Тысячи мусульман устремились в Иерусалим, чтобы провести священный месяц в мечети Аль-Акса. Каждый день в садах вокруг мечети готовится ифтар – трапеза разговения после изнурительного поста – из того, что приносят верующие.
После ифтара людей заметно прибывает – те, кто поел дома или в гостях, приходят на совершаемую только во время Рамадана ночную молитву «таравих».
Но далеко не всем желающим удается попасть в Аль-Аксу. Возле всех ворот стоят израильские солдаты, проверяют удостоверения личности, и произвольно решают, кого допустить в третью святыню ислама.
По словам 17-летнего Халеда из оккупированного Восточного Иерусалима, полиция не пускает в мечеть многих молодых мусульман, и происходит это не только в Рамадан.
«Израильтяне пытаются остановить нас, потому что не хотят мусульман в Иерусалиме, – говорит Халед, стоя перед Дамасскими воротами Аль-Аксы. - В первый раз, если придешь без израильского паспорта, скажут, что нельзя пройти. Во второй раз побьют или арестуют».
Пожилой таксист Фирас, тоже житель Восточного Иерусалима, подтверждает, что полицейские и солдаты не пускают большинство желающих помолиться в Аль-Аксу во время Рамадана.
Даже на молитву нужно разрешение Израиля?
«Обладателям палестинских паспортов проход открыт, только если они имеют израильское гражданство, – рассказывает он. – Если такого гражданства нет, необходимо специальное разрешение».
Гасан, еще один местный житель, отмечает, что исключения из жестких израильских ограничений во время священного месяца все же есть.
«Единственное время, когда у нас не бывает больших проблем, это четыре пятницы Рамадана и ночь «аль-мирадж» в месяц Раджаб», – говорит он.
20-летний студент из Рамаллы Ахмад не скрывает своего счастья – ему удается бывать в Аль-Аксе с первой ночи Рамадана. Огорчает лишь то, что друзья и родные не смогли получить необходимые разрешения и присоединиться к нему.
«Полицейские останавливают многих из приезжающих сюда, если они не граждане Израиля, старики или женщины. Мне очень повезло, что выдали документы», – отмечает он.
Официальное разрешение на въезд в Иерусалим есть и у 30-летнего Мухаммада Хурини из Рамаллы, но даже оно не защищает порой от произвола израильских силовиков.
«У нас много проблем с полицией, потому что попасть в Аль-Аксу получается только по пятницам – в другие дни, если ты мужчина моложе 50-ти, тебя просто не пустят, как не пытайся».
Его невесте Асрар Хату тоже выдали разрешение, но лишь на один день Рамадана.
«С этим документом я могу молиться в Аль-Аксе, а без него не смогла бы даже попасть в Иерусалим, – говорит она. – Получить его было трудно из-за бесконечных проверок».
И все же в Рамадан это значительно проще, чем в любое другое время года, когда на въезд в Иерусалим палестинцам из других частей Западного берега требуются «весомые причины» – болезнь родственника, семейные обстоятельства и т.д.
Провокации поселенцев
А вот жителям еврейских поселений на Западном берегу никаких разрешений не требуется – ни на въезд в Иерусалим, ни на территорию мечети Аль-Акса.
В воскресенье около 200 поселенцев пытались совершить перед мечетью иудейские ритуалы. На следующий день еще одна группа, под охраной военных, вошла во двор через ворота «Аль-Магриба».
Бдительные верующие окружили непрошенных гостей и выпроводили с территории храма. Израильские солдаты решили не обострять ситуацию, опасаясь возможных столкновений, сообщает Палестинский информационный центр.
В связи с участившимися попытками поселенцев прорваться на территорию Аль-Аксы мусульманские лидеры призвали верующих постоянно дежурить в мечети, сообщает агентство WAFA.