Слова Пророка Мухаммада «Ваше тело имеет на вас право» (Сахих, аль-Бухари) стали основанием их удивительных достижений в области медицины, фармакологии и гигиены |
|||
Для первых мусульман знание было сокровищем, к которому они всеми силами стремились. Не были исключением и медицина с фармакологией.
Методы первых мусульманских врачей указывают на то, какое значение они придавали сохранению здоровья с помощью неагрессивного вмешательства при помощи сил природы. Они твердо придерживались принципа Гиппократа «Не навреди», который также отражался в их религии.
Слова Пророка Мухаммада «Ваше тело имеет на вас право» (Сахих, аль-Бухари) стали основанием их удивительных достижений в области медицины, фармакологии и гигиены.
История свидетельствует, что становление и развитие медицины в исламской цивилизации проходило через три этапа. Первый этап – начало 7 века – был периодом, когда исламский мир собирал и переводил сочинения греческих, персидских, ассирийских, индийских и византийских лекарей.
Довольно скоро мусульманские врачи начали углублять имеющиеся на то время знания о человеческом теле, не только переосмысливая чужой опыт, но и расширяя свои горизонты экспериментальным путем. Именно на период «золотого века» исламской цивилизации приходятся важные открытия мусульманских врачей в области врачебной науки, фармакологии, траволечения, диетологии и ботаники. Этот второй этап пришелся на 9-13 века.
Вместе с закатом исламской цивилизации наступил застой, а затем упадок исламской медицины.
На втором этапе огромный вклад в процветание медицинской науки сделали многие арабские и неарабские врачи, такие как аль-Рази (841 – 926), ибн-Сина, на Западе известный как Авиценна (980 - 1037), которые были пионерами медицины своего времени. Еще несколько столетий европейские студенты постигали медицинскую науку по их сочинениям.
Аль-Рази прославился тем, что в 9 веке создал в Багдаде больницу, которая специализировалась, в том числе, и на душевных заболеваниях. Он также стал новатором холистической и духовной медицины, пропагандируя принцип лечения и оздоровления организма в целом. Свои идеи он изложил в труде «Аль-Тибб аль-Равхани» (Духовная медицина), где подчеркнул важность чистоты сердца, нравственности и добродетели для здоровья человека.
В своем знаменитом сочинении «Аль-Канун фи аль-Тибб» (Канон врачебной науки) ибн-Сина заложил фундамент практической медицины, составил список известных лечебных средств, описал различные заболевания и нарушения, привел рецептуру лекарств от них и изложил рекомендации по лечению.
Равновесие в теле
Уже в 10 веке мусульманские лекари умели лечить заболевания глаз и даже удалять катаракту. Иракский врач и офтальмолог Аль-Маусили придумал специальную иглу для удаления катаракты всасыванием. Тогда же в Багдаде Али ибн Иса написал книгу о глазных болезнях «Памятная книга окулиста», которая сыграла немалую роль в становлении современной офтальмологии.
В 1210 году сириец Ибн аль-Нафис написал трактат о функциях сердца и легких в очищении крови и доработал схему малого круга кровообращения, приведенную Ибн Синой. За несколько веков до открытий западных ученых Ибн аль-Нафис точно описал анатомическое устройство камер сердца и системы кровообращения.
Первые мусульмане также положили начало развитию современной фармакологии, в частности благодаря работам Сабура ибн Сахля, Аль-Рази и Ибн-Сины, написанным в начале 9 века.
Позднее, в 11 столетии, Аль-Бируни создал свой шедевр – книгу о лекарствах и лечебных средствах «Фармакогнозия». Позднее труд Аль-Захрави «Аль-Тасриф» пролил свет на методы приготовления и формулы различных лекарств – от самых простых до сложных по рецептуре.
Главный принцип врачебной науки, как ее практиковали в то время, основывался на понятии равновесия. Считалось, что миссия врача заключается в приведении в равновесие и гармонизации всех функций организма за счет оздоровления человека на физическом, эмоциональном, душевном и духовном уровнях.
