Палестино-израильские мирные переговоры, едва начавшись, оказались под угрозой срыва. Израиль объявил о строительстве домов в Восточном Иерусалиме, а эту землю палестинцы считают своей. Но даже если завтра второй раунд переговоров состоится, на их конечный успех надежды мало, заявил радиокомпании "Голос России" российско-израильский писатель и политолог Исраэль Шамир.
«На этот раз палестинцы согласились снова пойти на эти переговоры, потому что перед ними, как перед тем осликом, повесили сочную, жирную морковку. Эта морковка – освобождение нескольких политзаключенных. Всего они обещали освободить более 100 политзаключенных. Теперь с израильтянами договариваться - это очень такая хитрая вещь. Они всегда стараются как-то объехать на кривой в предпоследний момент переговоров, в момент подписания. Это такая национальная тенденция, и она здесь тоже проявилась.
Согласились палестинцы: пойдем на переговоры. И в это время что собственно главным было для Израиля? Что на время ведения переговоров палестинцы воздержатся от всех международных акций, которые были бы направлены на упрочение статуса Палестины и с чем Израиль был не согласен. То есть палестинская «дипломатическая интифада», как это называлось, была остановлена на это время. А в ответ получали более 100 заключенных, которые просидели в тюрьме уже более 30 лет. Эти заключенные оказались в тюрьме тогда, когда не было мирного процесса. Палестинцы требовали их освобождения давно. Но Ясир Арафат не умел вести переговоры. Последующие лидеры как-то тоже не очень на эту тему озаботились. Поэтому эти люди были забыты в тюрьме на многие десятки лет.
Сейчас их пытаются освободить. Но Израиль сказал так уже после договоренностей, что он их будет выпускать порциями. И вот каждая следующая порция выйдет только в том случае, если переговоры будут продолжаться. И если они будут идти успешно, по мнению Израиля. И тогда для того, чтобы поставить палестинское руководство в еще более дурацкое положение, израильское руководство объявило сегодня о том, что будет построено еще более 1000 единиц жилья на оккупированных территориях. Из них 400 - в оккупированном Восточном Иерусалиме.
И вот прямо надо было им об этом сказать! Что ставит, конечно, палестинское руководство в очень неудобное положение по отношению к собственному народу. Палестинский народ недоволен палестинской администрацией. Очень недоволен. Считает, что она идет на поводу у Израиля. И что ничего, как говорится, хорошего от них не происходит. И вот эта вещь еще больше усиливает разлад. Иными словами, Израиль снова демонстрирует свое желание сорвать переговоры. Возложить ответственность на палестинцев.
- Может быть, на эти переговоры нужно было привлечь еще какие-то стороны? И тогда бы это проходило успешнее?
- Знаете, только одни переговоры между Израилем и арабами проходили успешно. Это были переговоры при участии Джимми Картера, президента США. Картер был очень жестко настроен додавить Израиль на все, что можно. В Израиле его после этого так ненавидели, что смогли обеспечить ему провал на следующих выборах в Соединенных Штатах. На этот раз президенту Обаме, как говорится, следующие выборы не грозят. И он, казалось бы, мог бы тоже надавить. Но у него такого активного желания вмешиваться, по правде говоря, нет.
Так что трудно себе представить, чтобы это произошло. Израиль находится сейчас в очень выгодном положении, и экономические силы вроде бы есть. Так сказать, в Египте рядом обрушение, в Сирии рядом гражданская война. То есть желания идти на большие уступки у них нет. Желание тянуть, как всегда, есть.
- Как вы считаете, если строительство домов начнется активно, это может привести к военным конфликтам?
Все время идет строительство. А когда они говорят – идет, это по прежним разрешениям, которые были давно даны. То есть процесс-то идет все время на самом деле. Только иногда происходит вброс: еще какое-то разрешение, так сказать. Может ли быть вооруженный конфликт между палестинцами и Израилем? По правде говоря, не может толком-то. Потому что силы настолько неравны, что даже трудно о чем-то говорить. Даже такой интифады, которая была в 2000 году, сейчас трудно ожидать. Потому что таких сил сейчас у палестинцев нет».