Правоохранители в Дагестане задержали мужчину, которому вменяется в вину участие в боевых действиях в Сирии на стороне повстанцев. Это первый случай такого рода в стране. Чиновники самого разного ранга ранее призывали остановить россиян, поддерживающих оппозицию в гражданской войне, которая третий год идет на Ближнем Востоке. О тех, кто воюет на стороне президента Башара Асада, пока речи не идет.
«Гражданин 1967 года рождения, проживающий в селении Ново-Саситли Хасавюртовского района, который с мая по июль 2013 года находился в Сирии и участвовал в военных действия на стороне оппозиции, после получения ранения 19 июля 2013 года транзитом через Турцию и Азербайджан вернулся в селение Ново-Саситли Хасавюртовского района, где продолжал лечение», - рассказало дагестанское МВД о задержанном.
Имя мужчины не разглашается. Как стало известно WordYou.Ru, он был взят под стражу в ходе вчерашнего рейда местных и федеральных силовиков в это дагестанское село. Основной целью спецоперации были летние курсы в ново-саситлинском Духовно-образовательном центре им. Абдуллаха абу Усамы. В результате посещения военными и полицейскими учебное заведение оказалось на грани закрытия. Слушатели курсов были препровождены в отделение полиции.
Около 200 россиян воюют против Асада
Российские чиновники стали бить тревогу по поводу участия наших граждан в сирийской войне на стороне противников президента Башара Асада несколько месяцев назад. По информации директора ФСБ Александра Бортникова, в рядах оппозиции воюют порядка 200 выходцев из России.
В середине июля спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку Михаил Богданов сообщал, что сирийские и российские спецслужбы обмениваются информацией в связи с сообщениями о том, что на территории Сирии воюют наши сограждане.
Информация об участии россиян, прежде всего из Чечни и Дагестана, в войне на стороне повстанцев уже не раз подтверждалась, хотя глава ЧР Рамзан Кадыров это категорически опровергал. А на днях МИД РФ фактически признал чеченцев участниками войны в Сирии. Ведомство обвинило один из отрядов повстанцев в расправе над мирными жителями курдской деревни в отмезку за пленение полевого командира Абу-Мусааба, назвавшего себя чеченцем.
Участие россиян в сирийской войне подтверждают и иностранные эксперты. В июне в докладе экспертов из вашингтонского Института Ближнего Востока и нью-йоркской компании «Флэшпоинт глобал партнерс», сообщалось, что за последние 11 месяцев в Сирии были убиты 280 комбатантов из различных государств, в том числе 16 – из России (5 чеченцев, 4 дагестанца, 7 из других регионов страны).
Абдулатипов предлагает «нейтрализовать» добровольцев
Особую активность на сирийском направлении проявил врио главы Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он уже не раз призывал силовиков пресекать возможное участие дагестанцев в военных действиях на Ближнем Востоке. Для этого Абдулатипов предлагает не выдавать загранпаспорта жителям республики без тщательной проверки.
«Вот как далеко наша «продукция» дошла, – возмущался Абдулатипов. – Это очень ответственный вопрос, потому что эти люди туда ушли, а завтра вернутся обратно. Поэтому все службы – республиканские, федеральные – должны отслеживать перемещение этих людей. Более того, принять целый ряд мер по их нейтрализации, чтобы их влияние было минимальным».
О том, что такое «нейтрализация» на языке спецслужб, всем хорошо известно. Скорее всего, задержание в Ново-Саситли – это лишь начало масштабной кампании.
Доброволец добровольцу рознь
Добровольчество сегодня в нашей стране само по себе не наказуемо. Сотни россиян принимали участие в конфликтах в Абхазии, Приднестровье, Боснии, Карабахе и так далее. Многие были встречены на Родине по возвращении как герои.
Кстати, наши сограждане, в том числе отставные военспецы, воюют и на стороне Асада. Инфомация об этом не раз попадала в СМИ. Например, в мае этого года ветеран украинской разведки Сергей Разумовский заявил о создании крупного добровольческого формирования, состоящего из нескольких тысяч граждан России, Украины, Белоруссии и Молдавии, которые желают отправится в Сирию для помощи Асаду в борьбе с оппозицией. Но никаких комментариев на это заявление со стороны официальных лиц не последовало. Похоже, что желания «нейтрализовать» таких добровольцев у чиновников просто не возникает.