Прежде чем призывать людей к совершению праведных поступков и отказу от грехов, человек должен исправиться сам. Затем наступает очередь родственников, ибо близкие зачастую готовы принять новые идеи быстрее и лучше, чем просто знакомые. Известно, что посторонние люди чаще склонны к скептицизму и не готовы с ходу уверовать. Именно так и распространялся Ислам.
Для достижения успеха на любом поприще важна поддержка родных и близких. Эта истина упоминается в Коране: «Они сказали: «О, Шуайб! Многое из того, что ты вещаешь, нам непонятно. Воистину, мы нисколько не почитаем тебя. Если бы не [уважение к] твоему роду, мы побили бы тебя камнями. Но ты для нас вовсе не неприкосновенен» (Сура «Худ», 11 / 91).
Пророк Лут (алейхиссалям), когда почувствовал свою слабость и одиночество перед толпой обезумевших от животной похоти гомосексуалистов, воскликнул: «О, если бы у меня была сила против вас! Или же у меня была бы [для спасения] от вас мощная опора!» (Сура «Худ», 11 / 80).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) так объяснил сподвижникам слова Лута (алейхиссалям): «Да будет милость Аллаха над пророком Лутом! Он искал укрытия в самом надёжном месте ― у Всевышнего! Благодаря этой молитве Аллах давал в поддержку родственников и близких всем пророкам, которые были посланы после Лута» (Ибн Хиббан, 14 / 86).
Известно, что Ислам предписывает оказывать уважение родственникам, всегда соблюдать права близких и поддерживать с ними хорошие отношения. Оказание помощи родным считается добродетельным поступком. Каждый мусульманин несёт ответственность за свою семью и близких людей, ибо Всевышний повелел: «Согласно Писанию Аллаха, кровные родственники ближе друг к другу, чем верующие [мединцы] и мухаджиры» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 6).
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) всегда отдавал предпочтение тем людям, которые находились у него на попечении. Он начал призыв к Исламу именно с родственников. Всевышний повелевает мусульманам уберечь своих близких от адского огня: «О, вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни» (Сура «ат-Тахрим», 66 / 6).
Поэтому му`мин обязан поддерживать хорошие отношения с родственниками, даже если они решили прекратить с ним всяческие связи. Нужно найти удобный повод навещать их или же помочь решить возникшую проблему. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Кто не поддерживает родственные связи, тот не сможет войти в Рай!» (Муслим, «Бирр», 19).
Мусульманин должен оказывать живущим рядом людям такое же внимание, как и родственникам. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) посещал всех соседей, даже если они исповедовали другую религию. Однажды заболел ребёнок его соседа-иудея. Расулюллах (саллаллаху алейхи ва саллям) поспешил навестить их и пожелал скорейшего выздоровления. Он мягко посоветовал больному принять Ислам. Отец мальчика, помня, что за долгие годы соседства видел только прекрасные мусульман, сказал ребёнку: «Сынок! Послушайся его». Мальчик тотчас принял Ислам, а иудей радостно воскликнул: «Слава Аллаху, который спас моего сына от адского пламени!» (Бухари, «Джанаиз», 80).
Любой верующий должен терпеливо относиться к своим знакомым и близким, даже если они пребывают в глубоком заблуждении или же совершают неправедные поступки. Когда Всевышний ниспослал повеление «Увещевай своих ближайших родственников», Пророк сказал благочестивому Али (радыяллаху анху): «Всемогущий Аллах приказал мне призвать к Исламу самых близких родственников. Но я прекрасно знаю, что обязательно встречу упорство и противодействие. Поэтому я некоторое время молчал, но потом ко мне прибыл ангел Джабраиль (алейхиссалям) и повелел выполнить порученную миссию. О, Али! Приготовь нам немного еды и положи сверху баранье мясо. Затем принеси молока и пригласи ко мне домой всех ближайших родственников — сыновей Абдульмутталиба. Я хочу поговорить с ними и призвать их к Исламу, как мне повелел Аллах».
Али (радыяллаху анху) быстро приготовил пищу, пригласил сорок гостей и накормил их. Увидев малое количество пищи, которой едва хватало на одного, Абу Ляхаб воскликнул: «Это удивительно! Ваш товарищ напустил свои чары! Воистину, я никогда не видел такого колдовства».
Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) начал беседу, многобожник принялся прерывать его речь, мешая что-либо сказать. Поведение Абу Ляхаба огорчило Расулюллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он замолчал и больше не произнёс ни слова. Вскоре все родственники встали и разошлись по домам (Сура «аш-Шуара», 26 / 214).
Однако Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) никогда не останавливали трудности на пути донесения Истины, и он с удвоенной энергией продолжил выполнять свою миссию. На другой день Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) собрал своих родственников, и опять его ожидал тот же приём. Он обратился к ним с призывом: «Слава и хвала Аллаху! Мы прославляем только Его и только Ему молимся. Мы верим только в Него и только на Него полагаемся. Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Него. Он Един, у Него нет ни супруги, ни товарища! Клянусь Аллахом, я ни при каких обстоятельствах не стану лгать вам. Даже если все люди начнут лгать и изворачиваться, я не стану обманывать вас!
