Среда обитания

Да здравствует мыло душистое или гигиена в Средневековье

Европа с благородными рыцарями, готовыми на подвиги во имя прекрасных дам (пусть и немного приправленных свинцовыми белилами), с крестовыми походами; с прекрасными дворцами и галантными мушкетёрами, подметающими пышными «перьями на шляпах» парижские мостовые; с пышными королевскими приемами и благоухающими садами Версаля – красота, рожденная романами Дюма-папы и историческими фильмами. Вам очень повезло, наши читатели, что вы родились не в «то время» и все это не узнали.

Забудьте о том, что вам показывали в фильмах или читали романах. Правда - она куда прозаичнее.

Понятия личной гигиены в Европе до середины ХIХ века не существовало вообще. Атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Свой вклад вносили «пасущиеся» здесь свиньи. Никто и ничего не убирал и не чистил десятилетиями, а то и веками. В результате улицы заполнялись зловонной массой из испражнений и разложившихся отходов.

В позднем Средневековье люди научились перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку. В старину художники ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски. То, что не подлежало переработке, оставалось валяться на улице.

В те времена уход за телом считался грехом. После принятия христианства мыться нельзя было потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь считалась особым признаком святости, а вшей называли "Божьими жемчужинами" и считали признаком святости.

Средневековые вши даже активно участвовали в политике — в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

Не имевшие канализации средневековые города Европы имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывались экскременты.

Улицы утопали в грязи и фекалиях настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Все это происходило в самых «цивилизованных» городах: Париже, Лондоне, Мадриде. Наиболее широкая улица того времени - шесть-семь метров. Таких «проспектов» было немного. Как правило, улицы была шириной около двух метров. Были же шириной и в метр. В дождливую погоду по ним неслись бурные потоки нечистот, несшие свои «воды» в более низко расположенные улицы.

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на сотни лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди, справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка.

Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.
После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит фекалиями из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!»

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши, отхожие места выполня­лись в виде башенных надстроек с на­клонно устроенным стоком или в виде открытого снизу эркера, расположен­ного на наружной стене замка. При этом нечистоты стекали сначала по стене зам­ка, затем вниз по холму, на котором он был расположен, и далее исчезали в низине. Думаете, что проще было бы оборудовать какие-нибудь примитивные туалеты в замковом дворе? Нет, такое даже в голову никому не приходило, потому, что самой «популярной» болезью была... диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи сами понимаете… Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Первый проект туалета со смывом, предназначавшегося королю Франсуа I, принадлежит великому Леонардо да Винчи, Однако, как и большинство изобретений гения, этот туалет остался лишь на бумаге. Кстати, именно Франсуа I ввел в моду королевские приемы на горшке (а зачем зря отвлекаться?).

Запах немытых ног, запах изо рта — это далеко не самое страшное. Вы представляете, как пахнет взмыленный конь? Вот примерно так пах и ездок после дневного перегона.

Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше. Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы.

Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро — по запаху.

Поскольку характерный запах просто пропитал всю Европу насквозь, вполне очевидно, что одним из самых вожделенных товаров стали индийские благовония и, конечно же, духи.

Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой на весь мир французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Филипп-Август – король-основатель Лувра, однажды упал в обморок от жуткого запаха, поднятого колесами проехавшей мимо него телеги. Там же в Париже один принц упал с лошади и утонул прямо на улице, захлебнувшись ее содержимым. В более поздние времена в Лондоне в здании Парламента никогда не открывали окон: вонь от текущей под ними Темзы была невыносимой.

Так вот, Филипп-Август решил с запахами бороться единственным доступным ему способом: в 1190 году он издал поощрительные правила, предоставляя привилегии тем, «кто имеет право приготовлять и продавать все сорта духов, пудры, помады, мази для белизны и очищения кожи, мыла, душистые воды, перчатки и кожаные изделия», но народу тогда было наплевать, как кто пах, привыкли уже, то духи еще очень доло «входили в моду» (потребовались даже специальные королевские эдикты).

