События

Ингушская засада: реинкарнация «Востока» и полиция нравов

Евкуров опроверг данные о погибших

Спецбатальон Минобороны РФ «Восток» попал под огонь неизвестной вооруженной группировки вечером 15 августа в окрестностях села Даттых на границе Чечни и Ингушетии. В результате, согласно первому сообщению «Интерфакса», погибли четверо и ранены семеро бойцов батальона. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, однако, позже опроверг данные об убитых, заявив, что речь идет о семи раненых военнослужащих.

«Военнослужащие внутренних войск проводили спецмероприятия по обнаружению и ликвидации боевиков на административной границе Чечни и Ингушетии. По предварительным данным, после выхода военнослужащих из района проведения спецоперации они попали в засаду, устроенную боевиками», – цитирует Евкурова агентство «Интерфакс».

Информация неофициальных источников также противоречива. Сайт боевиков «Кавказ-центр», ссылаясь на свидетельства жителей села Даттых, сообщает о шести убитых и семи раненых, пять из которых в тяжелом состоянии. Сайт боевиков также со ссылкой на местных жителей заявляет о присутствии в районе инцидента значительного количества федеральных сил.

Наиболее известные независимые порталы «Ингушетия.ру» и «Голос Ингушетии» ограничиваются коротким повтором сообщений российских СМИ и последовавшего опровержения.

Противоречивая информация о количестве погибших и раненых – не единственная странность этого сообщения.

Расформированный «Восток»

Этнический батальон «Восток» (по-другому - чеченский спецназ) 291-го мотострелкового полка 42-ой гвардейской мотострелковой дивизии министерства обороны РФ был официально расформирован в ноябре 2008 года. Об этом в ходе встречи с Рамзаном Кадыровым заявил замглавкома сухопутных войск генерал Владимир Молтенской. По его словам, весь личный состав батальона был распущен. Батальон был создан в 2003 году из боевиков гудермесского отряда Сулима Ямадаева, перешедшего на сторону федеральных сил.

Последняя известная военная операция, в которой был задействован «Восток» – августовская война 2008 года между Россией и Грузией. «Восток», согласно официальным сообщениям российской стороны, «освобождал Цхинвал и участвовал в марше на Гори».

К международной боевой истории «Востока» относится и участие во второй войне в Ливане, хотя его роль здесь неясна. По одним данным, ониё прикрывал российских военных строителей, по другим – служил буферной зоной между группировкой Хезболла и израильскими войсками.

Однако решающее поражение чеченский спецназ потерпел не во время военных операций внутри и за пределами России, а в результате конфликта между его командиром Сулимом Ямадаевым и главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Эта схватка разрешилась гибелью двух братьев Ямадаевых, мирным соглашением с еще двумя уцелевшими и расформированием «Востока».

Помимо боевой «Восток» успел создать себе и криминальную славу - участием в бизнес-разборках. Официальные власти Чечни обвинили бойцов и командиров спецназа в причастности к похищениям и внесудебным казням мирных жителей.

В итоге, неясно что за батальон «Восток» подвергся нападению в Ингушетии. В сообщениях российские СМИ на этот счет путаница: кто относит это подразделение к внутренним войскам МВД Чечни, кто называет его по-старому – спецбатальон ГРУ Минобороны. В официальных источниках информации о ведомственной принадлежности батальона «Восток» в открытом доступе нет.

Тихая война в Ингушетии

Лето 2011 года в Ингушетии оказалось самым спокойным за последние 8 лет. По сравнению с данными прошлого года, количество столкновений с боевиками сократилось многократно. Спецслужбы России и власти Ингушетии считают спокойствие в республике своей заслугой и результатом «комплекса мер по борьбе с террористическим подпольем».

Исламистское подполье относит тишину в республике на свой счет: «нами уже почти год назад принято решение не убивать целенаправленно сотрудников ГАИ, ППС, МЧС, судебных приставов, работников наркоконтроля, которые не проявляют враждебность к мусульманам. Мы предпочитаем дать им шанс одуматься, покаяться, оставить эту работу...», – пишет сайт ингушских боевиков «Хунафа».

Между тем, несмотря на внешнее спокойствие, наблюдатели называют ситуацию в Ингушетии неспокойной. Российские правозащитники продолжают сообщать о регулярных исчезновениях жителей республики, а также о насилии в отношении гражданских лиц во время проведения зачисток.

Ингушский адвокат и общественный деятель Муса Плиев сказал «Голосу Америки», что жители Ингушетии «не чувствуют себя защищенными ни законом, ни государством». Он отметил, что при кажущемся урегулировании ключевые проблемы Ингушетии, такие как коррупция и произвол властей, остаются нерешенными.

Так совпало, что в день атаки на «Восток» глава Ингушетии провел в Магасе специальное совещание с участием руководителей всех силовых и правоохранительных структур «по актуальному вопросу разбойных нападений, совершаемых на территории республики», – сообщает официальный сайт Евкурова.

«Разбойные нападения совершают отщепенцы, молодые люди, которые не хотят трудиться. Они просто нагло грабят в основном предпринимателей и зажиточных людей. Нет у них никакой идеологии, есть только жажда наживы», – сказал глава Ингушетии, выступая на совещании, уточнив, что грабители нападают в ночное время, группами из 5-12 человек, закрыв лица масками.

Сайт ингушских боевиков, в отличие от Евкурова, называет эти нападения не грабежом, а «сбором закята на джихад».

Впрочем, в некоторых вопросах интересы исламского подполья и официальных властей Ингушетии совпадают – в начале августа Юнус-Бек Евкуров объявил о формировании в республике специальной рабочей группы, «функции которой совпадают с функциями полиции нравов». Назвать новую структуру полицией нравов, отметил глава Ингушетии, не позволяет закон. Однако вновь созданная комиссия будет в круглосуточном режиме отслеживать: «места общепита, кафешек, ресторанов, где употребляют спиртные напитки, так называемые сауны, места компактного проживания беженцев, биржи труда».

В состав рабочей группы вошли как гражданские, так и религиозные деятели. Комиссия усилена десантом из представителей правоохранительных и силовых органов, а также фискальных и надзирающих структур. Первый рейд ингушская «полиция нравов» совершила в субботу 13 августа.

Автор: Фатима Тлисова
подписаться на канал
Комментарии 0