Клянусь Аллахом, все покинут этот мир спящими. Так же, как вы просыпаетесь по утрам, вы будете на том свете оживлены, а затем подвергнуты допросу. За добро вам воздадут добром, за зло ― злом. В результате вы навечно останетесь в Раю или же будете испытывать адские мучения.
О, потомки Абдульмутталиба! Клянусь Аллахом, я принёс своему племени величайшее сокровище. Призываю произнести всего лишь два лёгких слова, но в Судный День они будут очень тяжелы. Это признание, что нет другого Бога, кроме Аллаха, и что я действительно являюсь Его рабом и посланником. Всемогущий Творец повелел мне передать эти слова вам. Я послан как Пророк и к вам, и ко всему человечеству. Вы ― свидетели таких чудес, которых раньше не видели. Вы можете заслужить райские сады, дав слово быть на этом пути моим братом и товарищем.
Но родственники не только не ответили на призыв, но и стали насмехаться над Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). Через некоторое время они встали и разошлись по домам (Ибн Ханбаль, 1 / 159; Ибн Сад, 1 / 187; Хайсами, 8 / 302).
Невзирая на издевки и насмешки, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) настойчиво продолжал призывать близких к Исламу. Однажды он собрал всё племя Курайш, члены которого были его родственниками, на горе Сафа. Курайшиты сказали: «Мы все прекрасно знаем, что ты честный человек. Никто не может обвинить тебя в каком-либо проступке или преступлении и никто из нас не слышал, чтобы ты когда-либо солгал».
После этого Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к ним: «Всевышний приказал мне напомнить своим ближайшим родственникам о наказании, которое ждёт их в вечном мире. Пока вы не скажете «Ля иляха илляллах», я не в силах вам помочь ни в этой жизни, ни после вашей смерти».
Его дядя, Абу Ляхаб, стал кричать и поносить Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). От ненависти он взял в руки камень и хотел кинуть в племянника (Муслим, «Иман», 355; Ибн Сад, 1 / 200; Диярбаки, 1 / 288).
Однако Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) не обращал внимания на слова Абу Ляхаба и продолжал рассказывать собравшимся об Исламе: «О, курайшиты! О, сыновья Кааб бин Луайа! Спасите себя от адского пламени! Я не обладаю такой силой, чтобы оградить вас от мучительных наказаний».
Затем он обратился лично к некоторым соплеменникам: «О, Аббас бин Абдульмутталиб! Я не имею возможности спасти тебя от Божьего гнева. О, мать Зубайра бин Аввама и тётя Сафия! О, моя дочь Фатима! Просите прощения у Аллаха! Вы можете взять у меня всё, что пожелаете, но я не могу вас спасти от гнева Творца» (Бухари, «Манакыб», 13―14; Муслим, «Иман», 348―353).
Известно, что подобным образом Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) и дальше предупреждал ближайших родственников, особенно свою дочь Фатиму (радыяллаху анха). Её детство приходится именно на годы гонений первых мусульман. Маленькая девочка наряду со взрослыми сполна испытала боль унижения. Она с тревогой ожидала отца у дверей дома и порой следовала за ним по пятам, чтобы оказать посильную помощь.
Однажды Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) пошёл к Каабе, чтобы призвать людей к Исламу. Однако невежественные и глупые жители Мекки, опасаясь, что даваат разрушит их привычный образ жизни, принялись избивать Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Маленькая Фатима (радыяллаху анха) со слезами на глазах наблюдала эту сцену и, когда язычники разошлись, омыла и перевязала раны.
Как-то Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) решил помолиться во дворе Каабы и склонил голову, выражая почтение Аллаху. Язычники, воспользовавшись этим, бросили на его шею внутренности зарезанного верблюда, а затем стали смеяться. Фатима (радыяллаху анха) быстро подбежала, проворно убрала нечистоты своими маленькими ручками и повела отца домой.
После кончины матери, благородной Хадиджи, Фатима (радыяллаху анхума) вместе с другими сёстрами постоянно помогала отцу, деля с ним все тяготы и лишения. В трудные минуты они переживали за Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и проливали слёзы, видя грубость язычников. Фатима вытирала следы крови на теле отца, а Зайнаб (радыяллаху анхума) смывала их водой, мыла ему лицо и руки. В такой тревожной обстановке они жили долгие годы. Однако, невзирая на трудности, именно близких Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) первыми призвал к неукоснительному выполнению Божественных повелений и советовал готовиться к Судному Дню. При этом он подчёркивал, что ни один из смертных не причинит ему зла.
Так Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) начал свою высокую миссию. Лишь несколько близких людей помогли ему. Некоторые приняли Ислам только после вхождения в Мекку, но были родственники, покинувшие сей бренный мир невежественными язычниками. Несмотря ни на что, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) выполнил повеление Аллаха ― начать призыв к Истинеименно с близких.