Слово «зачистка» во французском языке так и пишется zatchistka и применяется к событиям на российском Кавказе. В местной полицейской практике такого понятия нет
Современный европейский моноэтнический мегаполис — это утопия. Особенно если это столица бывшей колониальной империи. Можно спорить о том, хорошо это или плохо, анализировать исторические корни, корить политиков прошлого за ошибки, но от факта никуда не деться, с ним приходится жить, минимизируя его негативные стороны.
Иммигрантская среда криминогенна и взрывоопасна, и это цена, которую богатый мегаполис вынужден платить за дешевый труд приезжих, который он с выгодой для себя использует.
В старой Европе проблема мигрантов и их потомков существует давно и время от времени проявляется вспышками насилия. Самый яркий, но далеко не единственный пример — молодежные бунты 2005 года в парижских предместьях, самый свежий — беспорядки в Стокгольме в мае этого года.
Если сравнивать с Москвой, то в европейских городах ситуация даже сложнее. Есть иммигранты последних лет, в большинстве своем нелегальные (организованный завоз гастарбайтеров 60-х и 70-х годов прошлого века давно прекращен), и есть потомки гастарбайтеров, родившиеся в Европе, которые имеют местное гражданство и по закону пользуются теми же правами, что и коренные европейцы.
Как раз они составляли основную массу участников молодежных бунтов в парижских пригородах в 2005 году. Когда полиция разбиралась с тысячами задержанных погромщиков, выявляя кандидатов на выдворение из страны, то таковых оказалось не более десятка. Остальные — это были родившиеся во Франции дети выходцев в основном из стран Черной Африки и частично из Северной. Когда наша пресса писала о «бунте мусульманской молодежи», она либо ошибалась, либо лукавила: исламского фактора в тех событиях не было вовсе, тем более что подавляющее большинство бунтовщиков имело корни в немусульманских странах. Бунт был стихийным и социальным…
Никаких «зачисток» в предместьях по следам событий 2005 года французская полиция не проводила. Наоборот, все силы были брошены на то, чтобы успокоить ситуацию. Неизбирательные рейды могут только навредить, взорвать этнический мир.
Насколько я помню, все вспышки насилия в этнических кварталах Парижа, Брюсселя и других европейских городов возникали после какого-то инцидента с полицией как спонтанная реакция на «несправедливые», «дискриминационные» действия стражей порядка. В Сен-Дени под Парижем в 2005 году погромы начались после гибели двух подростков, пытавшихся скрыться от преследования полицейских в трансформаторной подстанции. Поскольку бытовой расизм действительно существует, социально отверженные усматривают его в любой трагической случайности, в любом злоупотреблении властью и даже в законных действиях властей.
Европейский опыт показывает, что важнее всего в этой ситуации поддерживать межэтнический мир, не допускать неаккуратных шагов, которые могли бы спровоцировать насилие на этнической почве. Самое главное — не дать повода усмотреть в действиях полиции избирательное применение закона.
Филипп Дуст-Блази, в то время министр иностранных дел Франции, заявил, отвечая на критику действий властей в событиях 2005 года: «Не может быть такого, чтобы с французом, совершившим преступление или правонарушение во Франции, обращались одним образом, а с иностранцем, находящимся в стране на законных основаниях, иным образом. Это просто невозможно».
Нелегальная иммиграция — это совершенно другая история, и с ней западноевропейские страны борются, в том числе и периодическими рейдами по проверке документов. Правда, заповедь о том, чтобы не навредить, не применять унижающих человека методов, соблюдается и в этом случае. Этнический мир дороже эмоций. За несоблюдение, которое тоже случается, у стражей порядка могут быть проблемы по службе.
Вот недавний пример облавы на «нелегалов» в Бельгии. Она проходила в Шарлеруа, где полицейские нагрянули на заранее выявленные следователями места. На десяти предприятиях и в результате выборочной проверки водителей автомашин задержаны 19 иностранцев. Хозяевам трех предприятий предъявлены обвинения в незаконном найме рабочих. Поводом для рейда было задержание пяти иностранцев, которые были замечены в торговле наркотиками и находились под слежкой. Задержанных поместили в центр временного содержания для выдворения из страны. Такие облавы, сообщила полиция, проводятся регулярно…
Время от времени проводятся международные операции по выявлению каналов нелегальной иммиграции. Одну из них недавно провели совместно полиция Франции, Великобритании, Греции, Италии и Турции. Арестовано 53 человека, подозреваемых в организации перевозки нелегальных иммигрантов в Западную Европу. Таким операциям предшествует разведывательная работа, которая позволяет бить точно по цели.
То же самое можно сказать о полицейских рейдах по предполагаемым базам террористов. Обычно они проводятся без лишнего шума, по результатам долгой разведработы, и история не помнит, например, прочесывания большого брюссельского рынка в Андерлехте, где торгуют почти исключительно арабы.