Среда обитания

Под страхом смерти

03BE39B9-EFE2-44FE-A45F-8DAFD8B29882_mw1024_mh1024_s

В событиях, произошедших 13 октября 2005 года, погибло большое количество молодых людей как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны нападавших. И это огромная трагедия для Кабардино-Балкарской Республики.  Важнейшей задачей для всех участников процесса является выяснение обстоятельств того, почему  это вообще стало возможным,  чтобы уголовную ответственность понесли именно виновные лица, а не лица, которые обманным путем были вовлечены в эту акцию или волею судьбы оказались не в том месте и не в то время.

Артур Бегидов как в ходе предварительного следствия, так и в ходе судебного разбирательства признал себя виновным частично, а именно по ч.1 ст. 222 УК РФ. Пятого января 2006 года, т.е. спустя почти три месяца после событий,  Бегидов А.В. добровольно явился в здание УБОП МВД по КБР с повинной, при этом подробно рассказал все, что ему было известно.

13 октября 2005 года примерно в 08.00 часов на мобильный телефон Бегидова позвонил односельчанин Альберт Жекамухов, который сообщил, что необходимо подъехать к главному входу на Нальчикский ипподром, так как там происходили  разборки с какими-то людьми. Бегидов на маршрутном такси подъехал к указанному месту, где его встретил житель селения Кенже Альберт Хамгоков. На вопрос Бегидова: «Где остальные ребята?»,  Хамгоков А. ответил, что сейчас он все узнает и просил идти с ним.

Бегидов вместе с Хамгоковым проследовал в частное домовладение, расположенное на пересечении улиц Интернациональной и Мальбахова  в г. Нальчике. В домовладении Бегидов увидел около 15 человек, одетых в обычную одежду,  из которых  знаком был только с жителями селения Кенже Альбертом Жекамуховым, Асланбеком Унажоковым, Атмиром Барагуновым и Хусейном Хуболовым.

Позже, уже в ходе предварительного следствия Бегидову стали известны имена и фамилии других молодых людей, которые находились в домовладении, это были  Рустам Нафедзов, Азамат Канчукоев — человек со странным акцентом, которого называли «Азиз», Заур Гучев, Аслан Замаев, Руслан Тамазов, Артур Эздеков, Арсен Бозиев.

В тот момент, когда Бегидов вошел в дом, он увидел что всем присутствующим раздавали оружие.  Хамгоков дал Бегидову автомат АК. На вопрос Бегидова: «Что здесь происходит?», Жекамухов ответил, что должно произойти нападение на объекты правоохранительных органов г. Нальчика, а именно задачей его группы является нападение на пограничную часть, расположенную по ул. Кабардинской в г. Нальчике. Бегидов не согласился с Жекамуховым и сказал, что не намерен участвовать в данной акции, однако Жекамухов пригрозил ему и сказал, что Бегидов должен выполнять все его команды.

Услышав недовольство Бегидова, человек по имени «Азиз», обращаясь к Бегидову и  другим недовольным молодым людям сказал, что он лично убьет того, «чью спину он увидит» и  кто откажется участвовать в нападении. Также он говорил о том, что он знает, где проживают их близкие родственники, тем самым оказывал давление,  и эти угрозы, как показывал на многочисленных допросах Бегидов, он воспринял реально.

В этот момент во двор домовладения заехала  «Газель» с тентом синего цвета, за рулем был гражданский человек, которого «Азиз» вывел из автомашины и, не разрешая поднимать  голову, завел в ванную комнату. Жекамухов сказал Бегидову сесть за руль «Газели»,  при этом снова напомнил, что Бегидов должен точно выполнять его указания. Сев в автомашину, Бегидов положил автомат на пол «Газели» между сиденьями, где он впоследствии и остался.

В кабину вместе с Бегидовым сел Нафедзов, все остальные сели в кузов «Газели», после чего Нафедзов, направив на Бегидова дуло автомата,  сказал выехать со двора и двигаться строго по его указанию. Жекамухов, Хамгоков и Хас выехали на автомашине «Нива» в сторону расположения погранотряда, а «Газель» следовала за ними.

На пересечении улиц Гагарина и Кирова в г. Нальчик Нафедзов сказал Бегидову  повернуть направо, однако, в связи с тем, что Бегидов не желал ехать дальше и намеревался убежать при первой возможности и, зная,  что «Газель» застрянет в грязи, нарочно заехал на бордюр. Получилось все именно так, как задумал Бегидов: действительно, машина застряла в грязи на газоне. Наставив автомат, Нафедзов стал угрожать Бегидову, что убьет его, однако последнему удалось убедить его, что заехал в грязь не специально.

