30 лет назад американские стратеги ввели понятие «Большой Ближний Восток» (The Greater Middle East), обозначавшее пространство от Магриба до Бангладеш, и объявили эту громадную территорию зоной приоритетных интересов США.
В 2006 г. программа американского доминирования в этом регионе была обновлена и конкретизирована: тогдашний госсекретарь США Кондолиза Райс ввела термин «Новый Ближний Восток», указывавший на план перекройки границ на Ближнем Востоке от Ливана до Сирии, Ирака, Ирана и даже до Афганистана. Все это именовалось стратегией «конструктивного хаоса»… В том же году в американском журнале Armed Forces Journal была опубликована и карта «Нового Ближнего Востока», составленная полковником Ральфом Петерсом, которая стала циркулировать в правительственных, политических, военных и более широких кругах, подготавливая общественное мнение к предстоящим изменениям на Ближнем Востоке.
С началом «арабской весны» американцы перешли к геополитической перестройке региона, что, естественно, поставило вопрос и о судьбе Израиля. Вопрос этот с тех пор не сходит с повестки дня. И какую бы форму ни приобретал данный вопрос, он подается только в одном ключе: Израиль неизменно представляют в виде жертвы. Так, весной 2011 года, в разгар войны против Ливии, когда Палестинская автономия поставила вопрос о своем членстве в ООН, западные СМИ начали дружно кричать о предательстве Вашингтона, «сдающего еврейское государство исламистам». Сегодня, когда абсурдность такого утверждения очевидна практически всем, акцент делается на смертельной угрозе Израилю со стороны Ирана, которая якобы разрастается по мере обострения ситуации в Сирии.
При этом остается в тени либо замалчивается самое важное: глубокая заинтересованность Израиля в дестабилизации положения в окружающих его странах арабо-мусульманского мира и в разжигании войны в Сирии.
***
Между тем о причинах этой заинтересованности откровенно рассказал в своих интервью еще в 2011 году один из создателей влиятельной в кругах израильской элиты доктрины «гиперсионизма» раввин Авраам Шмулевич. Интересно, что «арабскую весну» он оценил как благо для Израиля. «Мусульманский мир, — писал Шмулевич, — погрузится в состояние хаоса, и это будет положительным фактором для евреев. Хаос – лучшее время, чтобы взять ситуацию под контроль и привести в действие еврейскую цивилизационную систему… Мы будем не просто покупать арабскую элиту, а сами кормить ее с рук и воспитывать… Человек, который получает свободу, одновременно должен получать инструкцию, как этой свободой пользоваться. И эту инструкцию человечеству напишем мы… Расцвет еврейства приходит в огне арабских революций».
Говоря о внешнеполитических целях Израиля, Шмулевич подчеркнул необходимость занять «естественные границы по Нилу и Евфрату, установленные Торой», после чего должен последовать второй этап наступления – распространение гегемонии Израиля на весь район Ближнего Востока. Шмулевич и тут предельно откровенен: «Параллельно на Ближнем Востоке начнется цепной процесс распада и переформатирования. Асад… все равно больше года-двух не протянет. Начнется революция в Иордании. Поднимутся курды и Кавказ как неотъемлемая часть Ближнего Востока…». Все это должно выглядеть как один сплошной Ирак или Афганистан.
Шмулевича можно было бы отнести к маргиналам, если бы он не повторял основные положения изложенного еще в 1982 году стратегического замысла израильских верхов, который известен как «план Инона». Это план, направленный на достижение регионального превосходства израильского государства путем дестабилизации и «балканизации», то есть расчленения соседних арабских государств, фактически воспроизведен в проекте «Новый Ближний Восток», изложенном Кондолизой Райс и полковником Ральфом Петерсом.
