Просвещение

О базе данных ислама, «жирных котах» и временщиках

Книга «Мечети и мусульманские организации Тюменской области» увидела свет в типографии «Печатник» в Тюмени в минувшую пятницу. Об особенностях уникального издания в интервью ИА IslamNews рассказывает его автор-составитель Калиль Кабдулвахитов, собкор нашего агентства в Сибири, член Союза журналистов России.

- Кратко говоря, это база данных по исламу в Тюменской области. В книге приведены сведения по всем мусульманским организациям региона, существующим и существовавшим, начиная с 1991 года. Это: фотографии мечетей, имамов, меджлисов, основные характеристики населенных пунктов с преобладающим количеством мусульманского населения, данные переписи, даты регистрации-перерегистрации-закрытия религиозных организаций, адреса, телефоны.

Представлена в книге и историческая справка: данные о мечетях, имамах и количестве прихожан в царское время, снимки зданий дореволюционных мечетей, не подлежащих восстановлению, сачара и т.д. То есть содержание сборника, можно сказать, гораздо шире энциклопедического или информационного справочника. И все это в полноцвете и в глянце.

Материал накапливался в течение нескольких лет. Более полусотни сел и деревень объездили мы с главой Тюменского казыята Фатыхом Гарифуллиным на юге области. Бывало, что застревали в вагайских болотах на границе с севером Омской области; часами тряслись на зимнике в Тобольское Заболотье, где дорога похожа на стиральную доску, чтобы зафиксировать мечети на камеру. Скажу, что не все имамы позволили сфотографировать себя, считая фото запретным явлением в исламе, поэтому в книге представлены портреты не всех без исключения имамов региона, зато есть снимки всех 100% мечетей по состоянию на 2010 год, как действующих, так и строящихся.

Данные по исламским общинам севера области для сборника в основном предоставляли по электронной почте тамошние братья по вере, хотя нам с руководителем казыята тоже приходилось выезжать в Югру и на Ямал.

К мечетям отдаленных деревень приходилось добираться с большим трудом
К мечетям отдаленных деревень приходилось добираться с большим трудом

- Год назад вы издали книгу «Откочевники» о тюменских казахах, до этого были книги «По следам тюменских шейхов» и «Сто мечетей Тюменской области». Скажите, о чем или о ком бы вы хотели еще написать? Как удается находить средства на типографские расходы?

- На территории Тюменской области в прошлом были Тюменское, Сибирское ханства, поэтому здесь естественно огромное поле деятельности для исследователей мусульманской истории. Но на сегодняшний день нет ни одного отдельного исследования по периоду правления Абулхаир-хана Шейбанида, ни одной монографии о времени взлета и падения Тюменского ханства в период Ибрагим-хана Шейбанида и т.д.

В тюменском крае в прошлом проживало немало «исламских личностей», достойных того, чтобы о них была написана отдельная книга. Это и Абдурашид Ибрагимов, сибиряк, ставший муфтием Японии, юные годы которого прошли в Янауле (нынешний поселок Парфеново в Тюмени). Это и Нигматулла Кармышаков, купец-меценат, построивший исламский комплекс в Ембаево. Это и ишан Халил из юрт Турбинских - последний шейх Накшбандийского тариката в Сибири. Этот и мурза Сабанак. Не замахиваясь на академический труд, мне хотелось бы написать в жанре журналистского расследования по сто страниц по этим великим землякам, хотя бы для того, чтобы дать почву для более серьезного исследования. Инша Аллах, надеюсь, в будущем желание осуществится.

С покрытием типографских и прочих расходов дело обстоит хуже некуда, и об этом я хотел бы сказать подробнее.

Написать книгу легче, чем издать ее, говорят краеведы. Согласитесь, что пока человек изучает архивы, иные источники, сидит в библиотеках, ездит на родину героя своего произведения и по местам его деятельности, он (исследователь) должен иметь какое-то финансирование, чтобы содержать семью, заправлять ту же машину, например. Однако этого нет в южной части сложнопостроенной Тюменской области с тремя субъектами федерации, во всяком случае, для «мусульманского летописца» за редким исключением.

