Изучение фикха по классической школе – это больше, чем более высокий уровень права. Дело тут не в минимизации ошибок в вопросах фикха, как это примитивно понимается некоторыми. Дело в развитии исламского общества, социальных институтов: суда, образовательных программ, фатв; развитии общественных отношений, институтов власти, наконец. Именно это и приведет к усилению мусульман и исламского общества.
При том “научном” подходе, который сейчас имеет место быть, из Дагестана никогда не выйдут большие ученые. Необходимо системное развитие правового мышления с большими потенциальными возможностями для такого развития. Для этого есть только четыре полноценные салафитские школы, которыми Аллах облагодетельствовал ахлю с-сунна – ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты.
Шафиитский мазхаб – самый научно богатый и просторный, и по милости Аллаха он исторически и культурно устоялся на нашей земле. Также это платформа, предоставляющая самый быстрый путь для искоренения заблуждений, которые распространились вокруг нас.
Студенты, правовое мышление которых развивается в рамках облегченных современных книг и иджтихадов современных ученых, всегда будут только студентами. Только полноценное изучение одного из четырех мазхабов может сформировать научное правовое мышление и вывести на уровень иджтихада в его современном понимании. Книги, слова, подход, мышление и уровень современников никогда не сравнятся с уровнем предшественников. Каждый, кто знаком с книгами ученых прошлого, знает это.
Количество шариатских текстов ограничено. Количество возникающих вопросов и ситуаций, требующих шариатской правовой оценки, – бесконечно. Некоторые разделы исламского права по большому счету построены не на точечных шариатских текстах, а на основах и правилах, которые были выведены из Корана и Сунны. Можно брать эти основы у современных ученых, которые собирают их из четырех мазхабов, фактически формируя свой мазхаб, а можно идти по пути классических школ, основанных имамами-саляфами. Разница в том, что первые меньше уровнем и не имеют наследия, в то время как вторые тысячу лет формировались лучшими умами человечества, оставившими множество великолепных взаимодополняющих трудов во всех направлениях фикха, подобные которым уже никогда не будут написаны.
Важность систематизации права на сегодняшний день можно хорошо проследить на примере развития мировых исламских финансовых институтов, которым, грубо говоря, понадобился единый мазхаб, платформой для которого стала Маджмау ль-фикх в Джидде (Международная академия исламского права). Сегодня в Дагестане появляется новое поколение студентов, которые возрождают правовой мазхаб одной из самых великих личностей за всю историю ислама, на которую было указано в известном хадисе. ИншааЛлах, это будет способствовать появлению совершенно нового уровня исламского правового мышления, которое найдет ответы на многие важные вопросы и вызовы нового времени.
Одна из задач, стоящая перед ними – преодоление закостенелости и узости, которые уже видела история. Необходимо понимать, что путь мазхаба – это, прежде всего, путь обучения, а не путь практического ограничения одной школой во всех вопросах.
Наличие муджтахидов, мазхабов и хукмов говорит о том, что мусульмане развиваются, постоянно размышляют. Разве нет? К чему ограничиваться мазхабом одного ученого? Я не пойму.
В Коране нет ясного текста каким образом нужно совершать намаз, есть лишь закон, что выстаивать молитву - фард, но КАК не указано. Хадисов по поводу совершения намаза много. В каком-то написано "опускайте локти во время земного поклона", а в каком-то, наоборот. Что нам делать в данном случае?