***
Речь идет о плане «Стратегия Израиля в 1980-х гг.», подготовленном Одедом Иноном, израильским журналистом, прикомандированным к Министерству иностранных дел Израиля. План был впервые опубликован на иврите в феврале 1982 года в журнале «Кивуним» (Пути), издании Информационного отдела Всемирной сионистской организации. В том же году Ассоциация Арабо-Американского университета опубликовала перевод этого текста, сделанный известным израильским публицистом Израэлем Шахаком, который сопроводил перевод своими комментариями. Осенью 2013 г. статья И. Шахака была опубликована в Интернете.
В предисловии к статье в частности говорилось: «Опубликованный документ касается создания «Великого Израиля» и является краеугольным камнем влиятельного движения сионистов, которое представлено сегодня в правительстве Нетаньяху (фракция партии «Ликуд»), а также распространенного среди военной и интеллектуальной элиты Израиля… Войну в Ираке, в Ливане в 2006 г., в Ливии в 2011 г., а также продолжающуюся войну в Сирии и процессы смены режима в Египте в сегодняшних условиях следует рассматривать как часть сионистского плана в отношении Ближнего Востока».
Этот план основывается на двух основных положениях, определяющих условия выживания Израиля в арабском окружении: 1) Израиль должен стать региональной имперской державой, 2) Израиль должен произвести раздел всех прилегающих к нему территорий на мелкие части, развалив существующие арабские государства. Размер этих государств будет зависеть от их этнического или религиозного состава. При этом выделение новых государств на религиозной основе стало бы источником моральной легитимации Израиля.
***
Надо сказать, что идея фрагментации государств Арабского мира не нова, она давно присутствует в сионистском стратегическом мышлении, но публикация Инона, как указывал еще в 1982 г. И. Шахак, представляет собой «точный и подробный план… сионистского режима на Ближнем Востоке, который основан на разделении всей территории на мелкие государства и роспуск всех существующих арабских государств». Здесь Шахак обращает внимание на два момента: 1. В израильской стратегической мысли снова и снова возникает положение о том, что все арабские государства должны быть раздроблены на мелкие части. 2. Бросается в глаза связь с неоконсервативной мыслью в США, в которой присутствует идея «защиты Запада», но связь эта формальна, в то время как реальная цель автора плана – выстроить Израильскую империю и превратить ее в мировую державу («другими словами, — комментирует Шахак, — цель состоит в том, чтобы обмануть американцев, после того, как Израиль обманет всех остальных»).
Главным положением, из которого исходит Одед Инон, заключается в том, что мир пребывает в ранней стадии новой исторической эпохи, суть которого – в «распаде рационалистического и гуманистического мировоззрения как краеугольного камня, поддерживавшего жизнь и достижения западной цивилизации со времен Возрождения».
Мир идет к глобальной войне за ресурсы, и это касается в первую очередь Персидского залива. Оценивая в связи с этим положение в арабо-мусульманском мире, О. Инон пишет: «В конечном счете этот мир не может существовать с его современной структурой вокруг нас и не сталкиваться с необходимостью проходить через революционные изменения. Мусульманский арабский мир построен, как временный карточный домик, сложенный вместе иностранцами (Францией и Великобританией в двадцатых годах XX века), при этом его жители не испытывают желания и не стремятся к тому, чтобы их принимали во внимание. Он был условно разделен на 19 государств, каждое из которых состоит из комбинации меньшинств и этнических групп, которые враждебно относятся друг к другу, так что каждое арабское мусульманское государство в настоящее время сталкивается с этническими социальными разрушениями, происходящими изнутри, а в некоторых уже бушует гражданская война».
Описав разнородную картину арабского и неарабского мусульманского мира, Инон делает вывод: «Эта национальная этническая картина меньшинств, простирающаяся от Марокко и от Сомали до Турции, указывает на отсутствие стабильности и быстрое вырождение во всем регионе. Когда эта картина добавляется к экономической ситуации, мы видим, что весь регион построен, как карточный домик, и не выдерживает серьезных проблем». Вот тут Инон описывает «новые возможности для полного изменения ситуации» которое Израиль должен реализовать в ближайшее десятилетие.
