Проблемы мусульман Ставрополя (с греческого – Город Креста) и всего остального края привлекают внимание журналистов уже долгое время. Оттого и в сегодняшнем интервью с жителем Ставрополя, этническим русским и представителем мусульманской уммы города Амином-хаджи, речь идет об истинных исламских ценностях, о праве ношения хиджаба в школах и причинах возникновения пробелов в религиозном и культурном образовании национальной молодежи Ставрополья.
С Амином-хаджи (до прихода в ислам Владимиром Ивановичем) мы познакомились после первой в 2013 году пятничной молитвы в ставропольской молельной комнате. Шоферская кепка на голове, очки с большими линзами в неприметной оправе и легкий акцент, в котором прощупываются нотки недалекого Дагестана.
Акцент, между прочим, совершенно натуральный, что в устах русского человека, звучит довольно удивительно. Несмотря на ощутимую разницу в возрасте, ко мне Амин-хаджи обращается только словом «брат» - в исламе иначе не положено.
Собственно разговор с ним назревал давно. Ибо только человек, выросший в православии и живущий в исламе, способен беспристрастно и компетентно рассказать о проблемах мусульман Ставропольского края.
В итоге наша беседа состоялась спустя пару месяцев после первой встречи. В той же молельной комнате, у распростертого настежь окна, в которое заглядывало все еще холодное весеннее солнце.
Аккурат перед судебным процессом, на котором адвокат Мурад Мусаев от имени нескольких мусульманских семей выступал против запрета на ношение хиджабов в школе. Сидя на коленках в правильной позе, которую японцы часто называют сейдза, на зеленого цвета ковролине, Амин-хаджи возмутится:
- Знаешь в чем главная наша беда? В том, что руководство края ищет проблему не там, где она реально существует. Проблема ведь не в хиджабе. Хиджаб не мешает школьницам набираться знаний, учиться. Он не ограничивает их кругозор и уж тем более ни в чем не ущемляет. Хиджаб – это не препятствие к свободе. Это и есть свобода. Хочешь - одевай, хочешь – снимай. Вот и весь вопрос.
- Ну, это мы с вами так считаем. А у руководства края другое мнение. И все же, если копнуть глубже, в чем же заключаются реальные проблемы?
- Они в экономическом, политическом, культурном характере, в образованности местного населения. Ты понимаешь, сегодня под мифической проблемой мусульманского давления и расслоения прикрывают реальные дела. Например, коррупцию.
- Но ведь так называемая «проблема мусульман» существует не только на Ставрополье, но и в столичном регионе? В той же Москве, Санкт-Петербурге, где людей из мечетей выдворяет ОМОН, где мэр города говорит о нецелесообразности строительства новой мечети, в то время, когда тысячи, если не десятки тысяч мусульман молятся на продуктовых пакетах посреди дороги в 20 градусный мороз.
- Существует. Как существует и дискриминация по религиозному и, в некоторой степени, национальному признаку.
- Об этом как-то не принято говорить…
- Но ведь это так! Люди боятся собственной тени. Нам говорят про «традиционный ислам». Но ведь такого не существует. Ислам – он один. Он не может быть традиционным, нетрадиционным. Радикальными могут быть люди, но не ислам.
То, как трактуют религиозные догмы разные люди, это уже проблема восприятия, проблема отношения, воспитания. Вот на что нужно обратить внимание. Есть Коран, есть сунна Пророка Мухаммада (мир ему) и мусульмане должны четко следовать им. В них заложено миролюбие, честность, справедливость. В исламе нет агрессии.
- Но она возникает, когда мусульман начинают притеснять..
- Это не агрессия. Это естественная реакция людей на несправедливость. Это протест.
- Лезгинка на площадях форма протеста?
- Нет. Это невоспитанность и неотесанность. Только и всего. Ты пойми, сейчас просто кто-то нагнетает ситуацию. Кому-то это выгодно. В такой ситуации всегда нужно противостояние. Под шумок этого противостояния власть решает какие-то свои глобальные проблемы.
Но они заключены не в хиджабе и не лезгинке. Проблемы глубже. Проблемы межнационального устройства, воспитания молодежи. Ты знаешь, я не раз видел, чтобы наши ребята вываливались из каких-нибудь баров, еле держась на ногах. Это совершенно неприемлемо. Молодежь бесконтрольна. Сделаешь замечание – даже не отреагируют.
