

Просматривая 18-го ноября по телеканалу «Россия 1» передачу «Прямой эфир», посвященную катастрофе, я обратил внимание на слова одного из гостей студии, который высказывал свое возмущение в ответ на выступление нашего брата, заместителя председателя Совета муфтиев России Рушана Аббясова, который также присутствовал на программе.

Рушан-хазрат, как представитель духовенства, выразил мнение, что эта трагедия произошла по воле Божьей: «Наверное, это было угодно Всевышнему», подразумевая при этом, что надо проявлять терпенье.

На что один из гостей передачи сказал: «Где была та воля Всевышнего, когда, зная, что с этим самолетом было огромное количество проблем: была проблема в Бразилии, в Африке, - почему Всевышний не отвел тех людей, которые погибли? Почему?».

Непонятно, автор этих слов - верующий или нет, и что он хотел этим сказать. Но не это главное, а главное, как мы должны реагировать на такие слова.
По объективным причинам, наш брат не имел возможности разъяснить, что он имел ввиду и ответить своему «оппоненту». Поэтому я посчитал нужным разъяснить эту важную мысль за него.

Конечно, верующий человек, независимо от того, мусульманин он, христианин или иудей, не станет возмущаться, говоря с недоумением: «Воля Бога?! Какая воля Бога?! Почему воля Бога?!». Или того хуже: «Бог? Какой Бог? Что это за Бог, который хочет трагедию? Или позволяет ужасную смерть невинных людей или детей руками извергов?»

Одним словом, любая трагедия - зло, и когда какое-либо зло происходит на земле, мы знаем, что это была Его воля, и Аллах испытывает нас. Но при этом все мы ясно понимаем, что в этих несчастных случаях, в этих бедах есть виновники, убийцы, преступники, которые должны быть наказаны. Поэтому весь наш гнев должен быть направлен по отношению к этим преступникам, но никак не по отношению ко Всевышнему, потому что неразумно указывать на волю Бога как на причину зла. Зло совершают сами люди, а Всевышний всего лишь испытывает человечество друг через друга.

И когда мы, верующие, говорим, что Всевышний создал добро и зло, - это значит, что Он дал всем способность и возможность совершать и добро, и зло. Иначе говоря, Господь дал людям свободу выбора и возможность совершать тот или иной поступок. И что? Разве Он поступил плохо с людьми? Однозначно, НЕТ! Наоборот, Он дал людям самое великое благо – СВОБОДУ, и за это люди должны благодарить Его.

В этих вещах есть много мудрости Всевышнего, если бы люди могли понять их, но увы… Попробуем разъяснить то, в чем у нас есть знания. Итак, мы говорим, что Аллах сотворил зло. Однако прошу заметить, создание зла - еще не зло, злом является совершение этого зла.

Например, сотворение сатаны (шайтана),наущающего зло, - это еще не зло. Он нашептывает человеку зло, а выбор за человеком, сбыться ли этому злу или нет.

Также все творения Господа, влияющие на жизнь человека (это различные факторы, элементы, источники), и сама жизнь сотворены, чтобы испытать человека на прочность, на верность - будет ли он жить по-разумному, познавая свое предназначение, или будет жить как животное только ради своего комфорта, услады, потакая своим низменным желанием, страстям, животным инстинктам.

Итак,

-Создание зла не есть что-то плохое, но совершение зла - злого поступка - это плохо.

-Более того, Аллах не любит и не хочет, чтобы люди делали зло, и наказывает их за это.

-Другая мудрость - Аллах создал зло, чтобы человек через него познал ценность добра.

И то, что мы иногда считаем злом, может быть лишь кажущимся таковым для нас. Во всем существует Мудрость Всевышнего Аллаха. То, что для нас кажется вредным и бесполезным, может быть необходимым и полезным для других людей. Или же наоборот.

Значит, Всевышний изначально установил закономерности (например: зло порождает зло, или оно не проходит без следа), и потом дал людям через Своих Посланников заповеди и руководство, указывающие, что нельзя нарушать их - в противном случаи произойдет зло. Если ты нарушил правила Бога, тогда ожидай, рано или поздно в твоей жизни произойдет «сбой системы». По таким же закономерностям происходит на земле катаклизмы и прочие катастрофы.