***
В отношении Синайского полуострова – восстановление контроля над Синаем в качестве стратегического, экономического и энергетического резерва в долгосрочной перспективе. «Египет с его нынешним внутриполитическим состоянием — уже труп, тем более если принять во внимание растущий мусульманско-христианский раскол. Развал Египта по территориальному признаку на различные географические регионы является политической целью Израиля… на его западном фронте».
В отношении восточного фронта Израиля, более сложного, чем западный, Инон пишет: «Полный распад Ливана на пять провинций послужит прецедентом для всего арабского мира, и в том числе для Египта, Сирии, Ирака и Аравийского полуострова, и все уже идет именно к этому. Распад Сирии и Ирака позже на этнические или религиозно уникальные области, как в Ливане, является главной задачей Израиля на восточном фронте в долгосрочной перспективе, в то время как исчезновение военной мощи этих государств — задачей на краткосрочный период. Сирия распадется в соответствии со своей этнической и религиозной структурой на несколько государств, как это в настоящее время происходит с Ливаном, так что там будут шиитско-алавитское государство в районе Алеппо, еще одно суннитское государство в Дамаске, враждующее со своим северным соседом, друзы, которые создадут свое государство, может быть, даже в наших Голанских высотах…»
«Ирак, с одной стороны, богатый нефтью, и, с другой стороны, раздираемый внутренними конфликтами, гарантированно является кандидатом для достижения целей Израиля. Его распад для нас является еще более важным, чем распад Сирии… Любые межарабские конфронтации помогут нам в краткосрочной перспективе, а также помогут сократить путь к более важной цели развала Ирака на несколько деноминаций, как в Сирии и Ливане. В Ираке возможно деление на провинции по этническому и религиозному признаку, как в Сирии во времена Османской империи. Итак, три (или более) государства будут существовать вокруг трех крупных городов: Басры, Багдада и Мосула, и шиитские районы на юге отделятся от суннитского и курдского севера».
«Весь Аравийский полуостров является естественным кандидатом на распад в связи с внутренним и внешним давлением, и это неизбежно, особенно в Саудовской Аравии, независимо оттого, сохранит ли она свою экономическую мощь, основанную на нефти, или же она уменьшится в долгосрочной перспективе. Внутренние трещины и пробоины являются понятным и естественным развитием событий в свете нынешней политической структуры».
Иордания представляет собой непосредственную стратегическую цель в краткосрочной, но не в долгосрочной перспективе, так как она не будет представлять реальной угрозы в долгосрочной перспективе после распада, прекращения длительного правления короля Хусейна и перехода власти к палестинцам в краткосрочной перспективе. Нет никаких шансов, что Иордания будет продолжать существовать в своем нынешнем составе в течение долгого времени, и политика Израиля как во время войны, так и в мирный период, должна быть направлена на ликвидацию Иордании с его нынешним режимом и передачу власти палестинскому большинству. Исчезновение режима к востоку от Иордана также приведет к исчезновению проблемы плотного заселения арабами территории к западу от Иордана… Подлинное сосуществование и мир будут царствовать над землей только тогда, когда арабы поймут, что без еврейского государства между Иорданом и морем они не смогут ни существовать, ни чувствовать себя в безопасности…»
***
Далее Инон излагает внутренние стратегические цели и пути их достижения, подчеркивая необходимость серьезных изменений в мире. «Расселение населения является внутренней стратегической целью высшей степени важности, иначе мы перестанем существовать в любых границах. Иудея, Самария и Галилея являются нашей единственной гарантией национального существования… Достижение наших целей на восточном фронте зависит в первую очередь от реализации этой внутренней стратегической цели. Трансформация политической и экономической структуры, с тем чтобы сделать возможной реализацию этих стратегических целей, является ключом к достижению всех изменений. Нам нужно перейти от централизованной экономики, в которой правительство принимает активное участие, к открытому и свободному рынку, а также перейти от зависимости от американских налогоплательщиков к развитию нашими собственными руками подлинной продуктивной экономической инфраструктуры. Если мы будем не в состоянии произвести это изменение свободно и добровольно, то мы будем вынуждены сделать это с помощью развития событий в мире, особенно в области экономики, энергетики, политики и нашей собственной растущей изоляции».