В это время Нафедзов, подбежав к пассажирской «Газели», выстрелив из автомата в воздух два одиночных выстрела, приказал водителю покинуть автомашину, что он и сделал. После чего они все пересели  в пассажирскую «Газель», а Бегидова, угрожая автоматом, Нафедзов снова посадил за руль.

Свой автомат Бегидов нарочно оставил в грузовой «Газели», на полу между сиденьями, и об этом он говорил на всех допросах. Если верить версии обвинения, что Бегидов, зная о нападении, желая в нем участвовать,  поехал на встречу с Хамгоковым, то зачем ему нужно было оставлять свой автомат в машине, как бы он мог захватить целую воинскую часть без оружия вообще?!

Далее, не доезжая до главных ворот пограничной части по ул. Кабардинской примерно 70-80 метров, Нафедзов сказал Бегидову остановить «Газель», так как увидел милицейскую автомашину, возле которой стояло двое сотрудников милиции. Бегидов остановился, а Нафедзов стал стрелять по сотрудникам, но они успели убежать. После этого, Нафедзов начал стрелять в сторону погранчасти. Из машины все стали выходить, в них начали стрелять со стороны погранотряда.

Бегидов в это время забежал за угол погранчасти, за ним следом забежали Унажоков, Барагунов, чуть позже подошли «Азиз» и Гучев, который нес на плечах раненого Нафедзова. После этого, на автомашине « Газель» к ним подъехал Канчукоев, и по требованию Нафедзова они все, кроме Бозиева, который был ранен и оставался возле дерева у погранчасти и убитого Эздекова, сев в машину, направились в сторону ул. Осетинской.

В районе  Вольного Аула машина повернула в переулок, и там «Азиз» сказал какому-то мужчине, что у них раненые и им нужна помощь, после чего Тамазова и Нафедзова завели в домовладение. Далее, по требованию «Азиза»,  автомашина направилась в центр города, где якобы нужна была их помощь. Подъехав к рынку, на углу улиц Шогенцукова и Ногмова, несколько человек вышли из автомашины и убежали за угол, в сторону ул. Пушкина.

Что они там делали, Бегидов не видел, так как он и еще несколько человек оставались возле машины. Примерно через три-четыре минуты они вернулись, по указанию «Азиза» все погрузились в «Газель» и поехали в сторону ул. Кабардинской, где навстречу им ехала милицейская автомашина «УАЗ». Когда автомашины сблизились, «Азиз» начал стрелять по «таблетке». В это время автомашина «Газель» столкнулась с деревом, отчего Бегидов А.В. упал на пол автомашины.

Примерно 20 секунд происходила перестрелка «Азиза» с сотрудниками милиции. После того, как стрельба утихла, Бегидов, выйдя из автомашины, увидел труп сотрудника, в этот момент он услышал, как кто-то говорил о том, что еще один раненый сотрудник убежал за угол.  После того, как Канчукоев не смог завести «Газель», «Азиз» приказал всем пересесть в «УАЗ», что ребята и сделали. Далее «Азиз» сказал, что нужно отходить на базу, для чего указал сидевшему за рулем  Канчукоеву ехать в район Вольного Аула, где машина свернула в какой-то переулок.  В этот момент по автомашине начали стрелять, в  результате чего Канчукоев получил ранения в руку и плечо. Кто именно стрелял по автомашине,  Бегидов не видел.

После этого, все люди, которые находились, в машине зашли в какой-то двор и через огороды вышли в район школы № 12. «Азиз»  вышел на улицу, с которой осуществляется главный вход в школу и остановил пассажирскую  «Газель», водителя которой он попросил  выйти и также сообщил, что свою автомашину он сможет забрать чуть позже в вольноаульском саду. На данной «Газели» Бегидов и другие молодые люди заехали в сад,  оттуда проехали к лесу и, выйдя из машины, по лесу  направились пешком в сторону селения Хасанья.

Через Хасаньинский лес они шли примерно сутки. Так они дошли до Кенженского леса, до того места, где была установлена палатка с блиндажом, и где уже находились Жекамухов и Хас. Отдохнув в этом месте примерно около часа, они пошли дальше. Выйдя из леса, молодые люди оказались на поляне, которую местные жители называют «телевизор», выйдя оттуда и дойдя до пепло-карьера, разбили палатку и находились там около 4-х дней.

Бегидова  все это время не покидало желание уйти от этих людей, и он говорил им об этом, но Жекамухов сказал, что он уже слишком много знает и сдаст их при первой возможности.  В последние сутки Хас сказал, что недалеко от этого места слышал голоса, и что это сотрудники милиции, приказал собираться и уходить. На следующий вечер Жекамухов разрешил всем расходиться, при этом пригрозил Бегидову и другим молодым людям никому ничего не говорить о том, что они видели и слышали. Бегидов пошел к себе домой.

