Люди зарабатывают. Люди богатеют. Люди развиваются. Познают мир и путешествуют по нему. В числе этих людей и дагестанцы. В числе этих дагестанцев – мусульмане. Много стран было объезжено нашими любопытными горцами. И будь то во время путешествия по странам Западной Европы или США или после приезда оттуда, на вопрос «где лучше?» звучит ответ, содержащий смысл: «Всегда лучше там, где люди живут, а не существуют».
Рассказывают о тамошнем уровне жизни, культуре, чистоте, о практически отсутствующих социальных проблемах (кто-то возразит, учитывая потрясения последних лет в еврозоне и фондовых рынках Запада, но тем не менее). И мы слушаем. Охаем, ахаем, завидуем, удивляемся. И эту кальку впечатлений накладываем на нашу реальность. Далеко не лучшее сравнение. Избитая до нитей дерматиновая груша дагестанских реалий, улиц и людей. Но я горжусь. Горжусь тем, что живу в Дагестане, среди дагестанцев. Пускай это «суфии», «ашариты», «мурджииты», «ваххабиты», «ихваны» и так далее. Я живу среди трудностей, которые в человеке не атрофируют качества охотника или хищника, бурлака или лидера. Это можно сравнить с утренней пробежкой в спортивном лагере в горах, когда под конец смены твои босые ноги не чувствуют гальку и ты как танк прёшь по подъёму.
Это своего рода Гарлем, где кто-то извне – враг, но внутри, сквозь агрессию, все свои. Отсутствие этих благ, сделавших толстяком американца и нытиком европейца, дагестанца держит в напряжении.
Это временно. Сама человеческая суть подвержена восприятию правильного. Сегодня на уровне студентов возрастом не более 30 лет обсуждаются вопросы, трактовки которых раньше нам подавали люди намного старше. Мышление дагестанца ширится. Кто-то возразит. Кто-то посмеётся. А кто-то продолжит работу над собой. Гарантировано Господом миров: «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение» (Коран, 94/5), – а значит, есть к чему стремиться, ради чего терпеть и за что бороться! «Пусть же ради этого состязаются состязающиеся» (Коран, 83/22–26).
Нас не любят. Но мы любим себя и своих. У нас есть опыт поведения в экстремальных ситуациях, а не привычка топить всё в крепком градусе. И всё это в прекраснейшей оболочке моей религии. Которая соберёт под своим знаменем всех. И поведёт вперёд. Другого направления она не знает...