Правохранительные органы периодически наведываются в исламские кафе
На днях сотрудники полиции Дагестана провели рейды в ряде исламских кафе в Махачкале, в результате которых было задержано около 40 человек. Еще раньше в республике были закрыты исламские детские сады и школы. Конкуретная борьба между представителями двух религиозных течений - суфиями и салафитами - перешла на экономические рельсы. Наш специальный корреспондент в Дагестане Рамазан Раджабов — о переделе бизнеса с религиозным оттенком.
Сеть кафе «Азбар» в Махачкале пользуется популярностью среди молодежи. Там подают халяльную еду по приемлемой цене, да и обслуживание на высоком уровне. То же самое можно сказать и о ресторане «Рум». Но в последнее время туда зачастили не только клиенты, желающие вкусно поесть, но и люди в масках. Правохранительные органы периодически наведываются в «Азбар» и «Рум» и забирают работников и клиентов заведений в РОВД. Очередной такой рейд прошел на днях — с 12 по 14 октября в Махачкале прошли массовые задержания работников и посетителей исламских кафе и ресторанов. Без объяснения причин в полицию было доставлено около 40 человек.
Как сообщил один из работников ресторана «Рум» Руслан Буравцов, правоохранительные органы задерживают их с коллегами не в первый раз. И ни разу им не было предъявлено обвинение или объяснены причины задержания. Просто забирают в РОВД и держат несколько часов, говорит он. «В отделе нам не предъявляют ничего, просто спрашивают, почему бороды оставили, а усы подстригли. Говорят, мол, это не наша традиция. Каждый раз стандартный набор вопросов, на который получают стандартный набор ответов», – рассказывает Руслан. Правда, на этот раз в отношении нескольких человек были возбуждены административные дела по статье «хулиганство». Но после оплаты штрафа в 400 рублей все они были отпущены.
По словам хозяев заведений, в Дагестане идет давление на халяльный бизнес, и именно на тот, которым владеют так называемые салафиты. «Естественно, это раздражает местных силовиков. Раздражает это также представителей суфиев, которые ведут такой же бизнес, и для которых мы являемся конкурентами. Этими частыми налетами силовиков и акциями с «маски-шоу» они хотят отпугнуть наших клиентов», – говорит Мухамад, владелец одного из исламских кафе.
Похоже, что политические интересы властей Дагестана и экономические интересы близких к ним духовных лиц сошлись — в республике многие говорят о переделе халяльного бизнеса.
Мечеть раздора
Около одной из мечетей в Ленинкенте в пригороде Махачкалы в минувшую пятницу собралось большое количество силовиков. Люди в гражданской форме, представлявшиеся «местными ополченцами», досматривали въезжающие машины. Как сообщали очевидцы, в мечеть не хотели пропускать так называемых салафитов. Силовики в это время молча наблюдали за происходящим и в ситуацию не вмешивались. Очевидцы рассказывают, что проверкой машин, скорее всего, занимались молодые люди, мобилизованные Духовным управлением республики.
По окончании пятничной молитвы, группа местных жителей, придерживающихся суфийского течения ислама, собрались возле мечети и потребовали, чтобы в нее не пускали «салафитов». Пресс-служба дагестанского МВД подтвердила эту информацию. «Представители полиции предприняли меры по предотвращению возможных беспорядков. Так называемых ополченцев в Ленинкенте нет и в данный момент никто не досматривает транспорт», сообщили в пресс-службе МВД по Дагестану. Но конфликтная ситуация вокруг ленинкентской мечети не разрешена. И прихожане опасаются возможных столкновений между последователями различных религиозных течений.
Новые власти и старые грабли
По мнению многих экспертов-исламоведов, в последнее время в Дагестане заметно усилилось давление на так называемых салафитов. Федеральные силовые структуры в преддверии сочинской Олимпиады пытаются полностью взять под контроль ситуацию на Северном Кавказе. Однако действуют при этом старыми методами, которые лишь усугубляют и без того сложную ситуацию в регионе. Некоторые эксперты отмечают, что давление на альтернативные общины верующих в Дагестане началось после назначения временным главой республики Рамазана Абдулатипова. В республике начали закрывать исламские детские сады, школы, усилился контроль над мечетями. А некоторые лидеры салафитской общины и вовсе были выдавлены из республики.
Правда, руководитель Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев полагает, что ситуация в Дагестане не совсем зависит от руководителя республики. Абдулатипов, как проводник федеральной политики, должен претворять в жизнь волю Кремля, да и силовые структуры ему не подчиняются. Ни местные, ни федеральные. «Работают здесь прикомандированные силовики, которые часто действуют как военные, не проводя оперативную работу как положено. Они задерживают людей, а с задержанными не особо церемонятся. Приезжие силовики мало знакомы с местными традициями и обычаями. Поэтому конфликты и противостояние неизбежны», – считает Руслан Гереев.