С XIII  века начинаются первые попытки мыловарения в Европе. До этого времени Европа знала мыло только как благовоние: рыцари, посещавшие арабские страны во время крестовых походов, иногда привозили своим возлюбленным знаменитые приятно пахнущие мыльные шарики.

Мыло стали делать в Венеции и в Марселе  и выпускать в форме бруска с выдавленным на нем названием фабрики. В таком виде оно поступало в магазин, и продавец отрезал покупателю от бруска столько, сколько было нужно, но стоило оно баснословно дорого  и большого спроса не имело. Мыться полностью с мылом или стирать им нижнее белье считалось бессмысленным переведением дорогого товара.

В середине XIII многие города снова открывают собственные общественные бани, закрытые с первых веков христианства. Воду грели на огне, но это приводило к появлению двух проблем. Во-первых, вышедший из-под контроля огонь мог истребить несколько кварталов. Во-вторых, численность лесов стала уменьшатся, дрова подорожали, и повышающиеся затраты на нагревание воды вынудили большинство бань опять закрыться.

К середине 1300-ых, только самый богатый мог позволять себе зимой дрова для нагревания воды и то не очень часто. Это была слишком затратная роскошь. Остальная часть населения была вынуждена большинство времени ходить грязными. Зачастую в качестве ванны использовались бочки, где все семейство мылось в одной и той же воде.

Ароматизированное мыло начали выпускать в XV веке. Появилось дамское мыло с ароматом розы, лаванды, гвоздики, майорана. Среди аристократов возникает мода ходить умытыми и мыть руки после посещения уборной и перед едой. В знатных домах начинают стирать одежду с мылом и появляются первые прачки.

Увы, все эти новшества касались только открытых частей тела. В правилах этикета 15-го и 16-го века подчеркивалось, что необходимо мыть руки до еды. Каждый должен был вымыть лицо и руки при подъеме с кровати, а так же прополоскать рот. Умывальником служил таз, где отстаивалась вода, или каменная чаша, встроенная в стену. Она использовалась для мытья рук перед и после приема пищи.

Благородное дело борьбы с вонью продолжил Король-Солнце. Утро французского короля Людовика XIV начиналось с многочасового ритуала одевания и очень короткого умывания. Ему подносили большую великолепную чашу, на дне которой плескалась вода. Король смачивал кончики пальцев и слегка дотрагивался ими до век. На этом процедура заканчивалась.

Проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), король повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

Хотя французский король велел придворным активно пользоваться духами, чтобы хоть как-то разбавить неприятный запах, исходящий от них, сам монарх мыться брезговал и за всю свою сознательную жизнь умывался всего лишь несколько раз, вследствие чего своим «королевским» запахом смущал послов.

Единственная гигиеническая процедура, которой подвергал себя Людовик XIV — умывание рук коньяком. Видимо, так ему идея о духах и пришла.

Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги выливали нечистоты.

С давних времен люди боролись с запахом пота, прибегая для этого к различным ухищрениям. В Древнем Риме, например, с этой целью применяли эфирные масла и принимали ароматические ванны, а в период средневековья стали пытаться запах заглушить. То есть в Риме люди старались пахнуть хорошо, а в Европе — не пахнуть плохо.
Дамы европейского Средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта. Потом средневековые женщины решили, что мужчин привлекают беременные, и Прекрасные Дамы даже носили специальные подкладки под одеждой, имитирующие округлившийся животик, что символизировало их репродуктивную полноценность. В борьбе за внимание Благородных Рыцарей женщины, несмотря на отсутствие элементарных понятий о гигиене и запретов Церкви, продолжали пользоваться средствами макияжа.

Благородные Дамы использовали свинцовые белила, выщипывали брови и красили губы в ярко-красный цвет при помощи растительных красителей или, позже, помады с добавлением спермы быка. Пудрились цинковыми и свинцовыми белилами слоем миллиметра в три, чтобы скрыть угри и отметины «популярной» оспы.