- Могут в некоторых случаях и послать куда подальше…
- Вот именно. К кому в такой ситуации обратиться? Как ребят вразумить? Искать его родовое село, родственников?! Нет, нужно идти в культурный центр, мечеть и уже через эти рычаги влиять на сознание молодежи.
Но где в Ставрополе мечеть? Где национальные культурные центры? Из-за таких распущенных молодых людей формируется мнение об исламе, мусульманах. Люди указывают на них пальцем и говорят: «Вот видите, что ваши мусульмане творят?! Опять лезгинку на площадях танцуют, стреляют…»
- Так почему бы эти центры не создать, на основе все тех же диаспор?
- Так они есть, только совершенно бездействуют. И не их в этом вина. У них просто нет реальных полномочий на что-либо повлиять. Нет помощи со стороны властей. Хотя, казалось бы, край межнациональный, благодатный в плане национального разнообразия.
- Вопрос с хиджабами относится к компетенции этих культурных центров?
- Ну, тут не все так однозначно. Краевые власти ведь открыто выступили против хиджабов. Они не просто высказали свою оценку, а открыто выступили против.
Хотя даже при этом, у нас все равно нет основного центра, который способен стоять за права мусульман. У нас есть вот эта маленькая молельная комната, но это не инструмент для решения проблем.
Если возникают какие-нибудь проблемы, все ведь можно решить внутри нашей общины. Если кто-то вступил в конфликт, можно ведь вызвать его в мечеть и объяснить, что это не правильно, что это в Ставрополе не позволительно, что впредь так поступать не стоит.
- Вам не кажется, что такой сценарий должен интересовать, прежде всего, саму власть, правоохранителей?
- Разумеется. Но кто к нам прислушивается? Подходили, разговаривали, говорили, но все бестолку. Люди ищут проблемы внутри ислама. Вот мы говорим про хиджаб. Я дам вам совет, посмотрите фильмы 30-х, 40-х, 50-х годов.
На Руси если женщина выходила из дома без платка – это считалось позором. Про такую девушку говорили, что она «опростоволосилась». Понимаете, это же вот, недалеко! Начало прошлого века.
Только после барьера 60-х годов началась пропаганда вольного стиля одежды. Тогда уже началось – вышла без платка в короткой юбке, стала героиней и прочее. А так, испокон веков, на Руси женщины закрывали большую часть тела.
Но сейчас об этом стали забывать. То, что мусульманки сегодня одевают хиджаб, вызывает какую-то негативную реакцию. Но вы посмотрите на своих прабабушек и подумайте, а правы ли вы, когда осуждаете мусульман за хиджаб.
Дело в том, что у нас всегда ищут врагов. Везде. Но врагов не надо искать, тем более в исламе. Если ты ищешь врага, ты, конечно, его найдешь. Жизнь так устроена. Но зачем искать врагов? Ищи друзей, приятелей!
Мы родились в России и являемся гражданами этом страны. Нам нужно жить и развиваться вместе. Не надо искать конфликты. Это наша общая страна и жить мы должны в мире.
- Амин-хаджи, вы ведь человек двух культур: воспитаны на православии, а живете в исламе?
- Да, так и есть. Хотя в плане православия я, скажем так, больше воспитан на советской культуре. Родился и вырос в Советском союзе.
Мне было 55 лет, когда я принял ислам. Это произошло в 2007 году. Родители у меня были русские, но рос я среди мусульман в Дагестане. Так что с исламом и мусульманской культурой был в принципе, знаком.
Шахаду я произнес в Москве, в мечети на Поклонной горе. За неделю до этого я гулял по району, и в какой-то миг меня что-то потянуло в сторону мечети. Это был последний день мусульманского поста. Люди расходились после вечерней молитвы. Я хотел зайти в мечеть, но не стал этого делать. Долго потом думал, размышлял. В итоге вернулся через неделю и сделал заветный шаг.
- Но ведь семья у вас остается в православии?
- Да, кроме дочери. Она на год раньше меня приняла ислам, вышла замуж за мусульманина. И кстати, носит хиджаб. Причем это ее собственное решение. А так... Семья к моему решению отнеслась с пониманием. И я благодарен жене и детям за это.
P.S. А запрет на ношение хиджабов в школах Ставропольский краевой суд, между прочим, так и не отменил. В то время как Красноярский государственный медицинский университет этот запрет снял, после проверки прокуратуры, постановившей незаконность действий руководства вуза. В общем, правой рукой пишем, левой - стираем.