Их нравы

Раввин на нарах

В Б-госпасаемом Израиле, как известно, есть главный раввинат, возглавляемый двумя раввинами, ашкеназским и сефардским. Предыдущего ашкеназского главного раввина зовут Йона Мецгер, и сейчас он находится под следствием по подозрению в попытках помешать этому следствию, а также в получении миллионов шекелей незаконным путем. Это — сухие факты.

В остатке имеем статного и благообразного (запомните два этих прилагательных) человека, который на протяжении десятилетней каденции работал, упрощенно говоря, начальником загса, летал за границу и, как утверждает полиция, вдали от родины агитировал жертвовать в пользу энного числа частных благотворительных организаций — за немалое вознаграждение. Грубо говоря, за откаты. Стрингерский сайт News1 опубликовал курьезные подробности обыска: полученные деньги главный раввин хранил не только в сейфе, но и в шкафу с религиозной литературой.

Среднестатистический израильтянин испытывает к главному раввинату спектр чувств, от недоумения до ненависти. Для этого имеются исторические предпосылки: иудаизм всегда был децентрализован, а вышеозначенная структура была создана исключительно для взаимодействия с британскими хозяевами подмандатной Палестины, главными раввинами становятся не благодаря знаниям, а в ходе подковерного политического лоббирования. Наконец, многие секулярные граждане страны отказываются примириться с тем, что единственной формой заключения брака в Израиле является религиозная.

Аарон Барак, бывший председатель Верховного суда Израиля, породил максиму «Все подсудно». Пресловутые часы за 30 тысяч евро на руке духовного лица — на Ближнем Востоке история невозможная. В 2005 году того же Йону Мецгера допрашивали после проведенного им отдыха в иерусалимской гостинице — за счет хозяина заведения. Работник госсектора, которым является главный раввин, не имеет права принимать подарки такого рода. Да и сам факт халявы более чем странен. Крупным и влиятельным раввином Мецгера назвать сложно, преданной паствы у него отродясь не бывало. Поэтому бескорыстных причин для предоставления главраввину и его семье номера в гостинице не было.

Нынешнее дело однозначно куда более громкое. На поверку же общественность, если таковой считать авторов комментов к новостным сообщениям, бурчала, но не кричала. Причиной тому явились конкуренты Мецгера на уголовном поле. Певец восточного шансона Эяль Голан подозревается в растлении малолетних поклонниц, с популярного телеведущего Эммануэля Розена сняты обвинения в сексуальных домогательствах. Голан (местный Лепс) и нимфетки — куда более богатая пища для дискуссий, чем заграничные похождения казенного раввина.
Впрочем, равнодушной общественность не осталась. По соцсетям разошлась видеозапись интервью, которое Мецгер на голубом глазу дал 10 телеканалу израильского ТВ: «В Огайо к моему знакомому подошел негр и спросил: “Что это за статный и благообразный человек летел в самолете?” Узнав, что это главный раввин Израиля, он сказал: “Вау! Тогда я хочу стать евреем”». Йоне Мецгеру припомнили и нынешнюю гордыню, и специфику назначения невыдающегося раввина на высокий пост: раскруткой и продвижением Мецгера занимался ультраортодоксальный сектор. Для него государственный раввинат (который в утопических мечтах отцов-основателей виделся новым Синедрионом, не меньше) — всего лишь средство политического влияния и потенциальная кормушка. 

В Израиле, как было замечено, подсудны все и вся. Бывшему премьер-министру Эхуду Ольмерту инкриминировалось присвоение денег, выделенных на чиновничьи полеты за границу. От уголовного дела в результате остался пшик, а на скамью подсудимых села секретарша политика. Судя по всему, раввина Мецгера ожидает нечто подобное: максимум обвинят в нарушении какой-нибудь должностной инструкции. Отношение же к структуре, которую возглавлял статный и благообразный подсудимый, продолжит ухудшаться. Когда государство берется регулировать вопросы религии, в проигрыше оказываются и религия, и государство.

Автор: Шауль Резник
подписаться на канал
Комментарии 0