Одна сообразительная дамочка - британская герцогиня Ньюкасл - достигла поставленной цели, всего лишь налепив на свой самый видный прыщик черную заплатку из щелка. Так появилась страшно модная в средние века «мушка» — она позволила сократить количество извести на лице.

«Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение».

Вскоре дамы решили соблазнять мужчин более откровенно — пришла мода на обнаженную грудь, женщины начали подвязывать под грудью пояс, чтобы приподнять корсаж.

Церковь всячески боролась с этими предметами одежды, ведь они делали женскую грудь чересчур обольстительной, что никак не подобало христианке. Ведь по буллам Папы Римского даже жена в постели с мужем «не должна шевелиться, руки должны быть вытянуты по бокам, и не мешать мужу в исполнении его долга», а думать о каком-то соблазнении — вообще грех смертный. В XVII веке кардинал Мазарини  даже издаст эдикты, запрещающие изготовление деталей женского туалета, ибо по христианским понятиям платья должны были скрывать все изгибы фигуры, дабы не будить вожделение.
Поскольку Благородные Рыцари не хотели отставать от Прекрасных Дам (да и тоже должны были указ выполнять), то духам было уготовано большое будущее.

В Англии и Голландии, в отличие от Франции, и косметическими средствами, и духами было пользоваться запрещено.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов

Мыться — по-прежнему не мылись, зато стали выливать на себя несметное количество разных ароматических снадобий.

Дело доходило до того, что нужду справляли не только в темных дворцовых перекрытиях или за плотными портьерами комнат, но и прямо во время многолюдных собраний, например, на балу. Для этого достаточно было только отойти в сторонку, к стене зала. Это кажется невероятным, но нужно учитывать, что тогда были совсем другие представления о приличиях, о том, что хорошо, а что не очень. Если вообразить картину, когда города, их улицы и дома утопают в нечистотах, когда вокруг сплошная грязь, антисанитария и смрад, то в таком непосредственном поведении не будет ничего необычного.

Грасские перчаточники, получившие патент на производство духов еще от Людовика XIII в 1614 году, развернули производство. Почему именно перчаточники? Потому что моду на этот аксессуар из тонкой кожи, пропитанной ароматами, уже ввела во Франции Мария Медичи. Знатные дамы имели коллекции из сотен пар перчаток. Перчатки служили дамам за столом в отсутствие вилок.

Дабы справиться с нечистотами начинается в XIV—XV вв. мощение улиц и делается попытка строительства первых общественных уборных. О том, что вынуждены были предпринимать город­ские власти с целью улучшения сани­тарного состояния улиц, видно, например, из магдебургской городской хроники за 1425 г.: «...в этом году согласно указанию совета по городскому благоустройству близ большого каменного моста, перебро­шенного через реку, была выстроена общественная уборная. Все нечистоты из нее сбрасывались прямо в реку, что привело к значительному загрязнению реки в этом месте». Вслед за ним вышел новый, согласно которому каждый приезжавший в город за покупками крестьянин должен был на обратном пути нагрузить свою телегу нечистотами и вывезти их за пределы города. Предполагалось, что такое меро­приятие позволит в какой-то мере очис­тить улицы от грязи.

Однако даже в Париже, о котором уже шла речь, к этому времени состояние улиц по сути дела не улучшилось. В одном из отчетов за 1697 г. мэр города жалуется на то, что жильцы домов продолжают выплески­вать помои прямо из окон. Канализация появилась в Париже лишь во второй половине XIX веке.

К религиозному мракобесию добавлялось и медицинское. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться, но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

И это все происходит не в «темные» века, а в разгар «светлого» Возрождения и даже многим позже.

Сифилис ХVII -XVIII веков – это бич и награда крестовых походов стал законодателем мод. Из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке.

В XIV веке мыловарни стали появляться и в Германии. Вторая половина XIX века была ознаменована пропагандой личной гигиены и поддержания здоровья.

Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение», — После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть...». Доктору мало кто верил...