Многие учителя-мусульмане, объясняя исламское вероучение, говорят, что «все добро и зло от Аллаха». Это буквальный смысл, приводящий в недоумение многих, даже считающих себя мусульманами. Более того, мало кто, даже среди понимающих этот догмат может объяснить его другим на понятном им языке. Поэтому, учитывая мировосприятие современного человека, лучше не использовать такой буквальный перевод.

О Аллах! Не дай нам сбиться с Твоего пути!

Автор: Равшан-хазрат Турсунходжаев
подписаться на канал
Комментарии 27
  • Андрюха, дорогой мой брат! Пожалуйста прочитай эту статью внимательнее, чем обычно. Думается нам всем будет небесполезно знать эту истину и тогда, увидев любого человека в горе и печали либо в беспомощном состоянии мы не воскликнем, "Поистине этот человек немусульманин, вряд ли Аллах так унизил бы мусульманина!" а скажем: Инна лиЛлахи уа инна Илайхи роджиъун. Пусть Аллах Тааля ведет прямым путем всех нас - мусульман, и защитит от наущений побиваемого камнями шайтана.
    (1478)
    24 ноября'2013 в 01:44
    • Уже в который раз обращаю внимание на то, что если какая-то тема или вопрос будоражит умы посетителей сайта, то через какое-то время за этим следует статья "по теме". 
      Планировал все изложить по-понятнее и поподробнее в вопросе веры в Предопределение, в то, что все и хорошее, и плохое происходит по воле Аллаха, но все откладываю, так как времени не хватает. Но все же попробую коротко изложить, ооочень коротко изложить взгляд на данный вопрос через призму 'акыйды ахлю сунна валь джамаа через круги, как объяснял этот вопрос один пакистанский алим.

      Первое: запомните, что ВСЕ, ВООБЩЕ ВСЕ происходит по воле Аллаха. Даже листочек на дереве не мог бы шевельнуться без воли Всевышнего на то. ВСЕ, ВООБЩЕ ВСЕ СОТВОРЕННОЕ нуждается в Аллахе и вообще существует только потому, что значит на то есть Его воля. 
      Второе: Аллах Субхана уэ Та'аля Знает ВСЕ, но Его Знание не подобно знанию творений. 
      Третье: нельзя перекладывать наши понятия о "хорошо" и "плохо" на все,  так как мы неспособны понять, в чем есть благо или неблаго, и часто то, что мы считаем благом, может в итоге, через цепочку причинно-следственных связей оказаться неблагом, а то, что на первый взгляд, может нам казаться убытком, может в итоге оказаться благом для конкретно нас, для наших близких, для верующих или для всего человечества. Иногда мы можем видеть какие-то связи и пытаться делать какие-то там выводы и т.д., но у нас все-равно нет знания. 

      Теперь перейдем непосредственно к "кругам": 

      1) Нарисуйте на листе (или представьте себе) маленький круг. Так вот, в рамках данного маленького круга у человека есть (с оговоркой) "свобода воли". То есть человек, например, в какой-то конкретный момент времени волен выбрать, прочитать-ли ему сейчас намаз и тем самым выполнить свою обязанность перед Всевышним, сделать то, что любимо Ему, или смотреть телевизор, или выпить стакан водки, или поиграть со своими детьми, или еще что-то. И Аллах претворяет в жизнь, создает это действие человека. 
      Проще говоря, в рамках этого маленького круга, то есть здесь и сейчас человек делает тот или иной выбор почти постоянно, и Аллах создает то действие, которое человек в рамках свободы выбора хочет сделать здесь и сейчас (в рамках некоторых ограничений, но об этом позже). 

      2) Нарисуйте средний круг, при этом маленький круг останется как бы внутри этого среднего круга.  То есть тот круг, который выходит за рамки "здесь и сейчас", и не ограничивается чем-то типа "поднять руку", "пошевелить пальцем" и т.п. 

      В этом "среднем круге" как бы и человек имеет "свободу выбора", но и есть то, на что воля человека не распространяется, но может находиться в связи с теми выборами, которые человек делал и делает в рамках своего "малого круга". 