«Быстрые изменения в мире также приведут к изменениям в условиях мирового еврейства, для которого Израиль станет не только последней надеждой, но и последним выбором».
***
Оценивая этот план, можно сделать следующие выводы. Во-первых, поскольку здесь изложены стратегические цели, он рассчитан на долгосрочную перспективу и особенно актуален сегодня. Во-вторых, возможность реализации описанной внешней стратегии связана в нем с серьезными изменениями и в положении самого Израиля, и в общемировом масштабе. Что и стало происходить с середины 80-х гг.
С переходом мирового правящего класса к неолиберальной стратегии в Израиле произошли глубокие перемены, в результате которых страна оказалась под контролем 18 богатейших семей и израильский капитал стал активно вкладываться за рубежом, в то время как израильский рынок, в свою очередь, оказался широко открыт для иностранного капитала. В результате активного «встраивания» страны в мировую экономическую систему израильский капитал настолько слился с транснациональным капиталом, что понятие «национальная экономика Израиля» лишилось смысла. В этих условиях и оказался возможным переход Израиля к активной экспансии, проявляющейся не обязательно в военном контроле и силовом присутствии, но в интеллектуальном и экономическом влиянии и проникновении. Главное – включенность территории в общее поле, в центре которого находится Израиль. Об этом и говорил Шмулевич, когда говорил, что заповедь иудаизма — «быть силой, которая направляет человеческую цивилизацию, которая задает стандарты человеческой цивилизации».
Примером такого арабо-израильского единения является, например, создание инвестиционного фонда Markets Credit Opportunity (EMCO) объемом 1 млрд. долл. швейцарской банковской группой Credit Suisse AG при участии трех крупнейших акционеров банка – израильской бизнес-группы IDB Groupe, государственного инвестиционного фонда Катара Qatar Investment Authority, а также частной инвестиционной компании из Саудовской Аравии Olayan Group. Еще более показательным фактом является то, что Саудовская Аравия поручила старейшей израильской охранной компании G4S обеспечение безопасности паломников во время хаджа в Мекку (периметры безопасности – от аэропорта в Дубае в Эмиратах и район Джидды). Саудовский филиал компании действует тайно с 2010 г., имея возможность собирать персональную информацию не только о паломниках, но и о пассажирах, летящих через Дубай.
***
Что же касается запланированного «хаоса в мусульманском мире», то Израиль осуществляет его чужими руками, действуя исключительно через спецслужбы и поддерживая миф о «жертве исламизма». В этом отношении до сих пор актуально объяснение Израэля Шахака относительно того, почему публикация стратегического плана Израиля не представляет для него опасности.
Указав, что опасность эта может исходить только от арабского мира и из США, он подчеркивал: «Арабский мир до сих пор демонстрировал свою абсолютную неспособность к подробному и рациональному анализу израильско-еврейского общества… В такой ситуации даже те, кто кричит об опасностях израильского экспансионизма (которые вполне реальны), делают это не из-за фактических и детальных сведений, но из-за веры в миф… Израильские специалисты предполагают, что в целом арабы не обратят внимания на их серьезные дискуссии о будущем». Похожая ситуация и в США, где вся информация об Израиле берется из либеральной произраильской прессы. Из этого Шахак сделал следующее заключение: «Поскольку существует ситуация, в которой Израиль является действительно закрытым обществом для остального мира… публикация и даже начало реализации такого плана являются реалистичными и осуществимыми».
"Они хитрят, и Я Хитрю!(Аллагь Азза ва Джалля о Себе Самом)" - سورة الطارق