На физические заболевания смотрели как на результат накопления избытка в организме отработанных веществ. Причиной накопления вредных субстанций в организме считалось переедание, неправильное питание и другие нездоровые привычки, которые вели к перегрузке пищеварительных процессов и появлению симптомов заболевания.
Еще важнее, что мусульманские врачи всегда были убеждены, что лекаря должно интересовать не только физическое тело, но и душа, которая придает телу жизнеспособность и питает его жизненными соками. Поэтому мусульманским врачам было крайне важно разобраться в болезнях сердца и души и научиться лечить их, а не только справляться с физическими симптомами.
Смешанный подход
Во время третьего этапа развития медицины в исламском мире, около 14 века, возник новый тип трудов по врачебному искусству. Их авторами были религиозные ученые, а не врачи. Их целью было сохранение богатых знаний, накопленных мусульманскими врачами, и их практического опыта от исчезновения под давлением быстро развивающейся западной цивилизации.
Все их труды носили одно название «Аль-Тибб аль-Набави» (Медицина Пророка) и должны были стать альтернативой медицинской науки, базирующейся на наследии греческих врачей. Самыми известными трактатами такого рода были труды Аль-Джаузии, Ас-Суюти и Аз-Захаби, которые заложили основу отрасли знаний, называемой сегодня «исламской медициной».
Советы Аль-Джаузии по обращению с пациентом воспроизводят все тот же принцип равновесия и холистический подход, заложенный мусульманскими врачами более ранних лет. Он рекомендует врачу исследовать все стороны жизни пациента, искать истинную причину заболевания, изучать чувства, настроения и образ жизни пациента, и попытаться отрегулировать его диету, прежде чем назначать лекарства.
Эти врачи хорошо разбирались в «болезнях сердца и души» и придавали большое значение тому, чтобы подходить к ним с профессиональной, но в то же время, гуманной точки зрения. Они знали, какое влияние оказывает на человека стресс, эмоции, насколько важно душевное состояние, и использовали позитивные изречения из Корана и Сунны для того, чтобы укрепить надежду больного, его волю к выздоровлению.
Нравственные ценности, любовь, смелость, терпение, доброта и альтруизм считались лучшими лекарствами для души, молитва предписывалась для поддержания связи с Богом, сохранения телесного и душевного здоровья, укрепления веры, как средство, дающее чувство счастья и энергию для преодоления болезней.
Ас-Суюти выделил шесть первоочередных каналов, равновесие которых важно для предотвращения заразных болезней, и это еще раз доказывает, насколько мудрыми были мусульманские ученые того времени. В связи с этим Ас-Суюти подчеркивает важность таких факторов, как чистота воздуха, качество пищи и воды, физические упражнения и движение, эмоциональное состояние, сон и бодрствование, а также способность организма выводить токсины, избавляться от накопленной вредной субстанции и удерживать ценные питательные вещества.
«Всякий раз, когда возможно применить мягкие средства, не следует применять сильные», - пишет он, рекомендуя врачам быть «учтивым в речи, мягким в словах и близким к Богу».
В свою очередь, Аз-Захаби советует применять исключительно лекарства, подобные обычной пище или родственные ей, которые не содержат вредных или ядовитых веществ.
Но уже в начале 17 века исламскую науку врачевания начала теснить быстро распространяющаяся медицинская наука, более близкая к современному понятию традиционной медицины. Со временем она практически полностью заменила существовавшую в исламских странах врачебную науку и ее методы.
В современном мире исламская медицина практикуется, в основном, в Индии, Пакистане и Бангладеш, где можно найти авторитетные медицинские школы, в которых учат такой медицине и выдают дипломы Индийского медицинского совета.
Хотя эти школы учат методам, в значительной степени сформировавшимся под влиянием традиций античной медицины, на Ближнем Востоке и в Малайзии немало традиционных врачей, которые дают рекомендации и назначают лечение, опираясь на исламский подход. Многие считают, что это смешение старого и нового, восточного и западного имеет свои преимущества, обеспечивая применение методов, заимствовавших все лучшее у обеих цивилизаций.