      Например, человек вчера пил водку и делал что-то еще харамное, а сегодня решил пойти на джумгу (как не прискорбно, но и такие отвратительные факты среди некоторых мусульман имеют место). И вот он, вроде бы, приготовился, вышел на улицу, завел машину и поехал в сторону мечети, имея намерение прочитать с джамаатом джумгу, но... попал в пробку и не успел. Можно рассуждать на тему того, что, возможно, из-за грешности этого человека Аллаху не было угодно, чтобы этот человек попал на джумгу, а может, наоборот, через это человек задумается о своих грехах, а может что-то еще - мы этого НЕ ЗНАЕМ и не можем достоверно знать, но мы знаем, что здесь вроде бы имело место и попытка этого человека добраться на джумгу, и то, что у него это не получилось. Возможно, что есть связь этой неудачи с его грехами. 
      Или, например, человек пьет водку и заболевает раком печени. И вот, например, сегодня он вроде бы в рамках маленького своего круга хочет пойти на джумгу, но не может, так как лежит прикованный к кровати. Можно-ли предположить, что то, что сейчас он не может пойти на джумгу и Аллах закрыл Ему такую возможность, связано с собственным ежедневным выбором самого человека в рамках своего "маленького круга", когда этот человек пил водку? Предположить можно. 
      Или, наоборот, если человек, например, был кяфером и вел неправильный образ жизни, но в какой-то момент по воле Аллаха пришел в ислам, стал ежедневно, ежеминутно искать довольства Аллаха, и по воле Аллаха этому человеку открылась возможность пойти учиться в медресе или открылась возможность воспитать детей в исламе. 

      Как правило, если человек в рамках своего "маленького круга" системно стремится к довольству Аллаха, читает намаз и т.д., то Аллах такому человеку и в рамках "среднего круга" облегчает совершение благого, облегчает такому человеку путь к довольству Всевышнего, и затрудняет совершение греха и помогает такому человеку отстраняться от всего греховного.
      А вот если кто-то постоянно грешит, ведет неправильный образ жизни, изо дня в день делает выбор в пользу дурного, то Аллах такому человеку может еще больше облегчать совершение именно греховного и еще больше отвращать такого человека от истины, и затруднять ему совершение благого; и такому человеку будет легко доехать до какой-нибудь пивнушки, но у него, например, все никак не будет получаться начать читать намаз. 
      Подчеркиваю, что все эти примеры условные и утрированные. Возможно, что иногда кто-то будет опущен на самое дно, а уже там, на самом дне, возможно, он по воле Аллаха обретет веру и по воле Аллаха кардинально изменит свою жизнь, а если бы этот человек не упал на дно, то, возможно, и не пришел бы к истине, а продолжал бы жить по течению, как большинство граждан этой страны-кяферов, которые дружно шагают в Ад, если на то будет воля Аллаха, и даже не задумываются об этом. Поэтому мы всегда должны помнить, что человек не обладает знаниями, чтобы с уверенностью говорить о том, что есть благо, а что вред. Мы, иншалла, знаем лишь то, как НАДО, чтобы заслужить Его довольство, и должны стремиться к этому. 

      3) Нарисуйте Третий круг, большой, а средний и маленький круги будут как бы внутри этого большого круга. 

      Так вот, в этот третий, "большой круг" входит все то, что находится ВНЕ рамок маленького или среднего круга, и никак не взаимосвязано со "свободой выбора" человека. Вот не зависит от человека, от его праведности или греховности, то, с каким цветом глаз он родился, какой он рост имеет. Не зависят вот никак те физические или какие-то еще законы, по которым ПО ВОЛЕ АЛЛАХА функционирует этот мир. Не зависит, например, от человека вообще никак тот факт, что люди рождаются и умирают, и независимо от воли человека ВСЕ умрут, хоть грешники, хоть праведники. Вот не зависит от человека то, что, например, будет тайфун и сметет город с лица земли. Не зависит от человека, например, то, в кяферской стране или в исламском государстве человек родился, вот не выбирает человек, где ему родиться. Нн зависело, например, от какого-нибудь маленького афганского мальчика, родителей которого расстреляли американцы, расстреляют-ли их, и не связано это с его грехами или еще что-то. 
      И вот в рамках этого, третьего, большого круга, мы не способны вообще понять, для чего, что, почему и т.д., но мы можем изучать и т.д. Например, мы не знаем, почему Аллах создал эту Вселенную так, что существует Сила Всемирного притяжения, а не сила Всемирного отталкивания, но мы можем изучать Вселенную и обнаруживать, что такой закон есть. Или мы не знаем, например, почему По воле Аллаха вода кипит при 100 градусах при нормальном давлении, но мы можем изучать и обнаружить, что такой закон есть. Почему именно так, почему не наоборот (например, при нуле кипеть, а при 100 градусах замерзать), зачем и т.д., мы не знаем. 
      На все воля только Аллаха Субхана уэ Та'аля. 
      И Аллах имеет Знание обо всем, что было, есть и будет, вплоть до самой нашей мимолетной мысли или вплоть до любого движения нашего пальца, и Его Знание неподобно нашему знанию. 

