Среда обитания

«Бросайте вахабистов в реку… …я за это отвечу»

Хажимурад Дамадаев (на фото) – человек, имеющий исламское образование и обладающий шариатскими знаниями вкупе с колоссальным опытом работы в сельской общине, что является большой редкостью. Видя последние тенденции правительства республики, направленные на всестороннюю поддержку ДУМД, которые на местах выливаются в давление на молодёжь и угрожают накалить обстановку до предела, он рассказал историю о том, как начиная с 90-х ислам развивался в одном из оплотов официального духовенства – Шамильском районе.

 

Хажимурад не относит себя к какому-либо течению, не называет себя ни суфием, ни салафитом, придерживается шафиитского мазхаба и не отрицает суфизм в своей основе. Он считает достаточным называться мусульманином, любое воззрение которого должно строиться на Коране, Сунне и научном подходе известных имамов. Любого, кто придерживается такого подхода, Хажимурад считает братом-мусульманином, независимо от того, кем он называется.

 

– Какова религиозная обстановка в твоём селе? Есть ли противостояние между религиозными группами?

– Шамильский район известен как тарикатский (улыбается). В моём родном селе – Тидиб – ислам развивался очень слабо, если сравнивать с соседними сёлами – Батлух, Телетли. Ещё в 90-м году я отправился в медресе в Батлух для изучения чтения Корана. А до этого, помню, мы с отцом не знали, как совершать намаз джамаатом. У нас не было ярких, харизматичных личностей, которые могли бы изменить положение. Последним шейхом в селе был мой прадедушка – Мухаммад (Хафиз) Афанди. Один из учеников шейха Султанмухаммада Тлохского рассказывал, что он отзывался о моём прадедушке как о большом учёном, который остался в нагорном Дагестане. Он умер в 85-м году.

В 92-м году я приехал в селение Комсомольское Кизилюртовского района. Ректором нашего института был нынешний муфтий. Осенью 93-го года нашу группу отправили на учёбу в Сирию. В Дамаске для нас места не нашлось, и нас – 60 человек – отправили в город Хасака на границе с Ираком. Фактически нас бросили там – недостроенное учебное заведение, очень суровые условия. Хвала Аллаху, это испытание пошло нам на пользу. После года изучения арабского языка мы вернулись в Дамаск и поступили там в институт.

Во время учёбы я приезжал домой и не находил никаких положительных сдвигов. Тогда становился популярным Саид Афанди, и люди массово ездили к нему за вирдом. Несмотря на то что тарикат в селе потихоньку закреплялся, тогда ещё не были так раскручены понятия «салафит», «ваххабит». Хотя само противостояние между багаудиновским джамаатом и суфиями уже начиналось. Нас ещё в Кизилюрте очень сильно настраивали против «вахабистов», в том числе и физически – в институте проходили тренировки по карате.

 

– А как представлялись «вахабисты»?

– Их нам представляли очень опасными людьми. К Багаудину в то время приезжали учёные из Саудовской Аравии. Местные суфии, конечно, не могли с ними дискутировать, и они прибегли к помощи ливанских хабашитов (еретическая секта – «ИЦ»). Тогда они не до конца представляли опасность хабашитов для самих себя.

В Сирии эти вопросы поначалу не затрагивались, люди спокойно учились. Первые такие серьёзные споры, связанные с Духовным управлением, начались примерно в 98-м году. Был там один Али-Хаджи Кикунинский. В начале он был авторитетом для наших студентов – он был учеником Саида Афанди. В какой-то момент многие перестали его понимать. У студентов возникало много вопросов по поводу тариката, на которые они не могли найти ответы. Один из таких студентов – Расул Шахов – собрал некоторые вопросы и отправился поговорить с Али-Хаджи. По-моему, разговор был насчёт рабиты. Али-Хаджи сильно разозлился и написал в Дагестан, чтобы сюда больше ребят не отправляли, потому что они тут становятся «вахабистами». Расул пошёл к нему, искренне ища ответы на волнующие его вопросы, но, увидев реакцию, он сказал, что если Али-Хаджи не ответит на перечень его вопросов, то он покинет тарикат (смеётся).

Если одни приезжали в Сирию за знаниями, то другие – чтобы найти доказательства своим убеждениям, пытаясь загнать океан ислама в узкий дагестанский тарикат.

Так получилось, что учениками Али-Хаджи стали выходцы из Шамильского района. Они и стали виновниками начала фитны в нашем районе. Один из них, который сейчас работает в ДУМД, стал бегать везде со смутой и рассказывать своим и нашим родственникам, которые приезжали в хадж, что я и другие ребята стали «вахабистами». В селе распустили первые слухи. Духовный лидер соседнего села даже стал угрожать, что нас не примут в районе с такими идеями, что ноги нашей там не будет. Мы тоже были молодыми, горячими. Мудрости во многом не хватало.

Когда мы вернулись домой, там ходили разные слухи о нас, но в штыки нас не приняли. Хотя это был 99-й год.

 

– ВУЗ в Сирии ты закончил?

– Да, я закончил институт Аз-Захра – сейчас его называют институт имени Бадруддина Аль-Хасани – и вернулся домой. Времена были трудные. Помню, тогда чеченцы заходили через Ботлих, а СМИ передавали, что эта угроза исходит из-за границы. Люди в селе были насторожены.

Я занимался борьбой и сразу по приезду стал работать тренером, преподавать арабский язык и проводить пятничные проповеди в мечети. Положение в плане ислама практически не изменилось. Оно было таким же, как и в 90-м году. Имамом в мечети был старый человек, который лишь немного умел читать Коран.

 

– А ученики Али-Хаджи Кикунинского вернулись домой?

