Общество

Семинар «Репрессированная сибирская провинция» состоялся

28-29 октября в Новосибирской государственной областной научной библиотеке состоялся Региональный научно-практический семинар «Репрессированная сибирская провинция», организованный НО ИППО «Мемориал», НГО реабилитированных граждан «Колокол» с участием Новосибирской епархии РПЦ, Новосибирского государственного краеведческого музея, музея «Памяти жертв политических репрессий» новосибирской школы №94, государственного казенного учреждения Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области», Новосибирской государственной научной библиотеки и Общественной палаты Новосибирской области при поддержке Правительства Новосибирской области. Одновременно, 28-29 октября в здании НГОНБ экспонировалась выставка с одноименным названием [1], а в школе №94 состоялся III слет активистов школьных музеев.

Уполномоченный по правам человека Российской Федерации Владимир Лукин и председатель международного общества "Мемориал" Арсений Рогинский прислали письмо приветствия и поддержки участникам семинара (приложение 2).

Семинар по предложению организатора и почетного председателя новосибирского «Мемориала» Леонида Соломоновича Труса, скончавшегося 24 мая текущего года, был посвящен 60 годовщине Норильского восстания, жестоко подавленного, но положившего начало расформированию ГУЛАГа. Поэтому доклады участников семинара были посвящены трем темам: террору как основе сталинского режима в региональном преломлении, протестам и сопротивлению в стране и регионе в советскую эпоху, опыту, проблемам и задачам памяти о сталинизме.

На выставке семинара экспонировались копии документов и фотографий [2], представленные Государственным архивом Новосибирской области, новосибирским «Мемориалом» и Новосибирской епархией, а также экспозиция книг [3] из фондов НГОНБ и представленных проф. С.А. Красильниковым. Особый интерес в этой экспозиции представляли книги 1920-30-х годов из коллекции «Возвращенная книга», которые долгие годы были изъяты из открытых фондов, и за хранение некоторых из них можно было сурово поплатиться. Выставка продолжится до 10 ноября. На ее основе планируется организовать передвижную выставку.

В первый день было зарегистрировано 120 участников семинара, во второй зал тоже был полон, так как на него смогли прийти два десятка учителей истории новосибирских школ. В семинаре приняли участие научные сотрудники (от профессоров до бакалавров) и преподаватели новосибирских вузов, профессионально занимающиеся исследованиями различных сторон репрессий 20-30-х годов в Советском Союзе, учителя истории общеобразовательных школ, краеведы, представители общественных организаций, а также несколько человек, подвергшихся незаконным преследованиям, а впоследствии реабилитированных «за отсутствием состава преступления".

Соответственно, программа семинара также имела широкий диапазон от анализа технологии насилия и организации массовых карательных операций, до сообщений о биографии некоторых жертв террора и автобиографических воспоминаний.

Среди докладчиков были два духовных лица: настоятель храма Живоносный Источник г. Искитима протоиерей Игорь Затолокин (стр 45) - историк по образованию и председатель комитета по образованию и науке Духовного управления мусульман Азиатской части России, имам к.ф.-м.н. Ильхом Меражов (стр 17), окончивший новосибирскую ФМШ и НГУ по кафедре «Дифференциальные уравнения».
Сообщение о карательной психиатрии времен застоя сделал правозащитник Андрей Сергеев (23), вынужденный подробно изучить проблему изнутри [4].

Сильное впечатление на участников семинара произвел рассказ учительницы из Искитима Валентины Юргановой, ребенком пережившей оккупацию, депортацию в Германию, а затем ссылку на Родине за несуществующие грехи, арест матери и попечительство беспризорников. В Германии хозяйка фермы, у которой работала мать, крестила девочку, а в России хозяйка комнаты, которую они с матерью снимали, после ареста матери выставила без вещей восьмилетнего ребенка на улицу.

Так как каждый может ознакомиться с тезисами докладов, реферировать доклады не имеет смысла. Ниже мы упомянем только доклады, проблематика которых получила отражение в резолюции семинара.

Алексей Мананников (стр 35) напомнил участникам семинара, что Европейский парламент, учредив в 1988 г. премию им. Сахарова, первыми ее лауреатами назвал самых известных в мире правозащитников: Анатолия Марченко (посмертно) и Нельсона Манделу, ставшего позднее президентом ЮАР. Анатолий Марченко – наш земляк. Он родился в Барабинске и работал на строительстве Новосибирской ГЭС. Он погиб 8 декабря 1986 года после выхода из 117-дневной голодовки с требованием освобождения всех политических заключенных в СССР. Через неделю после его гибели состоялся исторический звонок Михаила Горбачева Дмитрию Сахарову, после которого началось освобождение политических заключенных [5].
Новосибирск занимает первое место в мире среди городов, в топонимике которых представлены (иногда неоднократно!) имена главных вдохновителей и организаторов массовых убийств в Советском Союзе – Ленина (7 названий), Кирова (6 названий), Калинина (6 названий), Дзержинского (4 названий), Орджоникидзе, Урицкого, Свердлова (3 названий), Тухачевского, Эйхе.… Алексей Мананников предложил присвоить имя Анатолия Марченко одной из улиц, площадей или парков Новосибирска.