      Ладно, я устал, братья и сестра. Иншалла, допишу потом.
      (-405)
      24 ноября'2013 в 05:07
      • P.S. Такое разделение по "кругам" достаточно условно, и если кому-то непонятно, то могу привести потом классическое объяснение того же самого с далилями, но мне кажется, что объяснение через "круги" наглядно для понимания того, что есть вещи, которые по воле Аллаха находятся в рамках нашего выбора по воле Аллаха, а есть вещи, которые с нашим выбором по воле Аллаха не связаны.

        И с нас не будет спрошено за то, что находилось вне наших возможностей.
        И поэтому, например, позиция хт, что каждый, кто умер, не присягнув халифу, умер джахилем, есть несусветнейший бред (если такая позиция у них реально есть), так как, например, если в Австралии жили бы 10 мусульман, которые не могли бы сделать хиджру вообще никак, но выполняли бы все предписания ислама, которые возможно выполнять в Австралии вдесятером, то с них и будет спрашиваться в рамках того, на что у них была физическая возможность.
        Поэтому, если кто-то, имея две руки, две ноги, здоровые глаза и уши, не читал намаз, то я не знаю, как он будет оправдываться. Но вряд-ли, например, если в какой-то стране 30 миллионов населения, из которых пять человек мусульмане, с этих мусульман будет спрошено за то, что в этой стране не правили по шариату, но с них может быть спрошено за то, что им никто не запрещал, например, но они не делали вообще ничего для донесения ислама до других.

        Или, например, иншалла, не будет спрошено с изнасилованной американцами иракской мусульманки, но, иншалла, будет спрошено с той, которая, надев мини-юбку, поперлась в ночной клуб, напилась, а когда возвращалась домой в 3 утра, ее изнасиловали. Да, у этой второй может не было нията на изнасилование, но она своим выбором в рамках маленького круга (пошла в ночной клуб, напилась и т.д.), сама создала по воле Аллаха возможности для подобного сценария в рамках "среднего круга".
        То есть в обоих случаях как бы изнасилование, но в случае с девкой, пошедшей в ночной клуб, это лежит в области "среднего круга" и здесь есть частично результат ее "выбора", а в случае с иракской девушкой имеет место ситуация как бы из "третьего круга" и она не виновата, что американским кяферам нудна нефть, что они готовы убивать невинных людей, вводить войска, не виновата, что американские солдаты ублюдки и воюют за ублюдскую страну, вот нет здесь никакой вины этой иракской девушки.

        И, наверное, будет лучше, если каждый из нас озаботится тем, что есть в первом и втором круге и по воле Аллаха старается улучшать ситуацию там, уповая на Аллаха, а то, что находится в третьем круге, доверит на волю Аллаха Субхана уэ Та'аля и уповает только на Него.
        (-405)
        24 ноября'2013 в 05:43
        • Riddik, машаАллах!
          (1478)
          24 ноября'2013 в 14:33
          • Riddik, многа букаф, брат. Можно было просто написать, что есть частичная воля, данная Аллахом человеку (аль-ихтияр аль-джузи) и Карающая Всемогущая Воля Аллаха (аль-джабр). Одно из имен Аллаха - Джаббар (заставляющий своей силой). Аллах создал все, что есть (хальк) - и зло, и добро. Но человек приобретает зло своим выбором ("кясб" в исламской терминологии), своей волей, поэтому и держит ответ за свои действия. Но человек не может, например, потушить солнце или заставить крутиться землю в другую сторону - это входит в "джабр" - абсолютная воля Аллаха.
            Так что, брат, я бы не стал говорить о 3 кгугах. На твоем месте я бы ограничился 2мя кругами, а именно: 1)тем, что человек может изменить по своей воле, 2) тем, что человек не может изменить никак, так как это подвластно только Аллаху, который Кадыйр (Всемогущий) и Джаббар (Заставляющий). Такое понимание будет проще.
            (-49)
            24 ноября'2013 в 16:47
            • Абу Салих, ассаляму уалейкум, брат.
              Я для того и написал чуть-чуть подробнее, чем планировал, начиная писать, чтобы было, иншалла, понятнее.

