В одну из поездок в Израиль мне посчастливилось попасть на раннюю литургию в храм Рождества Христова в Вифлееме.
Начинается она каждый день в 6 часов утра, проходит прямо в пещере, где родился Младенец, царских врат здесь нет, и таинство Евхаристии проходит прямо перед вами, на престоле, расположенном над Вифлеемской звездой.
Священник, православный араб, по-русски не говорил, но разрешил сослужить ему русскому священнику из группы паломников, пришедших на службу.
Служили на арабском, греческом и русском. Певчие, стоявшие тут же, справа от престола, пели по-арабски — как объяснили мне потом, и священник, и певчие — это местные жители.
Арабское пение совсем не похоже на греческое, и тем более — на русское. Несколько раз во время пения паломники услышали слово «Аллах». Россияне из паломнической группы растерянно переглядывались…
Когда-то давно, в Иерусалиме, в торговой лавке недалеко от храма Гроба Господня я познакомилась с семьей православных арабов — у них были красивые византийские иконы. Сын хозяина лавки говорил по-русски.
Он рассказывал, как можно попасть в Иерусалим на Пасху, кто такие люди в одинаковых ярких фиолетово-оранжевых одеждах, которых мы встречали во всех христианских храмах повсюду (оказалось, что это православные эфиопы), и как по-арабски будет «Бог». «Бог — это Аллах», — сказал он, удивившись моему невежеству. И у арабов-христан «Бог» это тоже «Аллах»? — уточнила я. «Конечно», — еще больше удивился мой собеседник.
Вернувшись домой, я прослушала курс лекций о Ветхом Завете, в котором была глава, посвященная именам Бога в авраамических религиях.
Оказалось, что по-арабски «Бог» — действительно «Аллах». Что древнееврейское «Элохим» и арабское «Аллах» имеют один корень.
Что православные арабы, славящие на Литургии «Аллаха», и мои соотечественники в российских храмах воспевают славу Одному и тому же Богу.
А значит, люди, считающие Аллаха «чужим» богом и оскорбляющие его, оскорбляют ни много ни мало — Бога.
Молодые люди, кричавшие на Русском марше, прошедшем в Люблино 4 ноября, оскорбительные словосочетания с именем «Аллах», всего этого, конечно, не знают.
Я понимаю, что главная проблема нынешнего русского национализма — в недостатке образованности внизу и ответственности наверху.
Лидеры, которых нельзя назвать неграмотными, не собираются просвещать свой электорат — им удобнее его использовать. Власти это тоже удобно. Погромный потенциал вообще удобно использовать всем.
Отвечать на требования просвещенного народа тяжело. Придется объяснить, почему в школах не хватает квалифицированных педагогов; почему подготовка ребенка к поступлению в вуз теперь стоит больших денег; почему учителя младших классов пишут по-русски с ошибками; почему выпускники детских домов теперь не имеют льгот при поступлении в вузы; почему на лечение больных детей надо собирать всем миром и отправлять их за границу вместо того, чтобы обучить специалистов и лечить таких детей в России; и зачем мы тратим миллиарды на саммит АТЭС и Олимпиаду в Сочи, если эти баснословные вложения в имидж страны никак не отразятся на жизни ее граждан?
Как объяснить, что он не прав, умному гражданину, считающему, что имидж страны — это не олимпиада, а ее народ, его защищенность, его права? Это невозможно.
Легче управлять народом, который ищет врагов, виновных в своих бедах. Который ненавидит людей за то, что они исповедуют другую религию или принадлежат к другой национальности.
Такому народу достаточно кого-то побить или унизить, чтобы почувствовать себя удовлетворенным.
И такой народ, конечно, стоит той власти, которую имеет. Власти, которая разделяет и властвует по старому, проверенному временем принципу.
В тот день после Причастия паломники столпились вокруг русского священника и просили его объяснить, почему на православной службе в Вифлеемском храме Рождества Христова «пели про Аллаха».
Священник вопроса не ожидал и засмеялся. А потом рассказал о том, как зовут Бога.
И о том, что все мы — дети Авраама, а христианство, ислам и иудаизм — авраамические религии.
Он, конечно, сказал и о том, что каждый верующий считает именно свой путь истинным, иначе это были бы уже не верующие, но что в каждой религии прописано уважение к верующим других конфессий.
Что любовь к ближнему, заповеданная Богом наравне с любовью в Нему, — это не только любовь к родственнику или единоверцу.
Это любовь к любому человеку, который вдруг оказался рядом — на улице, в метро, на дороге в соседнем автомобиле.
Что притча о добром самарянине, оказавшем помощь иноверцу и иноплеменнику, — это как раз о любви к ближнему, которая выше других заповедей Божьих.
Я немного послушала и ушла. Мне было радостно и спокойно за людей, которые остались с этим священником.