Политика

Пора вернуть народу силовиков

Пока не изучил материалы с заседания в Народном Собрании Дагестана «О деятельности правоохранительных органов, в том числе районных (городских) отделений полиции МВД по РД, по обеспечению общественной безопасности на территории РД», думал,  что у Дагестана нет никаких шансов избежать классическую предреволюционную ситуацию. Но, похоже, что у нас появилась надежда на правильный ход.

Оптимист: все будет очень плохо

Надо быть законченным оптимистом, чтобы не видеть, что Дагестан загоняют в такой узкий коридор, где со всех сторон только насилие.  Если перефразировать политические речи ведущих российских политиков в отношении Дагестана, то получается «закрыть-мочить-выслать-закрыть-мочить-не пускать».

Апофеозом этого подготовительного политического артобстрела стала программа «Поединок» на телеканале «РОССИЯ 1».

Надо быть уж очень наивным и несведущим в причинах и технологиях этой программы, чтобы не понимать, что она призвана оправдать действия государства, а не просить у населения.

Поэтому Жириновский Владимир, прекрасно зная, что решения уже приняты,  был настолько уверен, что когда заканчивались доводы, он орал, что не Максим Шевченко, а народ будет голосовать.

Он знал, как «народ будет голосовать». Поэтому у Максима Шевченко и его команды была только одна правильная тактика, и они ей воспользовались – показать, что те, кто орет «мочить Кавказ», это палачи, от которых пострадала вся страна, даже семья Жириновского.

Вы не представляете, как было мне больно слышать от знакомых и близких, что всюду в Дагестане обсуждают этот «Поединок». Мне кажется, Максим Шевченко знал, на что идет, и сделал все что мог. Но приказы так не останавливают. Маховик запущен.

С чего начинается вооруженный конфликт

Если поверхностно посмотреть практически на все современные гражданские войны, то можно обратить внимание на то, что гражданский конфликт превращается в вооруженное противостояние, когда население не смогло договориться с силовиками.

Экстремисты и террористы ведут подрывную деятельность, убивают сотрудников полиции, что называется из-за угла, с гражданских автомашин и в гражданской форме. Силовики вынужденно начинают обороняться от гражданского населения, и происходит разрыв, который все больше расширяется взаимными силовыми акциями.

А потом, обезумевшие от потерь силовики, как они считают в праведном гневе, начинают бороться уже не с террористами, а с гражданским  населением. Соответственно, экстремисты получают широкую поддержку от гражданского населения против силовиков.  И начинается вялотекущая вооруженная гражданская война с пытками, взрывами, внесудебными казнями и взаимным террором.

Когда читаешь в дагестанской прессе о взрывах сотрудников полиции, бомбах на железных дорогах, убийствах полицейских, найденных трупах в сожженных автомашинах, о проведении спец операции в отношении целых сел и пригородных населенных пунктов, то понимаешь, что это и есть самая что ни на есть гражданская война.

И еще один интересный признак: если в мирное время полиция перекрывает города и села для поиска преступников, то перед населением извиняются, так как в мирное время полиция зависит от населения; а в гражданской войне ни один начальник силового блока не извинится перед населением за массовые аресты, неудобства на дорогах, а тем более не будет отчитываться за свои действия.

И когда читаешь, как в Дагестане прошла спец операция и руководители МВД или УФСБ не извинились, и даже не объяснились перед населением, то с горечью понимаешь, что они не ведают, как они помогают экстремистам.

Другими словами, гражданская война начинается тогда, когда силовики проиграли экстремистам конкуренцию за население и сдали себя не подотчетными населению.

Резать или лечить

Наверное, читатель будет прав, если обратит мое внимание, что на территории Дагестана и других субъектов CКФО вялотекущая гражданская война идет в два раза дольше, чем Вторая мировая война, и с чего это вдруг сейчас поднимать крики о безысходности Дагестана.

Человеческая природа так устроена, что даже не большой полугодовой положительный перерыв, когда не получаешь ежедневных сообщений об убийствах и взрывах, кажется мирным, и прерывание этого этапа воспринимаешь, как начало новой войны, которая уже давно идет.

Ситуация действительно ухудшается: с одной стороны в силу социально-экономического кризиса под экстремистскими лозунгами дагестанцев и кавказцев вытесняют с трудовых рынков и бизнеса в сторону родины, а мы всегда жили отходничеством; а с другой стороны власти предлагают решать наши внутренние проблемы социальной напряженности только силовым методом.  Это все равно, что заменить всех врачей хирургами.

При этом «хирургов» объективно трудно критиковать. Секретарь Совета Безопасности России на весеннем заседании в Пятигорске заявил, что силами правоохранительных органов достигнуто значительное уменьшение преступлений террористического характера, но дальше должны работать органы исполнительной власти социально-экономическими методами.