              И поэтому "Можно было просто написать, что есть частичная воля, данная Аллахом человеку (аль-ихтияр аль-джузи) и Карающая Всемогущая Воля Аллаха (аль-джабр)" не совсем верно и я не мог так написать, потому что при таком делении получалось бы, что:
              1) Есть частичная воля, данная Аллахом человеку;
              2) И есть "Карающая Всемогущая Воля Аллаха".

              К чему относилось бы, например, то, что праведную мусульманку в Ираке изнасиловали американские солдаты? К первому или второму?

              Или, например, кто-то потерял бы ноги на пути Аллаха вчера, а сегодня этот человек хотел бы прочитать намаз со всеми сажда и т.д., но вынужден был бы читать намаз с учетом того, что у него нет ног. Это было бы что: "сам виноват" или "Карающая Всемогущая Воля Аллаха"?

              Поэтому в корне неверно такое деление. То, что условно находится в "третьем круге" НЕ ПОДЛЕЖИТ ОЦЕНКЕ со стороны смертных, потому что мы НЕ ЗНАЕМ и НЕ МОЖЕМ ЗНАТЬ, что это именно, Кара, Испытание или что-то еще. Нельзя уподоблять Аллаха человеку и нельзя за Него пытаться нашим ничтожным умом делать какие-то однозначные выводы о причинах или целях того или иного, что находится в третьем круге.
              Вот мы не знаем, почему огонь обжигает, а не охлаждает, мы не знаем, для чего, зачем и т.д. Луна отражает свет Солнца именно таким цветом, а не зеленым, например, мы не знаем, почему и зачем был тот или иной тайфун или землетрясение (может это было наказание от Него, а может Милость от Него, а может что-то еще), и т.д.
              (-405)
              24 ноября'2013 в 18:27
              • Riddik, все, что надо знать нам разъяснил Аллах и Его посланник,ﷺ.
                «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое.» (42: 30)
                «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили» ( 30:41)
                (-748)
                24 ноября'2013 в 18:51
                • автору и читателям лучше не рассуждать и не философствовать бы сокровенную тему о предолределении,о зле и о воле Аллаха,все что случилось,то и случилось,иначе будем подобны неверным
                  (239)
                  24 ноября'2013 в 18:56
                  • farit59, лучше в некоторые вопросы многим не углубляться, не имея знаний, но если уж углубились, то лучше четко и понятно, иншалла, постараться разъяснить до конца, чем у человека образуется ошибка в 'акыйде.
                    (-405)
                    24 ноября'2013 в 19:07
                    • farit59, и как раз, наоборот, в исламе нельзя скрывать знания, если они у тебя есть, от других, и иудеям в вину и это ставится (наверное, сам найдешь далили). И у православных не особо поощряется, чтобы простолюдины получали знания по своей религии.
                      Поэтому, да, не стоит уподобляться неверным в этом.
                      (-405)
                      24 ноября'2013 в 19:10
                      • андрюха, все, что я хотел тебе сказать, я тебе уже сказал.
                        (-405)
                        24 ноября'2013 в 19:11
                        • Riddik, кому это ко многим?и к кому ты относишь себя?если даже Умар р.г.запретил рассуждать на тему предопределения(наверное, сам найдешь далили
                          (239)
                          24 ноября'2013 в 19:22
                          • Riddik, что за манеры, братан? Не узнаю вас. Где традиционное обращение - "кафир"? А я только собрался счетчик включить.
                            (-748)
                            24 ноября'2013 в 19:24
                            • farit59, на сколько я помню, то не Умар (р.а.), а Посланник Аллаха Мухаммад (салиаллаху 'алейхи уэ саллям). Это во-первых.
                              Запрета думать и размышлять в исламе нет. Это во-вторых.
                              Когда Вы читаете какой-то аят или хадис, то не поленитесь узнать мнение ученых, которые дают этому толкование на основе взаимосвязи со всем остальным. Это в-третьих.
                              Не забудьте сказать о своем мнении всем исламским ученым со времен сахабов и до сегодняшнего дня, которые все-таки на тему Предопределения массу трудов написали. Это в-четвёртых.
                              (-405)
                              24 ноября'2013 в 19:40
                              • андрюха, ты принял ислам или что-то еще изменилось в твоей жизни?