На севере – другой вопрос. Там действует Ассамблея коренных малочисленных народов севера, которая входит в состав Думы Ханты-Мансийского округа. На Ямале большой вес имеет Ассоциация «Ямал - Потомкам». Поэтому в северных регионах изданы тонны глянца об оленях и чумах. На юге области же нет властного органа, который бы «болел» за прошлую исламскую историю края. Сибирские татары имеют статус отдельного этноса, но не имеют своего представительства во власти, какое имеют манси и ханты, а, следовательно, и отдельной строки в бюджете. Да, ежегодно областной департамент информационной политики объявляет конкурс на издание книг, но слишком мал процент надежды на то, что члены комиссии поддержат твой проект. Это я сужу по своему опыту, и не только. Краевед Ришат Рахимов, как мне известно, издал свой труд «Астана в истории и культуре сибирских татар» на пожертвования верующих мусульман. Книгу о служилых татарах Сибири историка Зайтуны Тычинских профинансировал Татарстан. Финансы для «Дауре галам» (книгу путешествий А.Ибрагимова) и «Кучум-хана» Фаузии Байрамовой выделил Конгресс татар Тюменской области.

Единственным моим личным проектом, поддержанным областной властью, была газета «Муслим-инфо», но помощь была настолько мизерной (менее 7 тысяч рублей на месяц), что пришлось отказаться от нее. Я не скажу, что региональные власти не оказывают финансовой помощи мусульманским организациям. Миллионные транши на ремонт мечетей, зачастую одних и тех же, получает из бюджета области ДУМ Тюменской области. Немало средств выделяется духовному управлению и на хадж, куда, бывает, едут на бюджетные средства одни и те же люди.

Проблема в информационной составляющей уммы, которая необходима, особенно сегодня, когда растет число людей, которым вокруг мерещатся одни «кяфиры». Как говорит тюменский политолог Игорь Бобров, в регионе продолжается процесс дезинтеграция, отчуждения мусульман от остальной части общества. В своем последнем обращении к руководству области о предоставлении субсидии «Муслим-инфо» на покупку ризографа для ежемесячного выпуска газеты, я изложил, почему области нужно печатное издание, которое бы на концептуальном уровне вело профилактику радикальных концепций, освещало бы деятельность мусульманских организаций, однако, как и следовало ожидать, получил отказ в субсидировании. Проект «Муслим-инфо», таким образом, завис на неопределенное время.

Я не думаю, что духовное управление из тех миллионов, выделенных на его развитие, хотя бы малую часть пустит на издание исламской краеведческой литературы. На публикацию родословной сибирских сеидов, например. Или на наследие тобольского шейха Амдами, или на исследование силсилы (цепочки духовной преемственности) миссионеров, чьи астаны (некрополи) разбросаны по деревням и болотам Тюменской области. Скорее скажут, что это «ширк-многобожие».

В такой ситуации, Субхан Аллах, что в Москве появился Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Фонд предоставил финансы на издание книги «Мечети и мусульманские организации Тюменской области» Казыятскому управлению. Иначе реализация проекта затормозилась бы надолго, а может быть, и не была бы осуществлена. Аллаху алим! В настоящее время Тюменский казыят готовит еще одну книгу, посвященному своему 10-летиему юбилею, и также надеется на поддержку фонда.

Книга в 120 страниц вышла тиражом 1000 экземпляров
Книга в 120 страниц вышла тиражом 1000 экземпляров


- На ваш взгляд, как идет развитие ислама в Тюменской области?

- Два дня назад вечером я возвращался из поселка Боровое, где был на ифтаре. Передо мной на трассе неторопливо ехал «жигуленок» с шахадой на арабском на заднем стекле. Я обогнал «жучку» и фары высветили заднее окно иномарки, там был изображен полумесяц со звездой.

О росте количества мусульман говорят и переполненные мечети, и этнический облик Тюмени, и большое количество машин с мусульманской символикой в салонах. Однажды в городе видел машину с надписью на стекле «С нами Аллах и три пулемета». Чтобы у новой мусульманской молодежи ислам ассоциировался не с пулеметом, а с книгой, во властных структурах, курирующих религиозные дела, полагаю, не должно быть временщиков, не отличающих моджахеда от муджтахида. Мусульмане сожалеют об увольнении из должности начальника отдела по делам религии политолога Игоря Боброва, при котором наблюдалось равноправие между мусульманскими организациями. Сейчас это уходит в прошлое. У региональных чиновников вновь появляются любимчики в ряду «жирных котов » из числа муфтиятов. Ни к чему хорошему, думаю, это не приведет.

подписаться на канал
Комментарии 1
  • Поздравляю с замечательным изданием. Мне кажется, что в сегодняшнее время такие издания необходимо вывешивать в интернет, чтобы миллионам мусульман была доступна заложенная там информация. В этом случае расходы станут значительно ниже.
    Конечно, тогда трудно будет подтвердить свое авторство, что для ученых немаловажно.
    Поэтому, думаю, нужно подумать об организации реферативного издания на тему Ислама и мусульманских народов в РФ.
    (-26)
    21 августа'2011 в 10:18