Старт дан, время пошло. А вы в ущербном положении. Сидите в глубокой яме. Надо выбираться, но как? Ступеньки. Надо их либо высечь, либо изготовить, а секундомер работает. Четыре ступеньки, всего четыре ступеньки и вы уже не в яме…
Это не анонс захватывающего фильма, или новой игры. Это размышления навеянные сурой “аль-Аср”. Сура короткая, всего три аята, однако на полуторачасовом уроке, когда я закончил говорить о словах, “кроме тех, которые уверовали” – оставалось 10 минут до конца урока. Действительно, как много смысла в лаконичных аятах Корана. Не претендуя на интерпретацию, хотел бы привести некоторые размышления относительно этой суры.
Первое – то, что Аллах клянется временем, подчеркивая важность его. Время каждого человека, отсчет которого начинается с самого рождения и заканчивается его смертью. Это и есть “аль-Аср” этого человека. Если бизнесмен ведет свое дело и получает определенную прибыль, то он успешный предприниматель, а если он понесет убытки, то он близок к банкротству, а если он уже не имеет ничего, то он банкрот.
Вернемся к суре. Так вот, человек изначально в убытке. Он ноль, или даже ниже нуля. Он в яме, он в убытке. Как же ему поступить, ведь надо выйти из сложившейся ситуации? Выход есть, а он есть всегда, просто надо быть осмотрительным и внимательным. В данной суре предлагается решить эту проблему при помощи четырех вещей. Иначе говоря, если ты в яме, то надо высечь ступеньки из стен, либо строим лестницу из четырех перекладин.
Первая – основная ступень, это вера. Уверовать и встать на ступень – это благое начало, и без этой ступени дальше не пойти никак и из ямы не выбраться. Вторая ступень – ступень благих деяний. Ни одно из благих деяний, такие как, – никого не убиваю, ни у кого не ворую, или люблю кошек – не сработают если благие дела не начать с того, что является долгом человека перед Всевышним. А потом любите кошек, дарите цветы и тд. Можно считать, что миссия выполнена и ты уже на второй ступени, так как уже молишься для себя, постишься нет-нет. Но почему-то ты все еще в яме убыточности. Что-то тут не то. Конечно. Сейчас ты эгоист и не более того. Ты уверовал, и вера твоя в сердце, ты молишься сам по себе – тоже не плохо, для тебя. А другим-то что? Кому от этого хорошо? Тебе, и только тебе. Теперь следующая, третья, ступень, с которой ты станешь призывать людей к Истине. Делиться тем, что сам уже обрел, и действительно, тогда ты будешь похож на щедрого человека. Ну уж точно про тебя не скажут – эгоист.
Теперь-то я уже не в убытке – посчитаешь ты. Уверовал в Аллаха и в Судный день? Уверовал. Благие дела творю? Творю. Других призываю? Призываю. Но почему же я до сих пор в убытке? Потому что самая трудная ступень впереди – проявление терпения! Без нее ни туда, и ни сюда. Тер-пе-ни-е. ТЕРПЕНИЕ! Вот чего не хватает многим для полного счастья, и эта ступень является последней ступенью к твоему счастью. При наличии всех этих четырех составляющих человек уже более не в убытке.
Но дело в том, что каждый день, ты просыпаешься и снова оказываешься в яме. В яме этого дня. И если ты уже наработал опыт выкарабкиваться из ямы, то с каждым днем это будет даваться все легче и легче. Проснувшись, обнови свою веру, дуа, молитвы, чтение Корана, затем возьмись за благие дела. Посвяти часть своего времени призыву и разъяснению религии, как минимум своим домочадцам, и терпи. Наберись терпения для того, чтобы не останавливаться при трудностях.
Собственно говоря, такие мысли появились при чтении этой маленькой, но очень емкой суры. Имам аш-Шафии говорил: “Если бы ничего не было ниспослано кроме этой суры, то и ее было бы достаточно (для понимания)”.
Мусульманин должен благодарить Аллаха в радости, и быть терпеливым в горе и надеяться на награду Аллаха!Человек не может терпеть даже слова и часто жалуется: «Сестра мне сказала то-то, брат мне сказал то-то. Этот посмотрел на меня так-то…»...ну разве это правильно??? вот что по этому поводу сказано в Коране:
«Терпи же, как терпели обладатели твёрдости из посланников» (сура "Пески", 35)
«О, вы, которые уверовали, терпите и будьте терпимы, будьте стойки и бойтесь Аллаха, может быть, вы будете счастливы» (сура "Семейство Имрана", 200). Так что давайте будем бороться со своим нафсом, ведь возможно нам только этого не хватит в Судный День чтобы войти в Рай!