                                (-405)
                                24 ноября'2013 в 19:43
                                • каким то кибром несет от твоих комментов,давай договоримся не писать друг другу
                                  (239)
                                  24 ноября'2013 в 19:47
                                  • farit59, если ты увидел высокомерие в моих словах, то, возможно, оно значит есть. Спасибо за наставление, значит мне надо давить свой нафс еще жестче.
                                    А по поводу договоренности не писать друг другу... :)) Я не против.
                                    (-405)
                                    24 ноября'2013 в 19:53
                                    • Riddik, я тебе написал о 2 кругах: "1)тем, что человек может изменить по своей воле, 2) тем, что человек не может изменить никак, так как это подвластно только Аллаху, который Кадыйр (Всемогущий) и Джаббар (Заставляющий)".
                                      Так вот, "то, что праведную мусульманку в Ираке изнасиловали американские солдаты" относится ко второму кругу, ТО ЕСТЬ ОНА ЭТОГО НЕ МОГЛА ИЗМЕНИТЬ. Однако это не значит, что он сама хотела, чтобы это произошло. На все есть мудрость и план Аллаха. Мы не знаем, что это было - либо страшное испытание, либо, возможно, это было спасением от еще большего зла (например ее поджидала смерть, если бы ее не задержали эти животные), либо это было назиданием за ее прошлые грехи. МЫ НЕ ЗНАЕМ, ЧТО ЭТО БЫЛО. АЛЛАХ ЗНАЕТ. МЫ МОЖЕМ ЛИШЬ МОЛИТЬСЯ, ЧТОБЫ АЛЛАХ НЕ ДАЛ НАМ ИСПЫТАНИЯ БОЛЬШЕ ТОГО, ЧТО МЫ МОЖЕМ ВЫНЕСТИ. Прочитай последний аят суры Бакара. Там есть такая молитва.
                                      И еще прежде, чем кидаться категоричными фразами, включай мозг и думай. Я так понимаю, ты еще молод и делаешь поспешные выводы. Не торопись, сперва подумай, а потому вешай ярлыки. Даже про Андрюху я бы тебе не советовал делать такфир. Я, например, только выразил свои подозрения, но такфир не выносил. Откуда мне или тебе знать, что у человека в сердце, а ты кидаешься из одной крайности в другую (типичная черта молодого неопытного человека) - то ты его защищаешь от всех и призываешь всех проявит братскую любовь и нежность, то вдруг резко выносишь такфир. Успокойся, подумай и не спеши, брат.
                                      (-49)
                                      24 ноября'2013 в 21:40
                                      • Riddik, не забывай про правило двоичности во Вселенной. Все делится на пары, как сказано в Куране. Зло и добро, свет и тьма, женское и мужское. Поэтому есть 2 "круга" (по твоей терминологии): 1) то, что мы можем изменить, данной нам ограниченной волей 2) то, что мы не можем изменить, так как это уже подвластно только Абсолютной Воле Аллаха (аль-Джабр).
                                        (-49)
                                        24 ноября'2013 в 21:43
                                        • Ну, совсем другой разговор - все тот же старина Riddik.
                                          (-748)
                                          24 ноября'2013 в 22:03
                                          • Абу Салих, вы с ридиком уже совсем закружились. Дуализм не из ислама.
                                            (-748)
                                            24 ноября'2013 в 22:11
                                            • Абу Салих, брат, вот с теми твоими формулировками, которые уже в этом сообщение, я в общем должен согласиться, но если ты перечитаешь свое предыдущее сообщение, то увидишь "Можно было просто написать, что есть частичная воля, данная Аллахом человеку (аль-ихтияр аль-джузи) и Карающая Всемогущая Воля Аллаха (аль-джабр)", а это нЕсколько иное, так как содержит в себе утверждение априори, что все то, что лежит в области за пределами частичной воли человека, есть Кара от Него, а это не так, так как мы НЕ ЗНАЕМ, что это такое именно, и наше понимание блага и убытка ограничено нашими знаниями, знаниями смертных.
