Москва громко и широко отмечает прибывание в городе одной из главных христианских святынь - креста Андрея Первозванного. Власти делают все возможное, чтобы верующие могли спокойно поклониться реликвии. Ранее Крест побывал в других регионах России. Тихие просьбы мусульман не проводить рейды в мечетях и молельнях хотя бы в священный для них месяц Рамадан на этом фоне откровенно тонут.
В столичной мэрии создан штаб по организации пребывания Креста в храме Христа Спасителя. Его возглавил исполняющий обязанности заместителя мэра Москвы Александр Горбенко. Подобный штаб работал в столице, когда привозили пояс Богородицы в ноябре 2011 года. Тогда поклониться святыне смогли около 900 тысяч человек.
Сейчас верующих меньше. Тем не менее все необходимые условия для «доступа к святыне» созданы в полной мере, заверил и.о. глава столичного Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Юрий Артюх.
Крест Андрея Первозванного пробудет в российской столице с 19 по 26 июля. У храма обеспечена охрана, регулирование движения, медицинское, санитарное и даже психологическое обеспечение. Ведется раздача питьевой воды. Для автобусов с прибывающими в Москву паломниками подготовлено специальное место парковки.
Власти столицы открыто содействуют восстановлению церквей. При их поддержке запущена программа строительства 200 модульных храмов, о чем мэр Сергей Собянин упоминает в ходе своей кампании на выборах мэра. Более того, при официальной поддержке правительства Москвы все столичное метро на Пасху в этом году завесили огромными плакатами с цитатами из великих российских писателей – от Солженицына до Достоевского – о Православии, как единственном спасении нашей страны.
Аналогично по всей России. Православие у нас, несмотря на Конституцию, де-факто стало государственной религией, которая равнее, чем остальные, своего рода, старший брат.
С другой стороны, само по себе правильно, когда власти обеспечивают нормальную жизнедеятельность, а отправление религиозных обрядов входит в это понятие, для всех, включая верующих. В конце концов, граждане оплачивают работу городских и прочих управленцев за счет своих налогов.
Только на деле получается избирательный подход. Не всем хватает доброго внимания чиновников.
Силовики тоже отмечают Рамадан
О том, что в Москве, как и во многих других городах страны, отказывают в праве строить мечети, говорить излишне. В этот Рамадан силовики проявляют особую активность уже и в отношении существующих мечетей и молельных домов.
Так, в минувшую пятницу около двухсот прихожан общины мусульман г.Домодедово задержано в ходе проведения совместной спецоперации сотрудниками ФСБ, ФМС, ОМОН и ГУВД Москвы. В этот же день аналогичная спецоперации прошла в мечети мусульманской общины «Адам» г. Яхромы. Только в последней фигурировали не столичные, а подмосковные силовики.
Акции в официально зарегистрированных мечетях были проведены с процессуальными нарушениями. Верующим не дали спокойно помолиться, задержанных продержали допоздна. Некоторые были вынуждены разговляться по наступлении времени окончания дневного поста прямо в полиции и ФМС.
Председатель Духовного управления мусульман Московской области Рушан Аббясов выразил недоумение в связи с «действиями правоохранительных органов, заявив, что прихожане молельных домов всегда с понимаем относятся к проверке документов, однако некорректно делать это «во время пятничной молитвы джума-намаза, препятствуя молитве, тем более в месяц Рамадан».
А 20 июля рейды прошли в Санкт-Петербурга. Правоохранители пришли в в офис религиозной организации «Просвещение», в исламский и в кавказский культурный центр, в которых есть молельни.
12 июля полиция ХМАО и сотрудники регионального ФСБ вместе с представителями ФМС провели мероприятия в Нижневартовске. На городском рынке была, как сообщают местные СМИ, «выявлена действующая молельная комната», изъяты, как и положено в таких случаях, «книги и брошюры экстремистского содержания», 2 из 500 досмотренных иностранных граждан обвинены в членстве в запрещенных в России организациях.
В начале Рамадана аналогичные проверки прошли в другом городе ХМАО, в Сургуте, на рынке «Аскания». Силовиков опять интересовала молельня. Там были досмотрены около 500 человек. Естественно, обнаружена экстремистская литература.
А в минувшие выходные в исправительной колонии N4, расположенной в городе Вязники Владимирской области, был демонтирован почти достроенный мусульманский молельный дом. Действия начальства вызвали конфликт с осужденными, исповедующими Ислам.
Мусульмане Южно-Сахалинска жалуются, что на них в эти дни усилено давление. Власти продолжают упорствовать в отказе выделения места под мечеть.
Это только за Рамадан. А в месяцы, предшествовавшие посту, силовые акции прошли в мусульманском молельном доме по ул.Угрешской, г.Москвы, где было задержано триста прихожан. Ранее задержания и обыски состоялись в другой общине мусульман Москвы, «Дар уль-Аркам». Тогда пресс-служба ФСБ по г.Москва сообщала о задержании 140 подозреваемых в причастности к экстремистским организациям. Через несколько часов все задержанные были отпущены, а на следующий день обстреляли автомобиль председателя общины, единственного в России доктора шариатских наук, Мухаммад-Басыра Гасанова. Еще ранее, подобные акции силовиков проводились и в Санкт-Петербурге, в молельне расположенной на территории Апраксина Двора, и в мечети г. Тейково Ивановской области. А в Приморском крае решением краевого суда ликвидировали аж целый Казыят (духовное управление), действующий уже много лет и объединяющий мусульманские общины всех крупнейших городов региона.
Неловкая ситуация
Все это нельзя списать на региональные особенности. На лицо кампания рейдов по, прежде всего, молельным домам, открытым в различных местах в последние 10-15 лет из-за недостатка полноценных мечетей.
После победы нынешнего президента на выборах была заявлена стратегия «Путин 2.0», которая продвигает традиционные патриотические ценности с опорой на Церковь. Сегодня много говорится о борьбе с гомосексуалистами, миграцией, западным влиянием, с либеральным лобби, с коррупцией, с нечистоплотным чиновничеством, о защите семьи, материнства и детства. Понятно, что мусульманским организациям с их зарубежным сотрудничеством, постоянными подозрениями в экстремизме и нелояльности, в такой обстановке становится, мягко говоря, неловко.
А есть еще силы, которые целенаправленно хотят воспользоваться дуновением политических ветров и окончательно ввести Ислам в маргинальные рамки. Инициируя скандалы, разного рода провокации по всей стране и обильно подкрепляя их в медиа и экспертном пространстве, они надеются окончательно заменить евразийские элементы в «Путине 2.0» антиисламскими. Им подыгрывают элементы в силовых структурах, которые, руководствуясь понятиями «цель оправдывает средство» и «лес рубят – щепки летят», рады любым новым наводкам. В результате по всей стране ловят странных террористов, которых перед этим несколько месяцев «ведут», выявляют среднеазиатских радикалов и тут же предлагают ввести визы, проходят обыски в мечетях и молельнях, закрываются исламские организации и т. д.
Рамадан для этого самое подходящее время – мусульмане массово собираются в мечетях и молельнях, как на ладони.