Нужно было убедить потребителей, что без мыла цивилизованным людям просто не обойтись. Очень скоро рекламодатели стали сравнивать свою продукцию с медом, солнечным светом и снегом. Другие, рекламируя свой товар, использовали известные произведения искусства, благодаря чему мыло стало символом изящества и благовоспитанности. К концу столетия спрос на мыло на мировом рынке значительно увеличился. Все это только разожгло рекламную индустрию. В 1894 году в Новой Зеландии реклама мыла появилась даже на обороте почтовых марок.

Вот такой, поистине тернистый путь, был у воды и мыла в нашей, не столь уж далекой истории. Каким же дорогим был он! Пренебрежение гигиеной, невероятная грязь и слепое почитание христианских догм привело в тому, что в 1347-1350 годах чума унесла 25 000 000 жизней или 1/4 часть населения континента. Цифры для того времени просто страшные.

Автор: роуан
Комментарии 13
  • Одним словом, немытая и вонючая Европа, которую мусульмане научили мыться.
    (1112)
    8 сентября'2013 в 22:33
    • Ужас. По-моему, европейцам нужно сперва тщательно изучать свою историю, прежде чем обвинять Ислам в чем-либо. Ислам - это духовная и материальная чистота. Чистота - половина веры, как сказано в хадисе.
      (5146)
      8 сентября'2013 в 22:54
      • статье говорится, как бы, христианство принесло эту грязь. на самом деле это люди в те времена изменили христианство до такой грязи. В своем начале христианство так же было чистой религией, оно ведь тоже от Аллаха.
        (350)
        9 сентября'2013 в 06:10
        • "Поручик Ржевский пришел на обед к знакомому графу, объелся и захотел в сортир. Бегает, бегает по огромному графскому замку, а уборной все никак не найдет. Наконец ему стало совсем невмоготу, вбежал он в первую попавшуюся комнату, спустил штаны, да и навалил на пол кучу. И тут, уже застегиваясь, увидел, что в этой комнате стоит стол и за ним графские гости чай пьют. Поручик, однако, не растерялся:
          - Ну вы, господа, и нашли же место, где чай пить!"

          Вот, господа поборники гигиены, учитесь у современных многобожников, как писать антихристианские статейки по поводу и без.
          Берёте анекдоты, можно не совсем исторические, добавляете от себя, сочиняйте, не стесняйтесь, никто проверять не будет...
          Например, на Российском пространстве для обличения чуждых обычаев и не во всём совпадающей нравственности можно использовать, наряду с анекдотами, эротические частушки, стихи Баркова, заветные сказки, ну, сами сообразите. Дерзайте :))
          ....

          Само по себе, высокое развитие архитектуры, фортификации и сопутствующих ремёсел предполагает существование определённой инфраструктуры. Во всех средневековых каменных зданиях - замках, монастырях и пр, были туалеты, подобно римским.
          Открытая уличная канализация, сточные канавы - обычное дело и в других городах того времени, в т.ч исламских. Обычное дело даже до сих пор.

          Но не стоит обламывать удовольствие от чтения гигиенического опуса....

          Хотя, да, оспа, разносится воздушно-капельным путём и с пылью, которая в данном случае не менее опасна сточных вод. Её стало возможно побороть с помощью прививок.
          Таким же образом разносится и чума, без антибиотиков и вакцинации с ней делать нечего...
          Появились эти болезни в Европе с Востока...
          Закинь сейчас вирус оспы в метро, так почти всё населения города, рождением младше 1970 г вымрет... Оружие массового поражения. К тому же вроде существует опасность древних захоронений...

          Какие подмытые,умытые и невонючие.
          Белые и пушистые.
          Ай, нехорошо.

          Как пример:
          "Сброс сточных вод в г. Аден производится непосредственно в море без очистки. Только в некоторых районах (Альмансура, Альшайх Осман, Альшаб) сточные воды собираются и очищаются на очистных сооружениях. Некоторые места прибрежной зоны г. Аден находятся в загрязненном состоянии...."

          Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/ochistka-stochnykh-vod-v-biologicheskikh-prudakh-v-usloviyakh-iemena#ixzz2eNYWk5NS
          (-531)
          9 сентября'2013 в 13:37
          • Первые бани, первая канализация, средства гигиены появились именно у мусульман. Их к этому толкало достижение довольства Аллаха, ведь Всевышний призывает мусульман к чистоте.
            (249)
            9 сентября'2013 в 14:09
            • Значит, античные эротические бани из Помпеи, которые ещё до нашей эры - их рук дело? :)
              (-531)
              9 сентября'2013 в 14:45
              • Kyana New, опять лжешь, " Во всех средневековых каменных зданиях - замках, монастырях и пр, были туалеты, подобно римским.", приведи доказательство если ты верующая, ведь обман и у вас является тяжким грехом.
                (2098)
                10 сентября'2013 в 01:13
                • Может бани там и были, но использовались ли они в правильных целях.
                  (249)
                  10 сентября'2013 в 07:00
                  • Saria,
                    если вами не имелись в виду уровень развития водопроводно-канализационных технологий,
                    наверное не стоит нам банную проблематику обсуждать.
                    http://e-umma.ru/node/22

                    Поверьте, даже в Древнем Риме были праведные люди.

                    Почему была такая развращенность? Потому что рабовладение. Рабство развращает прежде всего хозяев.
                    (-531)
                    10 сентября'2013 в 14:36
                    • Абдулла ,
                      набираем в поисковике:
                      medieval toilet
                      и смотрим картинки.
                      Например,
                      http://irishhistorypodcast.ie/2013/03/11/on-the-throne-a-look-at-the-medieval-toilet/
                      http://castles-in-cuenca.blogspot.ru/2012/06/mediterranian-beach-towns.html

                      Даже можно узнать, какими кишечными паразитами страдали крестоносцы
                      http://www.gurumed.org/2013/06/22/les-longs-parasites-intestinaux-retrouv-dans-les-toilettes-des-chevaliers-croiss/

                      В свою очередь, что вы знаете вообще о своих-то уборных?
                      http://www.litmir.net/br/?b=137630&p=31

                      "Совершенно традиционные туалеты можно найти в сельской местности мусульманских стран и регионов. Там, где позволяют геологические условия, это обычно яма глубиной где-то в полтора человеческих роста, выкопанная в одном из углов внутреннего двора и накрытая толстой доской с вырезанным в ней достаточно узким отверстием, поэтому верится с трудом, что туда можно попасть, особенно при несварении желудка. Все сооружение закрыто с четырех сторон и имеет крышу. Справа от сидящего находится кувшин с водой, который следует держать при подмывании правой рукой, слева — короб с теми самыми камешками, о которых писал ал-Газали и продолжают писать современные богословы. Иногда они могут заменяться глиной. Пока еще подобные традиционные туалеты с помощью проводников доступны обозрению, к примеру, в столице Узбекистана городе Ташкенте, особенно в старой его части, меньше пострадавшей от разрушительного землетрясения апреля 1966 г. и потому не перестроенной.

                      После заполнения такой ямы доверху, что, в зависимости от количества проживающих, происходит раз в два-три года, ее закапывают сверху и выкапывают по соседству новую, исходя из тех же самых параметров.

                      Иногда геологические условия не позволяют выкапывать туалетные ямы, например в горных или заболоченных районах, так, в одном из горных селений Северного Кавказа, по сообщению очевидца, отхожие места в частных домах находятся в углу стойла для скота. Каждый раз, завершив акт дефекации, люди смешивают ее продукты с навозом, используя их в дальнейшем в качестве удобрений, что, надо отметить, все-таки не свойственно мусульманской культуре. Ибо, являясь кочевой или полукочевой по своему происхождению, она не предполагает замкнутого биоцикла, и в ней человеческие экскременты (как, по-видимому, и навоз), по сравнению с оседлыми культурами, традиционно для удобрения не использовались.

