С 24 сентября по 6 октября 2013 года в Варшаве проходила ежегодная конференция ОБСЕ. 2 октября 2013 года в 18.00 в Варшаве, в отеле «Софитель Виктория» в рамках совещания ОБСЕ по человеческому измерению состоялась конференция, посвященная судебному запрету коментария к Корану «Рисале-и Нур» Бадиузаммана Саида Нурси в России и уголовному преследованию читателей этих книг.
Организаторами конференции выступили Стамбульский научно-образовательный фонд, Департамент по международным отношениям фонда «Суффа» (Стамбул, Турция) и Комитет по защите прав мусульман в России.
На конференции присутствовали представители МИД России, российских правозащитных организаций, представители официальных делегаций стран-участников ОБСЕ, журналисты, студенты.
На встречу были приглашены и представители официальной делегации Российской Федерации при ОБСЕ, но они от участия отказались, сославшись на то, что не являются специалистами в данном вопросе...
Первым выступил представитель российской правозащитной организации «Мемориал» Виталий Пономарев. Он рассказал присутсвующим об истории запрета «Рисале-и Нур» в России и уголовном преследовании читателей этого толкования Корана, о тех нарушених закона, которыми сопровождалась и сопровождается эта кампания. В. Пономарев выразил убежденность в том, что большинство российских чиновников, которые отдают указания о запрете книг «Рисале-и Нур», о преследовании мирных мусульман, которые их читают, ни разу не открывали эти книги, не прочитали ни одной строчки. Потому что если бы это произошло – были бы сняты все вопросы. Потому что абсурдность запретов очевидна. И вся кампания запретов строится на энертности российской бюрократической системы, что выражается в том, что до сих пор в материалах уголовных дел «просто перепечатываются справки 15-летней давности, подготовленные неизвестно кем и неизвестно в каких целях».
На вопрос одного из присутствующих о том, почему речь идет именно о преследовании читателей книг «Рисале-и Нур», ведь в России сегодня преследованию подвергаются различные группы мусульман, В. Пономарев пояснил, что читатели произведений Бадиуззамана Саида Нурси являются классическим случаем того, когда преследованию подвергаются мирные мусульмане, далекие от экстремистских идей, вся деятельность которых сводится к изучению истин веры, истин Корана с использованием данного толкования, признанного мусульманскими учеными всего мира.
Далее последовал доклад представителя стамбульского фонда «Суффа» профессора Шемседдина Туркана. В своем выступлении он отметил большое положительное воздействие, которое оказали книги «Рисале-и Нур» на развитие турецкой молодежи за последние десятки лет, рассказал о значении этих произведений для сохранения религиозности мусульман Турции в период гонений на религию, о том, что благодаря именно этим книгам Турция сегодня имеет большой морально-нравственный потенциал. Говоря о своей международной деятельности, господин Туркан отметил, что за последние годы объездил с рабочими визитами более 40 стран мира и везде наблюдал схожую картину – те государства, где появлялись книги «Рисале-и Нур», обретали спокойствие и взаимопонимание в среде мусульман, снижался уровень межрелигиозной напряженности, открывались двери диалога. Он отметил, что Бадиуззаман Саид Нурси входит в число выдающихся религиозных и общественных деятелей, чьим приорететом был мир.
В заключение своего доклада господин Туркан отметил, что буквально две недели назад в Стамбуле проходила научная конференция, посвященная трудам Бадиуззамана Саида Нурси. На данную конференцию прибыли более десяти тысяч человек со всего мира. Выступили более ста докладчиков – мусульманских, христианских и светских ученых и общественных деятелей. Все они отметили высокое значение толкования Корана «Рисале-и Нур» для религиозной, общественной и личной жизни мусульман и представителей других конфессий в наше непростое время.
Последним выступил руководитель Стамбульского научно-культурного фонда профессор доктор Фарис Кайя. Он выразил глубокое непонимание того, как такой высокий труд как «Рисале-и Нур», исходящий из Корана, такого автора, как Саид Нурси, который был и является образцом верующего человека нашего времени, знаменосцем сострадания и человеколюбия двадцатого века, могли оказаться под запретом в таком многоконфессиональном и многонациональном государстве как Россия; непонимание того, почему представители российской делегации всячески старались избежать общения с ним на тему запретов исламских книг в России. Ведь все, что он хотел узнать у них, так это то, действительно ли руководство страны считает книги «Рисале-и Нур» опасными, или просто имеет место неосведомленность?
Свое выступление профессор Ф. Кайя сосредочил на личности Саида Нурси, на его человеческих качествах. Он рассказал о непростой жизни автора «Рисале-и Нур», о годах ссылки, в период гонений на религию, о рождении в этих непростых условиях ценного толкования Корана, изменившего жизни миллионов людей. Профессор Ф. Кайя привел несколько случаев из жизни Бадиуззамана:
Так, французскими историками был зафиксирован следующий случай: в ходе боевых действий в период Первой мировой войны Саиду Нурси стало известно о захвате турецкими войсками группы армянских женщин с детьми. Дабы избежать насилия в их отношении, он отправился к ним и, предотвратив насилие, организовал их обмен на турецких военнопленных.