Из показаний Бегидова, данных им на следствии и оглашенных стороной обвинения в ходе судебного разбирательства, следует, что Бегидов на момент 13.10.2005 года ни в какой «Джамаат» не входил.  Ему не было известно о том, что в республике якобы был объявлен «Джихад», также ему не было известно, кто руководил всеми группами 13.10.2005 года и какие именно задачи были поставлены перед группами, и тем более не владел информацией о наличии какого-либо оружия у групп.

Кроме того Бегидов не произвел ни единого выстрела из переданного ему Хамгоковым автомата, так как он был им оставлен  в салоне «Газели», брошенной на углу улиц Гагарина и Кирова в г. Нальчике.

На протяжении почти трех месяцев после событий 13.10. 2005 года в средствах массовой информации представители власти КБР постоянно призывали людей, принимавших какое-либо участие в событиях и на чьих руках нет крови, сдаться правоохранительным органам, при этом гарантировали  объективное разбирательство в разумные сроки. Поверив этим обещаниям государства, будучи уверенным в том, что на его руках крови нет, Бегидов добровольно  05.01.2006 года явился в УБОП МВД по КБР, где собственноручно написал явку с повинной.

Таким образом, при наличия желания, у него были и время, и возможность скрыться от предварительного следствия и суда, однако он ими не воспользовался. Представители государства жестоко обманули Бегидова и вместо объективного рассмотрения его дела в разумные сроки, он на протяжении почти восьми лет содержится под стражей в самых жестких условиях.

Бегидову никто не запрещал делать намаз, сотрудники милиции ни его, ни членов его семьи не преследовали, существовавшая власть его полностью  устраивала. Ни с Басаевым, ни с Горчхановым, ни с Астемировым, ни с Мукожевым, ни с Кудаевым Бегидов лично знаком не был и никогда с ними не встречался. Он не отрицает наличие 13.10.2005 года у него оружия очень короткое время, однако он не произвел ни одного выстрела.

Таким образом, Бегидов отказался от совершения каких-либо преступлений. У него не было возможности скрыться и не участвовать в описанных им событиях, так как угрозы со стороны «Азиза», Нафедзова, Жекамухова он воспринимал реально. И как следует из всех показаний Бегидова,  он не знал и не мог знать о готовящемся нападении.

Оглашенные и исследованные стороной обвинения в ходе судебного заседания документы являются скорее доказательствами со стороны защиты, а не обвинения. Показания многочисленных потерпевших и свидетелей обвинения по эпизоду «погранотряд», которые кроме самого факта нападения на погранчасть, не подтверждают виновность ни Бегидова, ни других подсудимых по данному объекту в инкриминируемых преступлениях.

Что касается показаний других подсудимых по данному объекту конкретно в отношении Бегидова, следует обратить внимание на отсутствие в них противоречий с показаниями Артура,  его показания никем не опровергнуты. Единственным человеком, у которого показания на следствии отличались от показаний Бегидова, был подсудимый Хуболов. Однако, в прениях сторона обвинения и сама фактически признала их несостоятельными и просила суд отнестись к ним критически, в связи с существенными противоречиями с показаниями других подсудимых.

Кроме того, принимая и признавая явку с повинной Бегидова от 05.01.2006 года надлежащее оформленным документом, сторона обвинения фактически признала изложенные в явке обстоятельства достоверными.

Сторона обвинения не конкретизировала действия подсудимого Бегидова Артура Вячеславовича,  не исключила имеющиеся сомнения, и, не имея ни одного доказательства, подтверждающего вину Бегидова в инкриминируемых ему преступлениях,  запросила чрезмерно суровое наказание – 17 лет лишения свободы.

Бегидов активно способствовал раскрытию преступлений на предварительном следствии  и сообщил о схроне оружия, о котором ему стало известно в ходе нахождения в лесу с «Азизом», Жекамуховым и Хасом.

Принимая во внимание характеризующие данные о личности подсудимого, который ранее не был судим, не состоял на каких-либо учетах, в том числе и оперативном, положительно характеризуется по месту жительства, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, а также состояние его здоровья, которое в  настоящее время значительно ухудшилось и врачам следственного изолятора на протяжении уже более трех месяцев не удается даже установить его диагноз, а также наличие в материалах дела явки с повинной,  адвокат просит  назначить Бегидову Артуру Вячеславовичу наказание ниже низшего предела, с применением ст. 64 УК РФ

Автор: Тимур Куашев
подписаться на канал
Комментарии 0