Может ли что-нибудь вывести страну из политического тупика?
С каждым уходящим днем обостряется противостояние сторонников смещенного президента Мухаммада Мурси (Mohamed Morsi) и поддерживаемого армией временного правительства.
Ясно, что сидячие демонстрации протеста, устраиваемые лагерем Мурси, не могут длиться вечно, например, крупнейшая, в Наср-сити, фактически блокировала весь район.
Точно так же ясно, что правительство не может просто приказать демонтировать палаточные городки, так как их жители полны решимости остаться.
Принудительная очистка площадей также не рассматривается, потому что на площадях перед мечетью Рабаа аль-Адавия в Наср-сити и Каирским университетом в Гизе расположились десятки тысяч людей, среди них много детей, продавцы игрушек, кроме того, оборудованные здесь игровые площадки привлекают сюда новых детей.
Но ситуация на площади Рабаа – это, на самом деле, только симптом серьезного политического раскола и борьбы за определение пути Египта после десятилетий правления Хосни Мубарака, закончившегося восстанием в январе 2011 года.
Страна оказалась в глубоком политическом кризисе, Мурси задержан и идет следствие в связи с его возможной причастностью к массовым побегам заключенных во время революции 2011 года, при этом египтяне пытаются выяснить, какое государство они хотят иметь: живущее по религиозному закону, военный режим – или нечто третье.
В то же время ходят слухи о переговорах за закрытыми дверями – одновременно подтверждаемые и опровергаемые различными сторонами. Одна газета даже заявила, что союзники Мурси планируют отправить его в эмиграцию.
Сообщалось, что послы Катара, ОАЭ, ЕС и США встречались с Хайратом эль-Шатером (Khairet El-Shater), заместителем лидера «Братьев-мусульман», который содержится под стражей. Иностранные послы также нанесли визиты Мурси и его главному противнику генералу Абдель-Фаттаху эль-Сиси (Abdel Fattah El Sisi).
Но факт каких-либо переговоров между политическими партиями подтвердить сложно.
Журналисты «аль-Джазиры» связались с членами «Коалиции в поддержку законности» (Coalition to Support Legitimacy) - альянса, в основном, происламских сил, которые, якобы, встречались с иностранными посланниками и военачальниками, но они не только не захотели официально обсуждать эти встречи, но даже не подтвердили, что те вообще имели место.
Возможно, это связано с тем, что встретившись с военными, как это недавно сделал член Совета мусульманских ученых Мохамед Хасан (Mohamed Hasan), они могут спровоцировать серьезные негативные последствия.
Главное – поддержка со стороны армии
Преподаватель политологии Каирского университета Хасан Нафаа (Hassan Nafaa) говорит: «Суть не в том, чтобы найти теоретическое решение, а в том, чтобы это было практическое решение, приемлемое для обеих сторон».
Успех такого решения гарантировала бы его поддержка военными, просто потому, что различные другие политические партии не являются ключевыми игроками, чтобы действительно разрешить кризис, - считает он.
При этом насилие – не выход из положения, - говорит Нафаа.
Один из вариантов решения может базироваться на инициативе исламского ученого Мохаммеда Селима эль-Ава (Mohamed Selim el-Awa). Он предлагает, чтобы Мурси передал свои полномочия новому премьер-министру, через несколько недель после этого следует провести парламентские, а затем президентские выборы, при этом парламенту будет поручено внести поправки в конституцию.
Нафаа предлагает внести в эту инициативу две коррективы, что, по его мнению, поможет сторонам сохранить лицо: провести президентские выборы раньше парламентских и подписать договор, исключающий возвращение Мурси в кресло президента.
«Однако «Братья-мусульмане» пока не подают никаких признаков того, что пойдут на это, хотя если бы они согласились обсудить этот план,то могли бы рассчитывать попасть в следующий парламент, а кризис был бы преодолен», - говорит Нафаа.
Кроме того, вероятно, что в случае такого примирения с лидеров «Братьев-мусульман» будут сняты выдвинутые против них обвинения.
«Учитывая нынешнюю поляризацию, если «Братья-мусульмане» не пойдут на компромисс, они не попадут в будущее правительство», - говорит Нафаа. В этом случае велика вероятность, что это не устроит народ, поддерживающий их улицах, и он не признает легитимность новой власти.
Что значит победа
Оба лагеря должны переосмыслить, что для них значит победа.