Однажды, сидя у окна в тюрьме г. Ван, Саид Нурси увидел играющих во дворе детей. Он спросил: «Чьи это дети?». Ему ответили: «Это дети прокурора». После этого Саид Нурси произнес: «Я уже собирался обратиться ко Всевышнему с мольбой о проклятии этого несправедливового прокурора, но раз у него есть невинные дети, дабы им не было причинено вреда, я этого делать не буду. Я буду молиться за него». И все это было сказано в отношении прокурора, который требовал для Саида Нурси смертной казни...
Подытоживая свое выступление, профессор Ф. Кайя сказал, что подобные произведения не могут и не должны быть под запретом.
Организаторы конференции сошлись на том, что ожидают от российских властей изменения законодательства, которое позволяет запрещать любые книги и преследовать их читателей.
Публикуем текст выступления Сергея Михайлова - член Комитета по защите прав в России.
Признание мусульманской литературы экстремистскими материалами. Уголовное преследование читателей толкования Корана «Рисале-и Нур» Бадиуззамана Саида Нурси
«Воистину, Аллах – с терпеливыми.» (Сура «Добыча», 66)
Статья 18 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает в себя свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».
Статья 28 Конституции России провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести , свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Вместе с этим российские мусульмане на протяжении последних лет сталкиваются с неоправданными законом и несоразмерными нарушениями прав верующих. Сюда можно отнести: запрет исламской литературы, антиисламскую кампанию в СМИ, многочисленные уголовные и административные дела, трудности со строительством мечетей, запрет на ношение хиджаба и т.д.
И все же самым сокровенным и животрепещущим вопросом является вопрос запрета исламской литературы. Вопрос вероубеждения. Вопрос, имеющий отношение к самым тонким, самым потаенным уголкам души верующего. Вопрос, в который руками политики и с использованием силы не залезешь. Если же залезешь – предугадать последствия будет сложно, но однозначно можно сказать, что добра не будет.
Одной из формальных причин преследования мусульман за религиозные убеждения стало несовершенное антиэкстремистское законодательство.
Федеральным законом РФ от 2002 года «О противодействии экстремизму» было введено понятие экстремистской деяельности и регламентировано действие Федерального списка экстремистских материалов.
Что касается понятия «экстремистской деятельности», то его расплывчатость и «резиновые качества» уже достаточно обсуждались и осуждались и правозащитниками и общественными деятелями и межгосударственными комиссиями.
Не осталась без внимания и «проблема» Федерального списка экстремистских материалов. Отсутствие четкой процессуальной законодательной базы о признании материалов экстремистскими, проведение фактически закрытых судебных процессов, низкое качество и очевидная односторонность экспертных заключений, отсутствие механизма исключения из списка и т.д. – все это послужило наполнению Федерального списка большим количеством памятников исламского богословия. Этой теме также уделялось и уделяется много внимания со стороны правозащитных органиций.
На сегодняшний день список включает в себя уже 2077 пунктов, значительная часть которых – исламская литература, в т.ч. выдающиеся произведения исламского богословия, общепризнанные сборники хадисов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), перевод Корана на русский язык (приговоренный к уничтожению, включая оригинальный текст Корана!), научные толкования Корана.
Имеет место порочная практика, при которой судебные процессы о признании книг экстремистскими материалами проходят без привлечения авторов и издателей произведений. Т.е. литературный источник в ходе судебного процесса (о котором широкой общественности ничего не известно) признается экстремистским материалом и вносится в Федеральный список экстремистских материалов (исключение из которого уже практически невозможно) и только после этого о решении становится известно заинтересованным лицам.
Одним из первых под запрет попали некоторые переводы на русский язык многотомного толкования Корана Бадиуззамана Саида Нурси (1876-1960) под названием «Рисале-и Нур» (http://golosislama.com/news.php?id=16265), получившие высокую оценку со стороны исламских ученых (http://nurru.com/modules/news/article.php?storyid=673), светских ученых (http://www.islamnews.ru/news-139643.html), (http://nurru.com/modules/news/article.php?storyid=72) и общественных деятелей, в т.ч. и уполномоченного по правам человека в РФ – Владимира Лукина (http://i-r-p.ru/page/stream-document/index-13204.html).
