К ноябрю в России появится концепция историко-культурного стандарта, на основе которого будут создаваться новые учебники истории.
Проект, обсуждаемый на сайте Минобрнауки, ориентируется на то, чтобы насытить историческим
содержанием предмет «окружающий мир» в начальной школе. Опорой же знаний по истории религии станет православие. О других конфессиях, действующих в стране, разработчики тоже обещали не забыть, потому что в целом есть установка на то, чтобы российская история базировалась на духовной и культурной жизни общества.
Так совпало, что именно в этом году Центральное духовное управление мусульман России отмечает 225 лет со дня образования. Некоторые мероприятия, приуроченные к юбилею, подчеркивают сотрудничество основных конфессий страны – православия и ислама, все эти годы направленное на благо России.
О гармонии религий, мирских делах ямальских последователей ислама и многом другом наш разговор с Исмагилом Газизовым, имамом соборной мечети Азат Сафа по Надымскому району.
СЮДА ИДЁТ И ВЕРУЮЩИЙ, И ЗАБЛУДШИЙ…
– Исмагил Ильдусович, долгое время надымские мусульмане не имели специального места для молитв. Как удалось построить мечеть и на какие средства?
– Действительно, мусульманская община в Надыме создана в 1997 году, она относится к Омскому муфтияту. А мечеть построили и открыли в апреле 2004-го, так что на следующий год будем отмечать десятилетний юбилей.
– Почему она называется Азат Сафа?
– «Азат» означает «свободный», «сафа» – «чистый», переводится как «свободные помыслы». У нас есть общественная организация тюркских народов «Васият», которую возглавляет Азат Сафин. Именно он в свое время занимался строительством мечети. Большую часть средств внес генеральный директор предприятия «Арктикнефтегазстрой» Ришат Галиев. Они до сих пор нам очень помогают и поддерживают.
Теперь в мечети столько молящихся, что на празднике Ураза-Байрам не всем места хватило.
А тем, кто построил мечеть, Аллах воздаст по заслугам. Он говорит: если ради Аллаха и людей построите мечеть, то я в ином мире построю вам дворец. Имеется в виду, что в этой жизни мы можем много средств потратить на то, что в иной мир не унесешь. Взять туда с собой можем только свои благие дела, светлые помыслы.
– Здание мечети требует ухода, его надо содержать, отапливать и так далее. Какие у имама заботы, помимо духовных?
– Есть и мирские дела, конечно. Сейчас вот хотим газ провести. Понимаете, от коммунальщиков стали приходить внушительные счета. Оплачивать их всё труднее, поэтому пытаемся решить проблему, организовав автономное отопление.
– Много ли в Надыме мусульман?
– По статистике примерно три-четыре тысячи. Среди них, как в любой религии, есть люди, которые свято чтут каноны, а есть верующие только на словах.
Что касается национальностей, то в мечеть приходят таджики, киргизы, узбеки, а еще чеченцы, дагестанцы, ногайцы, ингуши, татары, азербайджанцы, башкиры. Десять национальностей получается.
– Мечеть посещают только мужчины?
– Почему же? И женщин немало бывает, есть для них специальный зал. Вообще, согласно учению ислама, женщине не обязательно бывать здесь, поэтому если она зашла – хорошо, если пропустит – не страшно.
Но если мужчина не придет без уважительной причины пятничную молитву – это грех.
Женщины же в основном приходят на обучение и на уборку мечети.
– Чему и кого учат?
– При мечети открыты классы, где преподают азы арабского языка, изучают Коран, молитвы и так далее. В основном это первичные знания, которые дают в медресе. Подходит и взрослым, и детям, для которых мы устраиваем утренники. Кстати, детей мы приглашаем вместе с отцами, чтобы тоже приобщались к вере.
– Насколько, на ваш взгляд, исламу присуща толерантность?
– «Толерантность» – относительно новый термин. Я склонен толковать его как уважение к другим конфессиям, поддержание внутри религии чистоты и порядка. То, как мы преподносим свое вероисповедание другим.
На сегодняшний день толерантность заключается в неделении на религии. Приведу собственный пример. Мы с иереем Артемием Почекутовым – настоятелем Свято-Никольского храма в Надыме – живем в добром мире и согласии. При встрече нам всегда есть о чём поговорить, на мероприятиях даже выступаем вместе.
ХРАМ СВОИМИ РУКАМИ
– В принципе, и миссия у вас одна – укрепление духовности…
– Конечно, и между нами нет деления. Ведь если ты начинаешь делить религии, исходя из этого решать: помогу – не помогу, значит, ты уже неверующий… В Надыме и районе такого, к счастью, нет. Куда бы я ни обращался, везде меня понимают.
Вот когда в Пангодах строили мечеть, большую часть средств внес Азат Сафин и назвал мечеть в честь своей матери Вакиля. Возвели очень быстро, буквально за год. Я сам крышу крыл и окна устанавливал, всё своими руками делали. Здание сборно-щитовое, снаружи кажется довольно компактным, а внутрь помещения заходишь – просторно. Места для молитвы всем хватает.
Что касается миссии… Знаете, к нам нередко обращаются заблудшие люди, то есть жившие без духовности. Пришел ко мне недавно мужчина со словами: «Хазрат, я уже пенсионер, всё есть – и дом, и машина, и деньги, но пусто в душе…» Приехал в Надым на три года, чтобы заработать на машину, да так и остался. Сейчас зарабатывает, чтобы поддерживать внуков, а за духовной пищей теперь приходит в мечеть.
В дом Всевышнего тянутся люди за поддержкой. Причины у всех разные: у кого-то душа болит, кому-то плохие сны снятся, у кого-то проблемы в семье, на работе. А свой дом Аллах сохранит, и людей в этом доме тоже. Имам должен всем помочь советом и добрым словом, со всеми найти общий язык, чтобы человек вышел из мечети с легким сердцем и с верой в душе.
МНЕНИЕ. А что думает о толерантности православный батюшка?
– Толерантность? Я не очень люблю это слово, – признаётся иерей Артемий Почекутов, настоятель надымского храма в честь святителя Николая Чудотворца. – По поводу гармонии религий скажу следующее. Православие и ислам – самые крупные конфессии в России, и существуем мы во взаимозависимом пространстве.
По этой причине с каждым годом у нас всё больше ощущается потребность во взаимопонимании. Вполне естественно желание понять иную культуру, иное мировоззрение.
В частности, представляется чрезвычайно нужным и полезным рассмотреть, пусть и вкратце, учение ислама, которое, несмотря на отличия, имеет определенные точки соприкосновения с православием.
Неслучайно, считает собеседник, представители традиционного ислама и православия сходятся в одном: религия – это движущая сила истории и социального прогресса.
– Все негативные явления в современном мире мы объясняем отказом людей следовать установленным Богом нормам. Это происходит в результате обмирщвления общества, то есть когда духовные идеалы подменяются мирскими.
Ислам и православие ставят перед собой одну задачу: достижение в конце всемирной истории подлинного единства человечества на основе веры, невзирая на этнические, расовые и другие предрассудки. Да, у нас есть различия в вероисповедании, но общечеловеческие ценности, которые мы пытаемся сохранять, у нас одни, – заключает Артемий Почекутов.