– Двое из них были с нашего села. Один, закончив институт Фатх в Дамаске, поехал в селение Кулецма. Его туда вроде направили с ДУМД. Другой уехал из Сирии и поступил в Чиркей. А я приехал в селение и занялся проповедями. Люди восприняли меня очень адекватно. Все острые и не очень важные вопросы я старался обходить стороной – они не нужны простым людям. Но то, что было необходимо доводить, я доводил.

 

– В каком состоянии находилась молодёжь?

– В очень плачевном. Воспитание молодёжи было одной из моих главных тем. В наших сёлах некоторые школьники пили. Пили водку, курили анашу. В соседних сёлах положение было хуже, чем в моём. Многие молодые люди сидели на наркотиках. Очень много ребят умерло. Если зайти на кладбище соседнего села, можно увидеть очень много молодёжи. Убийства, наркотики, аварии, даже самоубийства – такое было положение. У нас в селении, хоть до такого и не дошло, картина была похожей.

 

Мечеть в Тидибе (Дагестан, Шамильский район)

 

В один из дней обнаружили мечеть закрытой, и мы остались без таравиха

Сейчас ситуация, конечно, улучшилась. Тогда был постсоветский духовный вакуум, сейчас проблем с наркотиками и пьянством стало меньше.

 

– Сколько времени ты занимался просвещением в селе?

– Где-то девять лет я читал пятничные проповеди. В это же время тренировал детей в школе, преподавал арабский. В 2003 году я поступил заочно на исторический факультет в ДГУ и в 2009-м закончил его.

В общем, работа шла хорошо. Взаимопонимание с обществом полное. Там был разный контингент людей. Были суфии, которые не употребляли спиртное и были мюридами с давнего времени. Это были взрослые люди. Было поколение светских людей, бывших коммунистов. Было много пьющих людей и также молодёжь, которой всё происходящее вокруг было безразлично. Нужно было найти подход ко всем. Трудно выбирать темы для хутб, которые, с одной стороны, лечат имеющиеся проблемы, а с другой – не очень сильно задевают людей. Острые и не очень важные вопросы старался обходить стороной, но всё, что было необходимо, я доводил до людей. Поэтому в селе и сохранялся баланс, пока на «духовную авансцену» не пришло районное духовенство. Больше всего меня настораживает настрой молодёжи друг против друга. Если человек не понимает, его нельзя заставить понимать силой или враждой. Аллах говорит: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом». Но этого «мои друзья», наверное, никогда не поймут.

 

– Откуда появлялись проблемы?

– В селе в работе проблем практически не возникало. Проблемы шли с района – от районного имама и других представителей ДУМД. Они были настроены против и постоянно подстрекали людей против меня. Как-то они пришли ко мне домой познакомиться поближе. Сразу стали затрагивать спорные вопросы, проверять меня. Первый спор, помню, пошёл по поводу истихары на чётках (фактически это гадание, распространённое среди дагестанских суфиев). Они начали приводить в доказательство «шариат предыдущих пророков». Я достал книгу по «Усуль аль-фикх» («Основы исламского права» – «ИЦ».) на арабском и сказал: «Вот, почитайте, каким должно быть отношение к предыдущим шариатам в нашем мазхабе». Они не растерялись и прибегли к своей классической уловке: «А ты вообще арканы (составные элементы) намаза знаешь?» Надо было сказать, чтобы они спросили об этом детей в песочнице, но я по своей наивности поддался и начал перечислять (смеётся). И, как это обычно бывает, один пропустил (смеётся). Они говорят: «Видишь, ты арканы намаза не знаешь, а о таких больших вещах как Усуль аль-фикх разговариваешь». Они были моими гостями, и мне было неудобно перед ними, но их это нисколько не смущало.

Они приходили ко мне несколько раз. И каждый раз, как они выходили от меня, по селу и району проходила масса слухов.

 

– А то, что прадед был устазом, не давало иммунитет?

– Один раз меня пригласили на разговор в район. И там затронули тему моего прадеда. Спрашивают: «Разве твой прадед был неправ? Он же был устазом, шейхом!» Я сказал, что, конечно, признаю его как учёного, праведного человека, но он человек. Не бывает безошибочных людей. И это никак не умаляет его достоинств. Он подходил к вопросам, которые возникали в его время, исходя из тех книг и трудов, которые у него были. Это то, чего он достиг в знании. Сейчас другое время. За короткий промежуток можно связаться с учёными из самых разных уголков мира и ознакомиться с их мнениями. Сейчас есть сайты, научные семинары, огромные электронные библиотеки, к которым имеет доступ каждый. У наших предков в Дагестане не было всей этой широты информации, они исходили из того, что имели. Никто не спорит, что они были учёными в шафиитском мазхабе. В тех книгах, которые были распространены у нас, они были глубокими специалистами, многие знали их наизусть. Мой прадед несколько книг по фикху знал наизусть. Но это же не значит, что они охватили все знания и являются безошибочными.

Простой пример: имам Аш-Шафии был учеником имама Малика. Почему он создал свой мазхаб? Почему не остался учеником Малика? Потому что ездил по всему исламскому миру в поисках знания.

Он до имама Малика учился у своего шейха Аз-Зинджи в Мекке, потом переехал в Медину к имаму Малику и учился в школе хадиса.

Потом он поехал в Багдад, встретился с учеником имама рационалистической школы Абу ХанифыМухаммадом Хасаном аш-Шайбани – и стал учиться у него. Потом он обратно вернулся в Мекку и не остановился на этом. Ему открылись многие вещи, которые не открылись другим, сидевшим в одном месте. Он перешёл многие ограничения. Даже после того как он создал свою школу, написав свои знаменитые книги «Ар-Рисаля» и «Аль-Умм», он переехал в Египет и поменял свой мазхаб. Почему? Потому что человек встречается с новыми хадисами, новыми положениями, новыми людьми, кругозор человека расширяется.

Это и есть объективный научный подход. Ведь учёный ответственен за каждое своё слово: «Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: “Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его”».

Мы относимся к нашим дагестанским учёным согласно словам пророка (солляЛлаху алейхи ва саллям): если они правы в каком-то вопросе, то им две награды, если ошиблись, то одна. Они исходили из того, что имели, из того, что знали. Они были объективны, и если в чём-то ошибались, то на них нет вины.

Я пытался это им объяснить, но после каждого разговора они играли на публику и восклицали, что я не уважаю и не признаю своего прадедушку. Я признаю его! Хвала Аллаху, что у меня был такой предок. Человек учился с детства, знал наизусть Коран, заканчивал его чтение полностью раз в неделю в ночных намазах (кияму л-лейл)… Всё это я знаю. Но, как говорится: “Платон мне друг, но истина дороже” (смеётся). И дедушка мне дорог. Но отвечать в Судный день мне не перед ним, а перед Аллахом. И сам я всегда открыт, чтобы мне указали на мои ошибки на основе весомых доводов.

Они стали использовать разные приёмы, чтобы вытолкнуть меня с места имама. Они отправляли людей от ДУМД на моё место, но село их не приняло. Они пытались спорить со мной, но у меня был такой подход: никогда не показывать перед обществом споров и разногласий между людьми знания. Хотя я себя учёным и не считаю, но простые люди считают нас знающими. Поэтому, когда эти присылаемые люди, зная, что я являюсь имамом, без разрешения спешили занять моё место в мечети, я не обращал на это внимания: не хотел поднимать споры на глазах у простых людей. Для большинства людей не было разницы, что суфий, что Ахлю-с-Сунна. Они смотрели на нас, как на представителей ислама. И если мы спорим на их глазах, то они говорят: «Сами не могут между собой разобраться и хотят нас чему-то учить». Поэтому я пытался избегать провокаций.

Так я нашёл общий язык с обществом села.

 

– Кто в селе разрешал спорные вопросы? Ты, как имам?

– У нас есть два статуса: имам мечети и кадий (дибир) села. Кадием был старый человек, который не был грамотным в шариате. Но мне было неудобно прийти на его место. Да и в селе в этом отношении есть определённые предрассудки. Хутбы читать в мечети – это одно, а быть кадием, решающим социальные вопросы и возглавляющим делегации, мне – 25-летнему безбородому парню – было не очень удобно (смеётся). Не подходило по статусу. В горах на такие вещи смотрят.

Потом этот человек сильно состарился, и меня, как бы этого ни боялись духовные районные власти, избрали кадием. Сразу в селе распустили слух, что какая-то старая женщина хотела пойти к Саиду Афанди и к ней якобы подошли два молодых человека и сказали, что если она пойдёт к нему, то станет кафиром. Сразу собрали маджлис алимов, как они это называют, и вынесли этот вопрос на обсуждение. «Два человека» – это якобы я и имам соседнего селения Урада. Через неделю решили провести собрание имамов района при главе администрации и муссировать на нём вопрос распространения ваххабизма. Так получилось, что я взял слово на этом маджлисе и рассказал всю историю своей работы в селе, начиная с того, как нас бросили в Сирии и заканчивая всеми палками, которые они вставляли мне в колёса в ходе работы дома, подстрекая общество. Как никто ни разу не подошёл ко мне и не поинтересовался, являются ли правдой те или иные слухи. Глава администрации Урада сильно разозлился на них и сказал, что ноги им переломает, если они ещё раз поднимут этот вопрос. После этого они надолго стихли.

 

– Но ты всё же покинул село?

– Да, в 2009 году я решил поехать учиться в Санкт-Петербург. Мне предложили продолжить учёбу в аспирантуре, на кафедре культурологии Востока. Я взял тему о религиозно-правовой системе имама Аш-Шафии, и мой научный руководитель дал на это согласие. Как только я собирался выезжать, в газете «Ас-Салам» вышла статья, направленная против меня и имама с. Урада. Прямо наши имена не назывались, использовались инициалы. Основной тезис статьи заключался в том, что два «вахабиста» уже 10 лет активно работают в наших сёлах, хотя считается, что ваххабизма в нашем районе нет. Говорилось, что мы сбиваем людей с пути тариката, подмяли под себя всех чиновников в районе, хорошо подготовлены психологически, работаем с молодёжью, преподаём в школе, один работает тренером… и т. п., как обычно. Статья просто взорвала село. Все только её и обсуждали. Я посвятил этому пятничную проповедь, на которой говорил о том, что это война с исламом под именем ваххабизма.

Этим людям было безразлично всё. Они наплевали на все положительные результаты нашей работы в селе. Главное для них – присутствие человека в тарикате и отношение к нему. Если человек не мюрид, он не может быть имамом. Система примерно такая же, какая была при коммунизме – партийная система: всех инакомыслящих надо убрать. Эта статья была ударом в спину. Они знали, что я в любом случае уезжаю, и хотели, чтобы выглядело, будто я сбежал.

 

– Кто остался в селении имамом после тебя?

– У нас не было подходящих кандидатур. Все, кто учились, в селе не присутствовали. Был только один парень тарикатской направленности, вполне адекватный. Несмотря на имеющиеся разногласия, я пошёл к имаму района и попросил его уговорить этого парня стать имамом. Перед отъездом сделал новому имаму наставление: «Брат, ты видишь, что творится в Дагестане. Сейчас никто не сможет удержать информацию, которая доходит до людей. Они не только берут вирд у Саида Афанди и учатся не только в местных медресе. Тут есть молодёжь, которая слушает меня, есть, кто черпает информацию в Интернете, кто слушает различные лекции. У людей сложились разные мнения. Если ты будешь говорить только о тарикате, то здесь начнутся разногласия. Говори об общих вещах, которые нужны всем, относительно которых нет разногласий». В определённой степени он послушался меня. По крайней мере за несколько лет здесь не было призывов делать истигасу (взывание к мёртвым) и т. п.

Но за три года они всё равно здорово поработали в селе. Раздавали свои кассеты, листовки: ваххабиты, ваххабиты, ваххабиты… другой темы не было. Про меня распустили слухи, что я сотрудничаю с «лесными». Хотя я жил в Питере и занимался наукой. Им не нравилось, что люди смотрят на мир не сквозь призму зелёной тюбетейки, а ищут истину, где бы она ни была.

 

– Во время учёбы в Питере домой приезжал?

– Каждое лето я приезжал с Питера и давал уроки, но проповеди в главной мечети уже не читал – просто не предложили, даже для приличия. Мы оживили старую мечеть на окраине села, в которой уже давно молились, и стали проводить там намаз-таравих на Рамадан. Ребята, которые хотели прочитывать из Корана больше, чем в главной мечети, стали приходить сюда – мы читали весь Коран за месяц. Тут опять стали говорить, что я собираю на окраине молодёжь из леса и вербую местных, хотя в лесу Шамильского района никогда никого не было. В один из дней даже обнаружили мечеть закрытой, и мы остались без таравиха. А в другой раз – устроили «акцию захвата». Человек 15 приехавших из города вместе с местными в зелёных тюбетейках – активисты против «ваххабизма» – резко ворвались в мечеть и встали впереди делать намаз (смеётся). Среди них были даже те, кто учился у меня читать Коран. Честно говоря, я сильно расстроился. Это могло привести к конфликту среди молодёжи. Когда они закончили, я обратился к ним, сказал, что некрасиво устраивать такие спектакли хотя бы на глазах у детей, которые там присутствовали.

 

– Кто сейчас имам в селе?

– В селе провели собрание по вопросу имама. Причём не наши сельчане, а духовные лица из других сёл района и ДУМД. Они сняли этого имама, видимо, по причине слабой борьбы с «ваххабизмом», и назначили более критичного, по их мнению, к инакомыслию человека. Первая же его хутба была про истигасу, про то, что можно обращаться к мёртвым. «Миросозидательное начало», – подумал я.

 

– Что изменилось в селе с приходом нового главы республики?

Рамазан Абдулатипов своими тезисами сильно поддержал представителей тариката в нашем селе. Они очень активизировались. Провели очередное собрание в районе. Приехал наш депутат-банкир, стал угрожать главе администрации, что выгонит его с работы, если в селе будут ваххабиты. На собрании выступал главный имам района и прямо подстрекал людей к расколу, бойкоту и даже убийствам, приводя в качестве примера ситуацию в с. Хаджалмахи. Если судить по выступлениям, то это человек с узким кругозором, которого мало заботит ислам и который держит гидатлинское общество в нескончаемой смуте уже больше десяти лет.

Постепенно начинается абсолютно необоснованное давление на молодёжь. И со стороны силовиков, и со стороны общества, и со стороны родителей. Я боюсь, что не все ребята могут его выдержать. В районе идёт слух, что Абдулатипов сказал: «Бросайте всех вахабистов в реку, я за это отвечу!» Эти слова распространяют у нас в районе от имени президента. Пока спокойно. Но если такая политика будет продолжаться, последствия могут быть печальными.

В лес, конечно, я не побегу, но то, что должен доносить до людей, донесу. Я молчать не собираюсь. Если где-то в Махачкале давно уже не проблема не состоять в тарикате, то в сёлах этот вопрос всё ещё стоит остро.

Когда я слышал про объединение и что инициативы идут со стороны ДУМД, видя реальную ситуацию на местах, мне становилось смешно. С одной стороны, заявляется об объединении, отказе от некоторых вопросов, о приверженности к Корану и Сунне, а с другой – в это же время в моём районе идут хутбы о взывании к мёртвым, о рабите, о «всемогуществе шейхов», идут всяческие подстрекательства и интриги. Объединение должно быть в реальности и снизу, а не на словах.

Если не раздувать ненужные политические вопросы и подходить к проблеме с точки зрения ислама, а не с точки зрения тариката, то накал в обществе быстро снизится. Пока отношения нормальные даже среди молодёжи. У нас нет драк, разборок. В принципе люди свободны в своих предпочтениях. Но огонь без конца раздувается. Вместо того чтобы его тушить, у нас раздувают пожар.

Автор: Абдулмумин Гаджиев
Комментарии 54
  • Да, очередная реальность ДУМ всех регионов, страшно, что те люди, которые там сидят пользуются авторитетом у мусульман, хотя не думаю что эти люди приносят пользу умме!
    (142)
    22 июля'2013 в 01:41
    • Ытличная статья!!! Красавчик! Даже есть желание ещё раз перечитать:))
      (881)
      22 июля'2013 в 02:51
      • ахыр заман близок, признаки свидетельствуют...
        (-96)
        22 июля'2013 в 03:25
        • машаАллах я полюбил этого брата ради Аллаха.дай Аллах нам побольше таких братьев аминь!!!
          (260)
          22 июля'2013 в 04:25
          • Автор очень много смеётся, судя по статье, в том числе и над Словом Аллаха (свт), в котором сказано(72-16):"Ва-аль лавистакъама алят-ТАРИКЪАТИ ля аскъайнахум ма-ан гъадака" - "Если бы вы твёрдо держались ТАРИКАТА (Прямого Пути Ислама) МЫ бы обильно напоили вас водой(наделили благами)". Посмотрим, как будет смеяться в Судный день тот, кто в дунье смеётся над Кораном
            (-184)
            22 июля'2013 в 11:23
            • Руслан Исаев, Брат, в этом аяте используется арабское слово "الطريقة" в переводе означающее "путь", никакого там скрытого смысла о ТАРИКАТЕ(как об обособленной религиозной группе) нет.

              К диалогу между собой мы должны стремится, жаль что не все его хотят.
              (773)
              22 июля'2013 в 15:22
              • Брат, надо чуть углублённей изучать арабский язык. В этом аяте говорится именно о ТАРИКАТЕ, а путь по арабски- ТАРИК. Есть разница между просто путём( в Коране упоминается и ТАРИК ФИ ДЖАХАННАМ ) и Прямым Путём Ислама - ТАРИКАТОМ. Эти 2 лишние буквы обозначают именно обособленную группу, в других местах Корана названную "ахлю зикри" - Люди зикра
                (-184)
                22 июля'2013 в 15:41
                • Руслан Исаев, Ты же брат, сам написал перевод этого аята: "Если бы вы твёрдо держались ТАРИКАТА (Прямого ПУТИ Ислама) МЫ бы обильно напоили вас водой". Почему ты тогда слово"тарикати" перевел как примой пусть? Потому что мы берем слова и понимаем их так как их нужно понимать в арабском языке "الطريقة". а не вырывать из контекста и придумывать на это слово свое значение "обособленную группу". Если почитать суру "Джины" на арабском никогда не возникнет смысл перевода в таком контексте: "Если бы вы твёрдо держались ТАРИКАТА(определенной группы мусульман) МЫ бы обильно напоили вас водой". При этом у нас для понимания Корана по мимо арабского языка, есть еще тафсир, и в каком же тафсире говориться что в данном аяте используется имя и значение определенной группы мусульман?.
                  (773)
                  22 июля'2013 в 16:19
                  • Мы знаем, что слово Тарикат употребляется только в этом аяте, и все переводы и тафсиры растолковывают это слово, как Прямой Путь Ислама. Тогда как слово Тарик употребляется и в негативных смыслах, например, путь может быть и в преисподнюю. Номер суры 72 указывает, что кроме Тариката, в Исламе есть ещё 72 группы, члены которых, хоть и мусульмане, попадут в огонь для очищения, согласно достоверному хядису. Само название суры "Джинны" ещё раз напоминает об огне для 72 групп в Исламе, т.к. джинны созданы из огня
                    (-184)
                    22 июля'2013 в 16:38
                    • Если иметь в виду, что хядисы являются средством детального разъяснения Корана, то мы знаем, что другое название Тариката-тасаввуф произошло от аль-суффа (асхабуль суффа), сподвижников, которые жили постоянно под навесом с Мухяммадом (сас), ели то, что ел он, пили то, что пил он, делали то, что делал он и донесли до нас Ислам. Все достоверные иснады Корана и хядисов включают в себя людей тасаввуфа, и без них Ислама быть не может
                      (-184)
                      22 июля'2013 в 16:46
                      • Из этого вытекает очевидный вывод- все нападки на Тарикат,возвеличенный Всевышним в Коране, имеют своей целью подмену ценностей Ислама, переданных нам от Пророка через его сподвижников на новое религиозное учение, возникшее в Неджде 200 лет назад, т.к. Коран и Сунна путём дискредитации тех, через кого они до нас дошли, потихоньку оттесняются на второй план, а главными книгами нового религиозного учения становятся Китабуль таухид и деяния Мухяммада ибну Абдульваххаба
                        (-184)
                        22 июля'2013 в 16:58
                        • Руслан Исаев, по поводу хадиса:«Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане на семьдесят два. Моя община разделится на семьдесят три течения».
                          Вот этот матн мутаватир. Достоверный, нет в этом разногласий.
                          А вот приставка к этому хадису: "все они окажутся в Огне, кроме одной".
                          Это приставка не мутаватир, некоторые ученные сказали что это слава(мнение) Сахабов, так же один из хадисов где эта вставка приводится дагиф(слабый).
                          При этом не будем забывать что ни Имам Муслим, ни Имам Бухари этот хадис в свои сборники, даже тот который приходит в матн мутаватир не включи. Хотя естественно они знали про этот хадис. Почему не включили? Сам по себе сложный вопрос, как к этому хадису относиться? как его понимать? не все так просто и легко. Аллах знает лучше.
                          (773)
                          22 июля'2013 в 17:19
                          • saud-alex, Брат, я посмотрю ещё раз. Мне кажется, он есть в "Сяхихе" Бухари (ра)
                            (-184)
                            22 июля'2013 в 17:27
                            • Руслан Исаев, да тарикатчики бидгадчики в своём репертуаре и очень странно что тут дана ссылка на аят обычно суфьё так неделает дабы скрыть свои заблуждения:16. (16). А если бы они устояли прямо на пути, Мы напоили бы их водой обильной,

                              17. (17). чтобы испытать их об этом; а кто отвращается от поминания Господа своего, того введет Он в наказание тягостное.
                              (20)
                              23 июля'2013 в 13:29
                              • Руслан Исаев, с чего взял???
                                (20)
                                23 июля'2013 в 13:30
                                • volk, вот именно-кто отвращается от поминания Аллаха (свт)-зикра, того он введёт в наказание тягостное. Как видишь, совершенно чётко сказано об отвращающихся от науки зикра, прямого пути Ислама - Тариката:)
                                  (-184)
                                  23 июля'2013 в 13:32
                                  • volk, "устоять прямо на пути"-это перевод арабского слова ТАРИКАТ в оригинале Корана, раз ты не знаешь арабского языка:) Где ты такой колхозный перевод раскопал, обычно вы восторгались переводом шиита Э.Кулиева:)
                                    (-184)
                                    23 июля'2013 в 13:38
                                    • volk, с того, что отрицание Слова Аллаха (свт) есть куфр, поэтому отрицающих эту науку зикра, Тарикат, в Коране Всевышний назвал Партией Шайтана. И получается, что Партия Шайтана ставит Китабу-т-Таухид выше Корана и Сунны. ведь в ней произнёсшие шахаду и совершающие намаз называются бидъатчиками, мушриками, кяфирами, а Аллах (свт) и Его Посланник запретили это.
                                      (-184)
                                      23 июля'2013 в 13:43
                                      • Руслан Исаев, почему это перевод крачковского на арабском там всё так и написано я специально тебе привёл перевод нечестивца ведь ты же их любишь а правильный тавсир будет выглядеть так: 16. Если бы они устояли на прямом пути, то Мы напоили бы их водой вволю,

                                        وَأَلَّوِ اسْتَقَامُوا عَلَى الطَّرِيقَةِ لَأَسْقَيْنَاهُم مَّاء غَدَقًا

                                        17. чтобы этим подвергнуть их испытанию. А тех, кто отвращается от Напоминания своего Господа, Он ввергает в тяжкие мучения.

                                        لِنَفْتِنَهُمْ فِيهِ وَمَن يُعْرِضْ عَن ذِكْرِ رَبِّهِ يَسْلُكْهُ عَذَابًا صَعَدًا

                                        Только бесчестие и ненависть к истине помешали им встать на прямой путь и вкусить воды вкусной, приятной. Аллах ниспосылает верующим подобные испытания для того, чтобы испытать их веру и отличить правдивого раба от лжеца. А тех, кто отвращается от Писания, не следует его заповедям и пренебрегает ими, Аллах подвергает невыносимому и мучительному наказанию. А с арабским это у тебя проблемы ни о каком тарикате сдесь речи нет и в помине
                                        (20)
                                        23 июля'2013 в 13:45
                                        • Руслан Исаев, одни догадки и выдумки хотя тебя можно поздравить всё логично выстроил только вот тарикат и есть отклонение от ислама и ни в коране ни в сунне не упоменается по настоящему . но ты молодец лихо аяты под себя подстраиваешь
                                          отрицающих эту науку зикра, Тарикат, в Коране Всевышний назвал Партией Шайтана. - далиль????
                                          (20)
                                          23 июля'2013 в 13:51
                                          • volk, устояли на ПРЯМОМ ПУТИ написал ты сам. ПРЯМОЙ ПУТЬ и есть перевод слова ТАРИКАТ. Вот так сказано в Коране: "Ва-аль лавистакъама алят-ТАРИКЪАТИ ля аскъайнахум ма ан гъадакъа. Как видишь, Аллах (свт) сказал ТАРИКЪАТ. А кто отвергает Слово Аллаха (свт), сам знаешь - не мусульманин
                                            (-184)
                                            23 июля'2013 в 13:51
                                            • volk, кстати, чтоб знал на будущее - самый авторитетный тафсир - Аль-Мунтахаб,университета Аль-Азхар,именно его я и привёл. А еврея Крачковского лучше и не цитируй-засмеют тебя знающие братья
                                              (-184)
                                              23 июля'2013 в 13:54
                                              • Продолжим, когда научишься читать Коран по-арабски. Тарикат упоминается в суре 72, аяте 16, только ты читаешь не Коран, а шиитские и еврейские переводы:)
                                                (-184)
                                                23 июля'2013 в 13:57
                                                • Руслан Исаев, нет просто ты же любишь различных нечестивцев и утверждаешь что они уничтожат ахлюсунна в пользу ахлюбидга( я по факту говорю) давай приведём мунтахаб:
                                                  72:16. Если бы люди и джинны следовали исламу и твёрдо шли по его пути, не отклоняясь от него, то Мы напоили бы их по необходимости обильной водой (т.е. Аллах наделил бы их многими жизненными благами),
                                                  72:17. чтобы испытать их, как они будут благодарны Аллаху за Его милость к ним. А кто отказывается поклоняться своему Господу, того Он подвергнет невыносимому, мучительному наказанию, которое он не вынесет.
                                                  ни мунтахаб ни Ассаади ни крачковский в этих аятах друг другу не противоречат и не о каком суфийском тарикате здесь и помине не говориться Просто Аллах испытывает своих праведных рабов посредством богатства и различных мирских благ
                                                  (20)
                                                  23 июля'2013 в 14:06
                                                  • Руслан Исаев, я и коран читаю и переводы ни о каком суфийском тарикате там не упоменается и в помине
                                                    (20)
                                                    23 июля'2013 в 14:14
                                                    • 72-166 "Ва-аль лавистакъама алят-ТАРИКЪАТИ ля аскъайнахуи ма ан гъадакъа" Слово Алаха (свт) ТАРИКЪАТ я выделил в аяте большими буквами:)
                                                      (-184)
                                                      23 июля'2013 в 14:20
                                                      • Руслан Исаев, ну и тарикат переводится как путь что с этого где говорится что это суфийский тарикат
                                                        подстраиваешь слова под себя
                                                        (20)
                                                        23 июля'2013 в 14:27
                                                        • volk, к твоему сожалению, у нас речь не о Крачковском, а о Коране:), в котором сказано(72-16): "Ва-аль лавистакъама алят-ТАРИКЪАТИ ля аскъайнахум ма-ан гъадакъа" Слово Аллаха(свт) ТАРИКЪАТ я в аяте набрал большими буквами:)
                                                          (-184)
                                                          23 июля'2013 в 14:27
                                                          • там написано ТАРИКАТ, поэтому любое оскорбление ТАРИКАТА есть оскорбление СЛОВА АЛЛАХА (свт), и тарикат переводится не как путь, а как Прямой Путь Ислама, устоять прямо на Пути Ислама, Истинный Путь. А просто путь переводится как ТАРИК, а не ТАРИКАТ, разницу чувствуешь между словами?:)
                                                            (-184)
                                                            23 июля'2013 в 14:30
                                                            • Руслан Исаев, ну что провокатор, договорился? Выношу тебе официальное предупреждение! Только не за твой ТАРИКАТ, а за твои провокации и разжигание смуты. Этот сайт не для того что бы стравливать суфиев и саляфов, христиан и мусульман, верующих и неверующих. Мы здесь обсуждаем новости, а не догматику, и уж тем более не занимаемся пропагандой суфийских сказок, с цитированием вымышленных далилов, тафсиров и хадисов.
                                                              (15095)
                                                              23 июля'2013 в 19:29
                                                              • Руслан Исаев, узко мыслишь
                                                                (217)
                                                                24 июля'2013 в 13:26
                                                                • Зато не даю смеяться над Словом Аллаха (свт) о Тарикате
                                                                  (-184)
                                                                  24 июля'2013 в 13:46
                                                                  • как то не конструктивно дискуссия пошла
                                                                    (2)
                                                                    24 июля'2013 в 14:03
                                                                    • Потому что игра в одни ворота- если о суфизме, то Коран, хядисы и тафсиры обязательно это "сказки". Если же хвалить саляфитов, то любые высосанные из пальца "далили" - непреложная истина, превосходящая по силе Слово Аллаха (свт) и Его Посланника (сас). Против этой лжи о Тарикате муслим обязан бороться: если не может рукой, то словом, если не может словом, то в мыслях, и это будет наименьшим проявлением веры
                                                                      (-184)
                                                                      24 июля'2013 в 14:17
                                                                      • Тамина,по проводящим ДУМом мероприятиям и поднимающим темам видим,что они припятствуют правильному пониманию Ислама у мусульман, разделяют умму
                                                                        (82)
                                                                        25 июля'2013 в 11:51
                                                                        • АСА, зайдите сюда: http://vk.com/smutavgali Почитайте и посмотрите видео, как в татарском селе Алькино Похвистневского района Самарской области резко активизировались и начали действовать экстремисты-суфии (в селе есть и приезжие дагестанцы), выгоняя из села 4 семьи мусульман Ахлюс-сунна. Основная претензия - "вы не придерживаетесь ханафитского мазхаба в нашем понимании", т.е. те, кого сейчас пытаются изгнать из села, не проводят 3-7-40, не проводят маулид, не обращаются с мольбами к умершим, касаются ступнями друг друга на фард-намазе, поднимают руки перед руку" и после него, а также перед третьим ракаатом.
                                                                          (419)
                                                                          25 июля'2013 в 12:51
                                                                          • Кстати, клевета ведёт прямиком в Ад. Тарикат это наука исламского зикра, а вот к кому обращает свои мольбы человек может в сердце прочесть только Всевышний. Саляфиты обычно обращаются с мольбами к ибну Абдуль-Ваххабу, судя по выстроенной ему мраморной гробнице, раз Сунну посещения могил называют обращениями с мольбой к умершим-ведь каждый судит по себе.
                                                                            (-184)
                                                                            25 июля'2013 в 13:19
                                                                            • Руслан Исаев, а разжигание смуты между братьями не ведет прямиком в ад?
                                                                              Кстати, под каждым комментарием есть кнопка "ответить", при нажатии её не только конкретизируется - кому ответ, но и пользователь, которому адресован ответ, получает по внутренней почте уведомление со ссылкой на ответ, что делает невозможным оставление ответа без внимания.
                                                                              (15095)
                                                                              25 июля'2013 в 13:58
                                                                              • Сталкивать Тарикат и саляфитов клеветой - это и есть игра под дудку врагов Ислама. Все достоверные иснады Корана и хядисов включают в себя суфиев, оскорбляя тех, через кого до нас дошёл Ислам, можно ли остаться мусульманином? Имам Навави (ра) приводит полные Иснады в "Шархуль Муслим (ра)" Без суфиев до нас не дошли бы Коран и Сунна, и в какой религии мы находились бы без этих двух источников?
                                                                                (-184)
                                                                                25 июля'2013 в 14:07
                                                                                • Руслан Исаев, вот именно этим ты тут и занимаешься! Сталкиваешь саляфов и суфиев клеветой! Выношу тебе брат последнее предупреждение!
                                                                                  (15095)
                                                                                  25 июля'2013 в 14:10
                                                                                  • Клевета нашего многоуважаемого брата Ирек Виккинин на Тарикат заключается в том, что он написал, что тарикат требует обращаться с мольбами к умершим. Пророк Мухяммад (сас) запретил судить о том, о чём не имеешь знания. Если верить суждениям христиан, иудеев, многобожников и атеистов, то лучше повеситься, чем быть мусульманином. Они не в Исламе, и судят о том, о чём не имеют знания. Точно так же в отношении Прямого Пути Ислама, те кто не в Тарикате, говорит те-же самые мерзости о нём, что кяфиры об Исламе. Если хочешь знать истину об Исламе, спрашивай того, кто в Исламе, если хочешь знать о Прямом Пути, спроси у того, кто на нём. Я 10 лет изучаю науку поминания Аллаха(свт), и ни разу не обращался с мольбами к умершим, и как мне теперь защищать честь своих братьев в Исламе от вашей клеветы, если вы боитесь Истины?
                                                                                    (-184)
                                                                                    25 июля'2013 в 14:22
                                                                                    • Мне перед Аллахом(свт) отвечать, как я боролся против клеветы на Ислам, а не перед вашим сайтом:)
                                                                                      (-184)
                                                                                      25 июля'2013 в 14:24
                                                                                      • Руслан Исаев, БАН!
                                                                                        (15095)
                                                                                        25 июля'2013 в 14:37
                                                                                        • Муслим В., когда появляются провокаторы, которые ставят перед собой задачу стравливать всех и доказать всем что они на истинном пути, а все вокруг в заблуждении, какая бы тема не звучала, они толдычат одно и тоже, тогда и дискуссия конструктивной не получается :)
                                                                                          (15095)
                                                                                          25 июля'2013 в 14:41
                                                                                          • Да, действительно оказалось, что все достоверные иснады дошли до нас через суфиев. И почему же баните за Истину?
                                                                                            (-2)
                                                                                            25 июля'2013 в 15:12
                                                                                            • Чайрен, за разжигание внутри-религиозной ненависти и вражды! БАН!
                                                                                              (15095)
                                                                                              25 июля'2013 в 15:17
                                                                                              • Этот комментарий был запрещен для публикации
                                                                                                (-1)
                                                                                                25 июля'2013 в 16:11
                                                                                                • Этот комментарий был запрещен для публикации
                                                                                                  (-1)
                                                                                                  25 июля'2013 в 16:12
                                                                                                  • Руслан Исаев, дурилка картонная (вряд ли ты брат нам, судя по твоим деструктивным действиям), где ты увидел в моем комментарии слово "тарикат"? Где я написал, что "тарикат требует обращаться с мольбами к умершим"?
                                                                                                    (419)
                                                                                                    25 июля'2013 в 20:13
                                                                                                    • Руслан Исаев,
                                                                                                      Использование иносказательных и неясных доводов (муташабих) является признаком приверженцев нововведений, которые толкуют Коран на основании своих страстей. Именно поэтому, когда ‘Али ибн Абу Талиб посылал Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) на разговор с хариджитами, сказал ему: “Не спорь с ними посредством Корана, ибо он имеет разные стороны, поэтому спорь с ними посредством Сунны”. Ибн ‘Аббас ответил: “Я знаю Книгу Аллаха лучше них!” ‘Али сказал: “Верно! Однако Коран можно истолковать по-разному”. См. “Фатхуль-Къадир” 1/42.
                                                                                                      Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:
                                                                                                      "Тот, кто поменял мазхаб сподвижников и таби’инов, а также их тафсир на то, что противоречит им, тот ошибается, более того, является приверженцем нововведений!" См. «Маджму’ аль-Фатауа» 13/361.
                                                                                                      Ибн Таймийя сказал: «Что касается тафсира Корана по собственному мнению, то это является запрещенным - харам»См. «Мукаддама фи усулит-тафсир», 105.
                                                                                                      (37)
                                                                                                      25 июля'2013 в 20:44
                                                                                                      • Не стоит так негативно относится друг к другу. Руслан Исаев тебе стоит пересмотреть свой взгляд на окружающий мир.
                                                                                                        (13)
                                                                                                        25 июля'2013 в 21:38
                                                                                                        • Irek Bikkinin, а с каких пор мусульманам разрешено использовать оскорбительные прозвища в диалоге?
                                                                                                          (-24)
                                                                                                          27 июля'2013 в 14:08
                                                                                                          • Абу Мухяммад, а какие ещё прозвища использовать к провокаторам и смутьянам?
                                                                                                            (5143)
                                                                                                            27 июля'2013 в 17:17
                                                                                                            • Дэймонд Сальвадорэ, на этой аватарке козлиная бородка. про обладателей каковых наш Пророк сказал, что это будет секта врагов Ислама, которая появится в
                                                                                                              преддверии Судного дня, затем у него не подстрижены усы, что тоже является признаком принадлежности к неверным. Всё, что ты предпочёл в этом изображении, говорит о твоём истинном отношении к Исламу. И более того, про тех,кто выдаёт себя не за сына своих родителей, наш Пророк сказал, что они неверные, и это относится и к тебе, если только это не портрет твоего брат-он тоже сын твоего отца, и выдавать себя за такого брата не является куфром. По всем признакам видно, что провокатор - это ты, разве что ты не знаешь Сунны, поэтому поставил эту аватарку. Но незнание не освобождает от ответственности
                                                                                                              (-24)
                                                                                                              28 июля'2013 в 16:13
                                                                                                              • Irek Bikkinin, Тарикат, тасаввуф, суфизм, ахлю зикри - всё это названия одного и того же, поэтому твоя фраза "экстремисты-суфии" это оскорбление пути зикра, в котором нет абсолютно требования обращаться к мёртвым. Да и посуди сам-кто кроме Всевышнего знает, к кому в сердце обращается тот или иной человек? Можно ли наговаривать на людей то, на что не имеешь доказательств?
                                                                                                                (-24)
                                                                                                                28 июля'2013 в 16:21
                                                                                                                • Абу Мухяммад, да брат, наговаривать на людей не имея доказательства конечно нельзя. Я призываю тебя к покаянию, прояви сдержанность, прояви уважение к своим братьям по вере, перестань призренно высказываться и оскорблять своих единоверцев, оставь в покое Саудитов, "ваххабитов", и все остальные течения в исламе, перестань нас стравливать тут, обвиняя в неверии и вероотступничестве. Оставь свою гордыню, и высокомерные эпитеты о суфизме, мы уважаем всех, в том числе и представителей твоего течения, будь же уважителен и к нам, последователям остальных 72 течений ислама. Все мы братья, а сейчас идет священный месяц Рамадан, и это не время для смут и разборок.
                                                                                                                  (15095)
                                                                                                                  28 июля'2013 в 16:28