Александр Рудницкий (62) в своем докладе и презентации [6] напомнил о судьбе некоторых палачей. Одни из них в установленном порядке были арестованы, подвергнуты изуверским пыткам и по заслугам расстреляны, а затем реабилитированы и восстановлены в партии, как например, Филипп Голощекин или Роберт Эйхе. Других, таких как Генрих Ягода, Николай Ежов, Яков Агранов, расстрелянных в таком же порядке, даже бесстыжая и слепая коммунистическая Фемида реабилитировать не решилась.
Казалось бы, юридически эта страница нашей истории закрыта, но в июле текущего года Главная военная прокуратура РФ в связи с изменившимися обстоятельствами реабилитировала Якова Агранова, первого заместителя наркома внутренних дел Генриха Ягоды. Верховный суд РФ отменил это скандальное решение. В ближайшее время по представлению ГВП РФ предстоит рассмотреть правомерность реабилитации высокопоставленных сотрудников НКВД - Ивана Бочарова, Николая Деткина, Прокофия Долгопятова, Константина Валухина, Анатолия Гречухина, Михаила Жигунова и Ефима Либенсона [7].

Нет сомнений, что обвинения сотрудников НКВД в шпионаже и предательстве - только дань традиции, но традиции, в формировании и применении которой они активно участвовали сами, традиции, которая как юридическая отмычка применялась для санкционирования убийства сотен тысяч невиновных людей. С другой стороны, обвинения сталинизма в геноциде признаны законом, а виновные кроме Вождя и Учителя всех народов до сих пор не названы. При этом к делам о репрессиях имеют частичный [8] доступ только родственники пострадавших, а дела чекистов и архивы ФСБ и МВД как военная тайна свято охраняются. То есть эти реабилитации осуществляются в секретном режиме.

В докладе Геннадия Чечулина были поставлены принципиальные вопросы:
Почему государство до сих пор не нашло возможным в какой-либо форме поблагодарить реабилитированных граждан за тяжкий труд в невыносимых условиях концентрационных лагерей во время Великой отечественной войны и в мирное время?
Почему, реабилитировав незаконно репрессированных граждан, государство не извинилось перед ними, как это делается во всех цивилизованных странах? Больше того, оно в законодательном порядке отказалось признать нанесенный реабилитированным гражданам моральный ущерб!

По этим вопросам семинар принял резолюцию (приложение 1), которая, признаться, не планировалась ни оргкомитетом, ни докладчиками и поручил президиуму семинара направить соответствующие публичные обращения органам власти.

В целом семинар прошел организованно и полезно. Оргкомитет предполагает до конца года издать сборник статей, предоставленных авторами докладов, и обеспечить к нему виртуальный доступ. Решено также составить в помощь преподавателям истории и обществоведения методические материалы, которые вместе со сборником предполагается разместить на сайте memorial54.org.

30 октября митинг в Нарымском сквере, у монумента «Памяти жертв политических репрессий» поддержал резолюцию семинара.

 

[1] Новосибирский «Мемориал» благодарит Виктора Александровича Саблина - директора Дома молодежи «Юность» и его коллег за самоотверженную помощь в организации этой выставки, без которой ее своевременное открытие было бы сорвано.
[2] Всего на выставке представлено 11 стендов: Л.С.Трус 1, Л.С. Трус 2, Большой террор: будни, Большой террор: статистика, Жертвы наши невосполнимы, А.Л. Карнаухов, Крестьянская ссылка, Ликвидация кулачества: директивы, Музей ГУЛАГа в Йошкар-Оле, Об исторической памяти, Реабилитация палачей
[3] Экспозиция книг имела следующие рубрики: Возвращенная книга, Они не молчали, Сибирь и репрессии, Сталин и враги народа, Суровая драма народа, , .
[4] Два года он провел на принудительном лечении в психиатрических больницах на основании критериев отмененной в 1992 г. временной инструкции «О порядке применения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершившими общественно опасные деяния», утвержденной Приказом Минздрава СССР от 21 марта 1988 г. № 225 – во времена расцвета карательной психиатрии в СССР. Полностью принудительное лечение ему было отменено 23 сентября 2013 г.
[5] Тогда казалось, что с институтом политических заключенных в нашей стране покончено навсегда.
[6] На выставке этой теме посвящен отдельный стенд «Реабилитация палачей»
[7] Четверо из них в конце своей карьеры руководили региональными управлениями НКВД, Деткин был заместителем начальника УНКВД Куйбышевской области, о последней должности Либензона сведений не найдено.
[8] В соответствии с .4.2. секретного оперативного приказа НКВД СССР № 00447 от 30 июля 1937 г , подписанным Николаем Ежовым, «приговора по первой категории приводятся в исполнение в местах и порядком по указанию наркомов внутренних дел, начальников управления и областных отделов НКВД с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения приговора в исполнение"... сохраняет полным сохранением в тайне времени и места приведения приговора в исполнение...»

Приложение 1

фото Ильхома Меражева
Новосибирский «Мемориал»

Автор: Александр Рудницкий
подписаться на канал
Комментарии 0