                                              А по поводу андрюхи, то я и сказал, что не знаю, что у него в сердце, и это только между ним и Аллахом, а вот то, что он декларирует открыто, свидетельствует о куфре (неверии). Да, я не отрицаю, что он может во что-то там верить, но это не ислам. Если считать мусульманином просто по самому факту того, что он верит во что-то одно, то придется и иудеев признавать мусульманами, и часть христиан, но мы этого не делаем, поскольку исламская 'акыйда стоит на определенных столпах и отрицание какого-то одно из столпов - куфр. Даже по отрицанию какого-то из качеств/имен Аллаха могут быть проблемы. Отрицание даже какого-то из столпов имана может влечь цепное отрицание многих других вещей, даже если человек сам того не понимает (сейчас долго расписывать, но это так, брат). Как я уже сказал, то за свой такфир я сам отвечу в Судный День.
                                              Что касается возраста, то не знаю, наверное, молод (мне, иншалла, 33 будет), тут уж сколько Аллах дал, столько прожил, и проживу ровно столько, сколько Аллахом Субхана уэ Та'аля отмерено. Как это связано с моими знаниями или с моей поспешностью, я не знаю, брат.
                                              (-405)
                                              24 ноября'2013 в 22:56
                                              • Мир не двоичен, брат.
                                                (-405)
                                                24 ноября'2013 в 22:58
                                                • Riddik, такфирнем?
                                                  (-748)
                                                  24 ноября'2013 в 23:08
                                                  • андрюха, какой еще дуализм. Дуализм (объясняю для особо одаренных) - это вера в двух богов. Присутствует в зороастризме.
                                                    Ты вообще Куран читаешь. НА! включи мозг:
                                                    «Хвала Тому, кто создал все пары из тех, что выращивает земля, и из них самих, и из того, чего они не знают» (Священный Коран, 36:36). Сура Ясин.
                                                    (-49)
                                                    24 ноября'2013 в 23:09
                                                    • Riddik, и ты почитай Куран - помогает, говорят.
                                                      (-49)
                                                      24 ноября'2013 в 23:10
                                                      • Riddik, вот тебе еще аяты :
                                                        Например, из суры «Рассеивающие»: «Мы в паре сотворили всяку вещь, Быть может, вам над этим стоит поразмыслить!» (Священный Коран 51:49) - явствует, что все создано парами. Коран указывает, что это важный всеобщий принцип.
                                                        Айат же из суры «Поэты»: «Ужель не приходилось им На Землю посмотреть (и поразмыслить): Как много разных благородных пар На ней (Мы волею Своей} взрастили» (Священный Коран 26:7) - привлекает наше внимание к сотням тысяч различных пар, находящихся перед нашими глазами, и напоминает о величии и щедрости Аллаха. Айат из суры «Йа син» - более глобальное и интересное откровение:

                                                        «Хвала Тому, кто в парах создал все,
                                                        Что жизнь рождает на земле;
                                                        Попарно существуют души ваши,
                                                        И все незримое, что окружает вас,
                                                        И что доселе ваше знанье не постигло»
                                                        (Священный Коран 36:36).

                                                        Иначе говоря, наряду с парами, которые нам известны, имеются пары, о которых у нас нет ни малейшего представления.

                                                        Да, Аллах приглашает нас задуматься, когда, перечисляя все Свои дары, указывает, что и растения составляют такие же пары, как мужчина и женщина, а в атоме образуют пару электроны и ядро. Он привлекает наше внимание к противостоянию вещества и антивещества, к тому, что все существующие на свете, кроме Него Самого, одушевленные и неодушевленные создания разной величины и с разными свойствами имеют пару.
                                                        (-49)
                                                        24 ноября'2013 в 23:16