Собрание произведений «Рисале-и Нур» представляют собой тафсир - комментарий, толкование Мудрого Корана - священной книги Ислама, Божественного Слова - через призму современного понимания. В особенности, эти книги разумно, логично, с помощью многочисленных доводов и доказательств обосновывают такие столпы веры, как вера в существование Творца, жизни после смерти, Рая, Ада, ангелов, смысл жизни и смерти, счастье и несчастье в этом и в Ином мирах. Эти книги служат познанию откровения Всевышнего Творца, опираясь на современные научные достижения. Они далеки от религиозного экстремизма и фанатизма, призывают к вере и любви в Единого Бога, Его созданиям - всем людям, независимо от нации, расы или вероисповедания.
Вот как Бадиуззаман Саид Нурси сам определяет книги «Рисале-и Нур»:
«Рисале-и Нур является сильным и истинным толкованием (тафсиром) Корана.
Толкования (тафсиры) Корана бывают двух видов.
Первый вид: известные тафсиры, которые комментируют, разъясняют, поясняют смысл слов, словосочетаний, предложений, аятов Корана.
Второй вид тафсира: объяснение и толкование истин Корана с сильными доказательствами. Этот вид тафсиров имеет очень важное значение в религии. В известных тафсирах такие объяснения имеются в очень кратком виде. «Рисале-и Нур» взял за основу второй вид толкований.
«Рисале-и Нур» - такое духовное толкование Корана, которое в бесподобном виде заставил умолкнуть упрямых философов…»
В книгах «Рисале-и Нур» на основе аятов Корана Саид Нурси раскрыл ценность и значение веры в Бога, в Вечный мир – как для отдельного человека, так и для всего человечества в целом.
Бадиуззаман Саид Нурси, обращаясь ко всем мусульманам говорил: «Наша обязанность – вести позитивную деятельность, но не негативную; и в соответствии с волей Аллаха совершать лишь служение вере, не вмешиваясь в деяния Господа. В позитивном служении вере, в результате которого сохраняется общественное согласие, мы обязаны с терпением и благодарностью (Всевышнему) встречать любые невзгоды».
И время невзгод продолжается...
Вопрос уровня подготовки и профессиональных качеств экспертов, привлекаемых к проведению экспертиз по данной категории дел, заслуживает отдельного разговора. Сейчас останавливаться на нем не будем – об этом также много писалось и говорилось. Остается непонятным только то, как преподаватели провинциальных учебных заведений могут выносить суждения о всемирно признанных произведениях известных авторов, суждения, которые без критического исследования со стороны суда ложаться в основу судебных запретов?..
За запретом книг последовало уголовное преследование их читатей, для чего была признана экстремистской несуществующая организация «Нурджулар» и наиболее громким, на сегодняшний день, стало дело имамов Меражова и Одилова из г. Новосибирска, осужденных за организацию религиозного объединения «Нурджулар» в своем городе (http://www.sova-center.ru/misuse/news/persecution/2013/08/d27674/).
Вся вина имамов была сведена к тому, что они в доме одного из них читали книги Саида Нурси. Государственным обвиниителем не было представлено ни одного доказательства какой бы то ни было экстремистской деятельности Меражова и Одилова. Более того сам прокурор многократно повторял: «В деяниях подсудимых экстремизма нет».
И таких дел много. В Татарстане на протяжении уже нескольких лет ведется уголовное преследование мусульманок, изучающих произведения Бадиуззамана Саида Нурси (http://www.ansar.ru/sobcor/2013/2/14/37426?print), (http://www.nurru.com/modules/news/article.php?storyid=677). В рамках последнего уголовного дела, возбужденного в феврале этого года, допрошено уже более 100 женщин, среди которых и пенсионерки, и беременные, и кормящие матери. Обыск был проведен даже у 80-летней читательницы «Рисале-и Нур» - слепой от рождения! Одна из обвиняемых уже пол года не может получить пенсию вследствие того, что ее банковская карта заблокирована; не может оплатить комунальные платежи – от того, что ее личные данные внесены в федеральный список террористов и экстремистов!
Ранее к двум годам лишения свободы условно был приговорен житель Махачкалы Зиявдин Дапаев (http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/188043/). При этом судом было принято решение об уничтожении религионой литературы, в т.ч. не включенной в Федеральный список экстремистских материалов.
Более двух лет длилось преследование русских мусульман – читателей книг Саида Нурси в г. Красноярске. Уголовно дело было прекращено в суде в связи с истечением срока давности (http://golosislama.com/news.php?id=6375).
На этих примерах становится очевидной крайняя необходимость неотложного пересмотра законодательства об экстремизме, с учетом результаов его применения за последние 10 лет, с привлечением к данной работе представителей религиозных и правозащитных организаций.
И, конечно же, мы ждем решения Европейского суда по правам человека, уже коммуницировавшем несколько жалоб на решения российских судов о запрете исламских книг.
«Они хотят потушить свет Аллаха своими устами. Но Аллах не допустит этого и завершит распространение Своего света, даже если это ненавистно неверующим». (Сура «Покаяние», аят 32)