«Доктора» не смогли вылечить болезнь, которая продолжает заражать организм. Опять присылают хирургов, которые вынуждены срочно вырезать зараженные участки. Кого винить?

Чтобы не допустить еще большего обострения вооруженного конфликта и как следствие репрессий в отношении гражданского населения, необходимо срочно останавливать отторжение силовиков от гражданского населения и превращения нас во взаимных врагов.

Не наломать дров

Конечно, я вынужден сказать БОЛЬШОЕ СПАСИБО депутатам Народного Собрания и тем политикам, кто их принудил собраться на круглый стол.

За 5 дней до заседания в своей статьей на «Кавказской политике» про криминогенную ситуацию в Дагестане я обратил внимание на то, что МВД Дагестан избегает давать отчет о своей деятельности благодаря инструкциям МВД России, и депутаты НС РД навряд ли посмеют вызвать на ковер охранительные органы.  Получается, я ошибался. Признаю.

На заседании в НС РД, судя по материалам на сайте, поднимали очень интересные вопросы. Например, выяснилось, в каких районах полиция вообще не отчиталась перед населением. Для сравнения могу привести пример, что в Приэльбруском районе КБР в конфликтный период полиция отчитывалась перед населением еженедельно! И это дало свои положительные результаты. А тут в условиях гражданского конфликта какие-то начальники отделов полиции позволяют себе не отчитываться.

По итогам заседания было принято решение подготовить в течении 10 дней рекомендации в адрес государственных и муниципальных органов власти. Это тоже хорошо, что не стали лепить глупости под горячку.

Не знаю, чем будут руководствоваться авторы итоговых рекомендаций, то ли они все спустят на тормозах и превратят в компанейщину, то ли всерьез решат хоть в чем-то разобраться. Но я бы на их месте подумал бы над тем, чтобы этот документ не выглядел актом о недееспособности  полиции и силовиков. Такой критикой вернуть силовиков народу не получится. «Профессиональный наезд» на МВД у Народного Собрания тоже не получится.

Также предлагаю включить в итоговые рекомендации поручение всем депутатам Народного собрания РД в ближайшие три недели выехать в свои муниципальные образования и  провести открытые заседания с отчетом местных правоохранительных органов перед населением.

При этом предлагаю осмотреть отделы полиции, следственных комитетов, судов  и прокуратуры на предмет доступности для населения, наличия доступной информации о деятельности правоохранительных органов. Получить статистические данные по криминогенной ситуации.

Соответственно, Народному Собранию следует  обратиться к руководству соответствующих охранительных органов с просьбой провести на местах совместные с депутатами НС РД  заседания с участием актива муниципальных образований и обязательным обсуждением уголовной статистики, системы приема граждан и их обращений.

Эта работа  не должна рассматриваться как некая проверка. Это попытка помочь решить общие для населения и правоохранительных органов проблемы. Вот, например, и.о. мэра Махачкалы, кстати, одновременно являющийся депутатом Народного Собрания, когда в последний раз обходил отдел полиции на территории города, куда приходят жаловаться горожане? Проверял ли он как работает система 02?

В этом смысле хороший пример подает председатель Верховного Суда Дагестана. Мои коллеги и я не всегда согласны с его судебным мнением. Но его регулярные вояжи по районам с приемами граждан на местах показывают, что он думает о приближении правосудия к народу.

И еще не могу не сделать одно замечание. Судя по материалам о заседании, участники пошли по пути старинной народной забавы – найти крайнего. И этот крайний является муниципалитет. Конечно, после того, как на федеральном уровне додумались увольнять главу муниципальных образований за межэтнические конфликты, ругать депутатов за такую «новинку» не стоит, тем более, что этим уже грешат на всех заседаниях антитеррористических комиссий. (Рекомендую почитать на эту тему пост главы Северной Осетии).

У нас много любят скидывать проблем, которые сами не могут решить на уровень муниципалитетов. Кроме того, анекдотичным выглядит ситуация, когда главы муниципальных образований без наличия собственной полиции обязаны отвечать за правопорядок, а главы охранительных органов в этих муниципальных образованиях отвечают только за статистику.

Надо всегда помнить главное: за черными масками охранительных органов, также как за масками и спецодеждой хирургов, бывают разные люди: и плохие и хорошие, и умные и глупые, но и те и другие не являются хозяевами нашего общества и здоровья. ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ДОЛЖНО БЫТЬ ЗА НАМИ, и тут главное самим себе не сделать хуже.

Автор: Расул Кадиев
подписаться на канал
Комментарии 0