Каждый мусульманин в своей жизни с трепетом относится к Священной книге, но не каждый из нас знает установленные правила для его чтения. Далее даются рекомендации, исходя из Корана и сунны посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, чтобы мы с вами не потеряли ни одну награду при чтении Священной книги.
Первое правило касается состояния читающего человека
Человек, намеривающийся приступить к чтению Корана, должен совершить омовение /вуду/, а во время чтения спокойно стоять или сидеть, повернувшись в сторону киблы, не опираться на локоть полулежа и не сидеть так, как сидят высокомерные. Если человек станет читать Коран по памяти, не совершив омовения или лежа на кровати, он также получит пользу, но уже не такую большую. Аллах Всевышний сказал: « … которые поминают Аллаха стоя, и сидя, и (лежа) на боках своих и размышляют о сотворении небес и земли…» -сура «Семейство Имрана», аят191.
Таким образом, Аллах Всевышний воздал хвалу поминающему Аллаха, однако на первое место Он поставил тех, кто поминает Его стоя, затем – поминающих сидя, а затем – поминающих лежа.
Второе правило касается того, сколько следует читать.
Разные люди читают Коран по-разному. Передают, что Усман, Зайд ибн Сабит, Ибн Масгуд и Убайй ибн Кагб, да будет доволен ими Аллах, прочитывали Коран один раз в неделю, разделяя его на семь равных частей.
Третье правило касается чтения Корана по всем правилам /тартиль/
Это желательно делать, поскольку, как будет указано ниже, целью чтения Корана является размышление, а чтение его по всем правилам способствует этому. Подтверждением сказанному служат слова Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал Коран, четко выговаривая каждую букву. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине я предпочитаю прочесть (только) суры «Корова» и «Семейство Имрана», четко выговаривая каждую букву и размышляя над ними, чем прочесть весь Коран слишком быстро». Ясно, что спокойное и правильное чтение Корана в большей мере соответствует проявлению уважения и оказывает более сильное воздействие на сердце человека, чем торопливое чтение.
Четвертое правило касается плача во время чтения Корана
Читающим Коран желательно плакать, а побуждать их к этому должна печаль, ибо человеку, прежде всего, следует размышлять о тех угрозах, с которыми обращается к нему в Коране Аллах, и о своих обязанностях, а потом переходить к размышлениям о своих упущениях в том, что касается велений и запретов Корана, а это неизбежно ввергнет читающего в печаль и заставит его плакать.
Пятое правило касается определенных аятов
Это значит, что, почитав аят, в котором упоминается о земном поклоне, читающий Коран должен совершать земной поклон /сужуд ат-тилява/, и то же самое следует сделать тому человеку, который услышит чтение такого аята другим, если тот совершит земной поклон. При этом совершать земной поклон следует лишь тому, кто находится в ритуальной чистоте.
Шестое правило
Перед тем, как приступить к чтению Корана, следуют сказать: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана!». Если в процессе чтения человеку встретится аят, в котором содержатся слова прославления Аллаха, ему следует сказать «Слава Аллаху» /Субханаллах/ и «Аллах велик!» /Аллаху акбар/; если ему встретится аят, в котором говорится о просьбах, о прощении, ему следует обратиться к Аллаху с мольбами и просьбами о прощении; если встретится упоминание о просьбе, ему следует обратиться с такой просьбой, а если встретится упоминание о чем-либо устрашающем, ему следует обратиться к Аллаху с мольбой о защите, и все эти слова можно произносить либо вслух, либо сердцем.
Седьмое правило
Чтение Корана про себя дальше от показного и неестественности, и если человек опасается подобного для себя, ему лучше читать так; если же он этого не боится, а чтение вслух не помешает другим людям молиться, то лучше читать вслух, поскольку это требует от человека больше усилий, а также потому, что это способствует пробуждению сердца читающего, побуждает его к размышлению о том, о чем он читает, отгоняет сон и делает его более активным. Таким образом, если намерения человека являются такими, предпочтительнее читать Коран вслух.
Восьмое правило
Читая Коран, не следует слишком растягивать слова и нарушать правильный ритм, а необходимо стараться читать его красиво, ибо это соответсвует сунне. В одном из хадисов сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Украшайте Коран своими голосами» (Ахмад). Сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не относится к нам тот, кто не читал Коран нараспев» (аль-Бухари).
Передают, что, услышав, как читает Коран Абу Муса, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тебе была дарована свирель (так Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называл красивый голос Абу Мусы Аль-Ашгари) из числа свирелей семейства Дауда» (аль-Бухари; Муслим). Передают, что, когда сподвижники Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, встречались друг с другом, они просили кого-нибудь из них читать ту или иную суру Корана.
"Коран был ниспослан лишь для того, чтобы действовать по нему,
а люди сочли его чтение действием",
Ему сказали:
"А как действовать по нему?"
Он ответил:
"Разрешать то, что он разрешил,
запрещать, то что он запретил,
приказывать к тому, к чему он приказывает,
и предостерегать от того, что он запрещает"
"Иктида'у аль-ильм биль амаль", 116
999. Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Корана, (запишется одно) доброе дело, а за (каждое) доброе дело (воздается) десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим»12 это одна буква, нет, «Алиф» — буква, «Лям» — буква и «Мим» — буква.13 (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».)