Эта история произошла много веков назад, когда Пророк Ибрахим, мир ему и благословение Аллаха, привёз своего малолетнего сына Исмаила и его мать Хаджар в пустынную местность, где не было ни людей, ни пропитания, и оставил их там. Хаджар спросила Ибрахима: «Аллах ли повелел тебе это сделать?» – и когда получила утвердительный ответ, сказала: «Тогда Он не оставит нас!»
Через некоторое время, когда закончились их запасы еды и питья, маленький Исмаил начал сильно мучиться от жажды, и Хаджар взобралась на ближайший холм в надежде увидеть людей или источник воды. Она смотрела в белую пустынную гладь до боли в глазах, но никого не увидела. Поэтому она спустилась с этого холма и побежала к другому. Она проделала этот путь семь раз, после чего увидела ангела, который своим крылом рыл землю, пока оттуда не забила вода. Это был «Зам-зам». А вскоре на том месте была основана Мекка и построена Кааба.
Эта верующая женщина сквозь века научила нас не только одному из обрядов хаджа. Своим примером она также учит нас одной из основ веры – полному упованию на Аллаха и отказу от отчаяния, о чём мы и поговорим в данной статье.
Таваккуль
Упование (таваккуль) означает: полагаться на кого-то, доверяя его силе, или испытывая свою неспособность.
В шариатской терминологии таваккуль – это сильная надежда на Аллаха в получении желаемого и избавлении от неприятного вместе с выполнением разрешённых шариатом причин.
О важности и обязательности упования на Всевышнего говорят следующие аяты Корана:
«И уповай на Живого, Который не умрёт…» (Коран. 25:58);
«На Аллаха пусть уповают верующие!» (Коран. 14:11);
«…а решившись (на что-либо), уповай на Аллаха» (Коран. 3:159);
«И кто станет уповать на Аллаха, тому будет Его достаточно» (Коран: 65:3);
«Верующие – это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, у которых увеличивается их вера, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа…» (Коран. 8:2).
К большому сожалению, многие люди не проявляют должного отношения к этой составной части веры.
Одни из них считают, что полагаться на Аллаха означает ничегонеделание, оставление совершения каких-либо дел и использование причин, полагая, что Аллах Сам исправит ситуацию, отведёт беду или окажет помощь. Лёжа на диване, они ждут манны небесной, которая, конечно же, на них не сыпется.
Другие же полностью полагаются только лишь на самих себя, на своё умение, таланты, труд или же помощь посторонних, при этом забывая или вовсе не думая о том, что всё происходит только лишь по воле Аллаха.
Настоящее упование на Аллаха заключается в знании того, что любое дело зависит от Него, что весь этот мир в руках Всевышнего и Он управляет им так, как пожелает. Если это угодно Аллаху, то это свершится, если нет, то нет. Аллах есть Дарующий и Воспрещающий. Нет силы и могущества, кроме как у Него. Осознав это, человек всем сердцем полагается на своего Господа в приобретении благ и отвращении вреда.
Человек должен целиком и полностью полагаться на своего Господа в своём стремлении обрести то, что ему необходимо. Однако при этом он должен прилагать все свои усилия для создания благоприятных предпосылок, чтобы достичь своей цели.
Более того, если человек начинает уповать на кого-либо или что-либо в том, что может сделать только лишь Аллах, например, в даровании пропитания, здоровья, потомства и т. д., то он тем самым впадает в грех многобожия. Разрешается попросить или уполномочить другого человека на совершение того, что в его силах, и уповать при этом на Аллаха, чтобы Он облегчил путь к желанному.
Отчаяние
Противоположностью упованию является отчаяние, потеря надежды на помощь и милость Аллаха, что является одним из больших грехов.
Всевышний говорит в Коране: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?» (Коран. 15:56.)
Вред и опасность отчаяния может проявляться в двух вещах:
1. Когда человек, испытывающий определённую нужду или трудность, не получает скорого ответа и помощь от Всевышнего, как он этого желает. Он не хочет проявить терпение, полагаясь на помощь и мудрость Аллаха. Вместо этого он отчаивается в Нём и начинает прибегать к помощи тех, кто, на его взгляд, способен решить его проблему или дать успех в делах. И как часто мы видим людей, обращающихся к могилам, колдунам, камням и другим вещам, которые на самом деле не приносят пользы и не причиняют вреда, а только лишь вводят человека в заблуждение и усугубляют его положение перед Всевышним.
2. Человек может окинуть взглядом прожитую жизнь, и ему может показаться, что, кроме грехов, у него ничего нет. И он в действительности мог совершать много больших и малых грехов. И тут Иблис может внушить ему, что он безнадёжный грешник, которому нет прощения, и человеком может овладеть отчаяние. Или же он может внушить человеку ложный стыд, из-за которого человек будет стесняться покаяться перед Аллахом. Это приводит к тому, что человек отказывается исправляться и продолжает совершать грехи и преступления. Однако Всевышний успокаивает верующих, чтобы они не отчаивались в Его милости, говоря: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный”» (Коран. 39:53).
Ислам
Одной из особенностей ислама является его всеохватность. Даже такие духовные вопросы, как упование и отчаяние, отражаются не только на вопросах веры и будущей жизни, но также и на делах, касающихся как отдельного человека, так и всего общества.
Отсутствие должного понимания в этих вопросах приводит к тому, что многие люди опускают руки перед трудностями, с которыми сталкиваются в своей жизни. В настоящее время стресс стал настоящим бичом для общества, и люди не знают, как побороть его. В отличие от верующего человека, который понимает, что всё в руках Всевышнего, человек далёкий от веры пытается найти душевное успокоение на дне бутылки или же сводя счёты с жизнью.
Однако успокоение кроется в словах Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, которые он сказал одному из своих сподвижников: «О мальчик, я научу тебя нескольким словам: храни память об Аллахе, и Он будет хранить тебя, храни память об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху. И знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они навредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли".