Политика

Египетская армия выдвинет нового «исламизированного Насера»

Отстранение от власти и арест Мухаммеда Мурси и его министров в Египте не стоит рассматривать как крах политического ислама, в целом, и «Братьев-мусульман», в частности. Скорее, стоит ожидать очередного этапа революции, который приведет к власти харизматичного лидера — нового Насера с исламским уклоном. Об этом в своей позиции на «Кавказской политике» рассказывает известный российский арабист и исламовед, сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» в Московском Центре Карнеги, профессор Алексей Малашенко.

Свержение Мухаммеда Мурси — это отнюдь не конец «арабской весны». Скорее, мы имеем третий этап революции. Вторым было прекращение полномочий парламента.

Я не склонен в неудаче экономической реформы полностью возлагать вину на Мурси. Немедленных преобразований желали разные слои в Египте, но вряд ли это практически осуществимо было. Сама политическая ситуация в стране отнюдь не способствовала нормальному ходу реформ. Скорее это беда, а не вина Мурси.

В настоящее время хоть и назначен временный президент, абсолютно неясно, кто может занять этот пост в будущем.

Вероятно, произойдет перегруппировка сил. Возникнут какие-то политические коалиции, возможно, самые неожиданные.

Президентские и парламентские выборы будут проводиться одни за одними, и когда все устанут от чехарды властей, от бардака в стране, обязательно появится новый харизматический лидер.

Я не очень верю в честные парламентские выборы в Египте в таких условиях. Между тем, ряд сил страны еще не сказали своего слова, в частности, салафиты, часть которых представляет партия «Нур».

Я не исключаю появления нового исламизированного Насера до конца текущего года.

При этом, я думаю, что новый «отец нации» выйдет почти наверняка из среды военных. Не надо забывать, что египетская армия политически неоднородна. Там много людей, которые общались с «Братьями-мусульманами».

Особенно сильно под влиянием политического ислама находится молодежь, лейтенанты.

Поэтому посмотрим, каковой будет позиция военных.

Что касается российско-египетских отношений, то в Египте политикам, борющимся за власть, по большому счету, на них «наплевать». Единственный интерес — это вопросы туризма.

Более весомо конечно же влияние Америки в Египте, а также Катара и Саудовской Аравии.

В то же время, египетский опыт может оказать влияние на Россию и отдельно на ее мусульманское сообщество. Так, вероятны будут попытки показывать опыт правления «Ихванов» как негативный: «Вот видите, пришли исламисты к власти и ничего не сделали».

Однако велика вероятность, что на предстоящих парламентских выборах те же «Братья» и салафиты вновь получат большинство мест.

Но даже если их «отодвинут» и они отойдут в тень, надо подчеркнуть, что «Ихваны» никуда не уйдут с политической сцены Египта. Их время не уйдет никогда. Даже если расклад в парламенте будет не в их пользу. «Братья-мусульмане» — долгоиграющая пластинка. Они не вчера появились и не завтра уйдут. Но то, как они себя поведут, зависит от того, какое давление на них окажут те же военные.

Подготовил Рустам Джалилов

Автор: Алексей Малашенко
подписаться на канал
Комментарии 0