                      В Бухарском оазисе, где подземные воды расположены очень близко к поверхности земли, какое-то время использовались искусственные холмы или возвышения. В таком холме сверху проделывалось отверстие, а под ним ставились сменные глиняные сосуды (хум), довольно больших размеров. По заполнении сосуды менялись. По свидетельству средневековых арабских историков и путешественников, видимо, из-за таких туалетов в Бухаре постоянно, особенно летом, стояла характерная вонь, отчего город, используя народную этимологию, иногда именовали Абу Хара (Отец дерьма)."

                      Крестоносцы и поручик Ржевский т.о. отдыхают.
                      (-531)
                      10 сентября'2013 в 14:50
                      • Kyana New, опять хитришь? Зачем мне забивать в поисковик западные иностранные термины, хватает русских слов "туалеты Европы в средние века", "гигиена в средние века", выйдет очень много интересного про христианскую чистоплотность.
                        (2098)
                        10 сентября'2013 в 15:23
                        • Абдулла ,
                          не вижу пользы в оскорбительных выпадах, тем более на тему религиозной принадлежности.

                          Понимаю однако, иные мифы в уме некоторых рушатся болезненно.

                          К сожалению Западная Европа и большая часть Восточной, как и былые крестоносцы, на русском языке не разговаривают. Прости, но это не моя вина.

                          Ночные горшки, туалетные вёдра, что удивительно, в ходу до сих пор, даже у вас.
                          Выгребные ямы, да и септики, ещё те вонючие.
                          По-прежнему отливают и срут в подворотнях и подъездах. Даже в мусульманских.
                          И выбрасывают из окон мусор.
                          То ж из мусульманских.

                          Средневековые европейцы в этом не виноваты.



                          Мало читать, хоть и приятно, антихристианскую гигиеническую ахинею, желательно что-то и посерьёзней. Историко-археологическое, например.

                          Ну, поищите "туалет в средневековом замке".

                          Чё-нить отыщется.

                          http://medieviste.livejournal.com/490248.html

                          http://www.diary.ru/~kate-kapella/p179572413.htm?oam

                          http://sortirs.ru/wc/srednevekovyi_tualet_v_zamke_turku

                          Могли ли средневековые парижане на часто заливаемой Сеной земле сотворить современную канализацию?

                          Можно ли улучшить санитарное состояние воды на Дальнем Востоке, где наводнение смыло из ям и септиков всё дерьмо?

                          Как лечить педикулёз, если нет поблизости аптечного киоска и керосина?

                          Как 100% уберечься от гриппа и грибковых поражений?

                          Порассуждайте. Результативно?

                          Вы лучше на свою санитарную историю оборотитесь, полезнее будет.
                          (-531)
                          10 сентября'2013 в 16:01
                          • Из "Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения" Эварт Окшотт

                            http://www.razlib.ru/istorija/rycar_i_ego_zamok_srednevekovye_kreposti_i_osadnye_sooruzhenija/p3.php

                            "В верхних этажах главного здания множество маленьких помещений устраивали непосредственно в стене. Это были частные помещения, комнаты, в которых спали лорд замка, его семья и гости; уборные тоже располагались в толще стен. Туалеты устроены очень искусно; средневековые представления о санитарии и гигиене не так примитивны, как мы склонны думать. Уборные средневековых замков более комфортны, чем нужники, которые до сих пор встречаются в сельских местностях, и к тому же их было легче содержать в чистоте. Туалеты представляли собой маленькие комнатки, выступавшие за наружную стену. Стульчаки делали из дерева, находились они над отверстием, открывавшимся наружу. Все, так сказать, отходы, как в поездах, выливались непосредственно на улицу. Уборные в те времена уклончиво называли гардеробами (в переводе с французского «гардероб» буквально означает «береги платье»). В елизаветинские времена эвфемизмом слова уборная было слово «джейк», так же как мы в Америке называем уборную «джоном», а англичане с той же целью пользуются словом «лу»...
                            (-531)
                            10 сентября'2013 в 16:26