Противники Мурси на каирских улицах говорят, что для доказательства их победы достаточно одного только его свержения, а палаточные городки – это досадная помеха, которую нужно устранить, тогда как сторонники Мурси считают победой само существование таких городков спустя более чем месяц после свержения президента.
Однако «Братья-мусульмане» продолжают настаивать на своих главных требованиях: возвращение Мурси в президентский дворец, возобновление действия конституции и работы парламента, а именно совета Шура.
«Ситуация не изменилась, никаких переговоров нет», - говорит представитель «Братьев-мусульман» Гехад эль-Хаддад (Gehad el-Haddad).
«Делались определенные предложения, но ни одно не было принято».
Эль-Хаддад сказал, что «Братья-мусульмане» открыты для переговоров – при условии выполнения их финальных требований.
Что они готовы обсуждать на переговорах, так это «контекст», говорит эль-Хаддад, все остальное зависит от «того, на что согласится Мурси – он - ключик от этой головоломки».
Эль-Хаддад также опроверг сообщения, что «Братья-мусульмане» потерпели поражение.
«На самом деле мы не в таком трудном положении: наши ряды растут», - сказал он.
«Эффект «снежного кома» работает в нашу пользу… в данный момент страна неуправляема».
Что касается активистов, таких, как «Молодежное движение 6 апреля», для них долгосрочное решение не подразумевает всецелую поддержку «Братьев-мусульман» или Мурси.
По словам одного из основателей и пресс-секретаря движения Мохаммеда Аделя (Mohamed Adel), для долгосрочного решения нужен «всесторонний национальный диалог в интересах народа при условии компромиссов со всех сторон».
«Общество поляризовано, и нынешняя нестабильность объясняется, по большей части, тем, что на переходном этапе не было обеспечено правосудие», - говорит Адел, чья организация добивается справедливого суда над виновными в гибели людей 25 января 2011 года и во время последующих событий.
С представителями армии «Аль-Джазире» побеседовать не удалось.
Потенциально сложные выборы
Марина Оттавей (Marina Ottaway), ведущий специалист Центра Вудро Вильсона (Woodrow Wilson Centre) по политическим преобразованиям, считает, что для Египта возможны два сценария с небольшими вариациями.
Первый – это разгон митингующих силой, после чего регулярное применение силовых мер для предотвращения новых выступлений недовольных...
«Это приведет к новым арестам, обвинениям в терроризме и, возможно, запрету «Братьев-мусульман» и всех партий религиозной ориентации. Не представляю, чтобы армия – я говорю «армия», а не «правительство», потому что ясно, что это армия будет решать вопрос о закрытии – признала партию «аль-Нур» легальной организацией после запрета «Братьев-мусульман», - говорит Оттавей.
Она считает, что в результате в выборах будут участвовать лишь светские партии, при этом Национальный Фронт Спасения (NSF) заменит Национально-демократическую партию (NDP), а меньшие партии останутся на периферии.
«Главным вопросом станет: будет ли президентом Эль Барадеи, или это будет фигура из военных, возможно, сам эль-Сиси. В долгосрочной перспективе, это не будет способствовать стабильности в Египте, потому что, можете быть уверены, «Братья-мусульмане» так просто не исчезнут, о чем свидетельствует их история», - говорит Оттавей.
«Причем, не исключена возможность их радикализации, что, в итоге, вынудит правительство к новым репрессивным мерам».
Второй сценарий – это «решение, достигнутое на переговорах», в таком случае возможны выборы, охватывающие более широкий политический спектр согласно пересмотренной конституции.
«В пользу такого решения выступают немногие, например, [движение] «6 апреля», правозащитные организации, некоторые интеллектуалы. Это решение было бы предпочтительным для США и Европы», - говорит Оттавей.
Но оно нежелательно для таких партий, как «Тамарод», НФС – допустим, что он не распадется – и, конечно, армии, потому что свободные выборы должны означать, что значительная часть голосов достанется партиям исламской ориентации.
«Это значит, что выборы не будут свободными. Судейский надзор, в данном случае, ничего не значит, потому что судейский корпус ясно продемонстрировал, что он решительно против происламских сил», - говорит Оттавей.
Такие выборы противоречили бы тому, что, по их словам, желают США, но политолог сомневается, что желания Вашингтона окажут серьезное влияние на ситуацию в Египте.
«Худшее, что может сделать США – это прекратить военную помощь. Учитывая, какие суммы денег готовы предоставить страны Залива, угроза прекратить помощь, вероятнее всего, не изменит решений армии».