Политика

«Мы пока изгои для власти…», заявили на «Едином Кавказском форуме» в Грозном

24 и 25 июня в Грозном прошёл пятый «Единый Кавказский форум». В основную повестку дня был включён вопрос: «Развитие гражданского общества и уровень обеспечения прав человека на Северном Кавказе».

     

Руководство Чечни отнеслось к форуму более чем ответственно, по крайней мере, в части предоставления помещения и размещения участников и гостей. Форум проходил в здании мин финансов республики.

Отметим, что первый «Единый Кавказский форум» состоялся в феврале прошлого года в Назрани, второй во Владикавказе, третий в Махачкале и четвёртый в Нальчике. Пятый также планировался в Дагестане, однако в последний момент его перенесли в Грозный.

Тем не менее, дагестанцев-участников мероприятия было вполне достаточно, до 13 человек. А одним из модераторов встречи стала Нелля Раджабова (на фото), председатель Союза общественных объединений «Отечество».



С увесистым докладом выступил Уполномоченный по правам человека в Чеченской республике Нурди Нухажиев. По его убеждению, проведение форума в этой республике ещё раз доказывает, что она прочно встала на мирные рельсы, что чеченское общество стремится стать таким, каким его знал весь мир, обществом, где честь и достоинство человека являлись главными приоритетами. Нухажиев не сомневается, что одной из приоритетных задач нынешней власти в республике является поддержка гражданских, особенно правозащитных организаций. «Чеченские власти видят в них своих союзников», – отметил чиновник.

Не менее продолжительным было и выступление журналиста, члена Совета по правам человека и развитию гражданского общества при Президенте РФ Максима Шевченко (на фото). Вот что он думает о сложившейся в регионе ситуации:

– Я всегда выступал и выступаю за широкое подключение правозащитных и гражданских организаций к общему диалогу. Я не раз принимал участие в диалоге в Дагестане, в том числе и на Комиссии по адаптации бывших боевиков к мирной жизни. Это не означает, что сотрудничаю со следствием. Просто уверен, что общество должно взять на себя инициативу в создании нормальных институтов. Человек, добровольно сложивший оружие должен быть уверен, что сможет дальше жить в обществе. К сожалению, кавказские правозащитники занимались этим крайне мало. Многие преступления на Кавказе совершали люди, одетые в военную форму, одетые в камуфляжную форму, люди, выступавшие от имени государства и против государства. Безусловно, пока государство не завершит в суде установленные законом правовые процедуры в отношении каждого, кто подозревается в совершении преступления, государство не сможет в полной мере реализовать закон и порядок, а также опираться на них.

Огромное количество граждан, а счёт идёт на тысячи, заявляют, что по отношению к ним или их близким были совершены злодеяния, которые квалифицируются, как уголовные преступления особой тяжести. Эти граждане не могут добиться не просто даже расследования и какого-то вердикта, а иногда и приёма заявления о совершении преступления.

Конечно, их доверие к правовой культуре будет, мягко говоря, минимальное. В такие конфликты были вовлечены десятки и даже сотни тысяч людей. Общество до сих пор расколото. Такие резонансные дела, как связанные с именами Буданова, Темирханова и так далее до сих пор продолжают раскалывать людей. И делать вид, что этого сегодня нет, достаточно опасно и абсурдно.

Я часто критикую США, особенно её внешнюю политику, но что касается внутренней политики, приоритетным является духовное здоровье нации. Например, преступления совершённые военнослужащими Америки во время въетнамской или иракских войн, расследовались и доводились до суда. Такие военнослужащие получали и получают реальные приговоры, хотя преступные действие были совершены в чудовищных условиях жестокой войны. Если внутри нации существуют непроговоренные и неоправданные с правовой точки зрения моменты, то это порождает правовую шизофрению и появлению радикальных террористических групп.

В некоторых регионах мы обвиняем высокопоставленных сотрудников МВД в причастности к убийствам известных журналистов, как например, в Дагестане. Я не боюсь об этом говорить, потому что мы располагаем данными, которые, по крайней мере, заставят прокуратуру проверить эти обвинения. Свобода и жизнь журналистов на Кавказе остаётся под серьёзной угрозой. Рекордной республикой по уровню нерасследованных убийств наших коллег остаётся Дагестан. Призываю всех к солидарности, в частности, в деле расследования убийств Гаджи Абашилова, Хаджимурада Камалов и остальных.

Несмотря на то, что в Дагестане многие пальцем указывают на заказчиков убийства Камалова, даже исполнители не только не наказаны, в их отношении не начаты серьёзные расследования. И это, несмотря на то, что мы недавно опубликовали материал, полученный путём журналистских расследований. Некоторые из них сегодня занимают достаточно важные посты в республике. Я могу чётко сказать, пусть не надеются те, кто полагает, что можно безнаказанно убивать журналистов. Их преступления не останутся без ответа.

Председатель Антикоррупционного комитета Табасаранского района Мигдат Гаджиев (на фото) говорил как о ситуации в целом по стране и Северном Кавказе, так и в своём родном районе:

– Нам приходится констатировать факт продолжение противостояния вооружённого подполья в регионе как ответ на противозаконные действия коррумпированных местных и федеральных чиновников, правоохранительных органов, засилие кланов, приватизировавших власть. Я не знаю, как в ваших регионах, но у нас в Дагестане мы, простой народ абсолютно не влияем на формирование власти и происходящие процессы, потому что нас не допускают к ним.

Здесь Уралами окружают дома и бомбят всё вокруг. Тогда скажите, почему в России группы скинхедов не окружают?», – отметил антикоррупционер.

Председатель независимого профсоюза работников МВД и прокуратуры Магомед Шамилов уверен, что на самом деле в России никто не знает, что такое гражданское общество и с чем его едят. «Мы сегодня для власти – изгои», – заявил он.

А ещё один представитель Табасаранского Антикоррупционного комитета Казихан Курбанов напомнил всем, что недавно на российско-азербайджанской границе был задержан глава Табасаранского района Нурмагомед Шихмагомедов, который подозревается в многомиллионных хищениях бюджетных денег. «Задержать-то его задержали, но потом отпустили под домашний арест. Только у меня вопрос, куда делись 80 миллионов рублей, найденных при нём во время ареста?», – поинтересовался Курбанов.

На форуме присутствовал и Абдулбаки Тодашев (на фото), отец чеченца Ибрагима Тодашева, застреленного агентами ФБР во время допроса во Флориде в США. В своем выступлении Тодашев заявил, что намерен подать иск к федеральному правительству США в связи с «внесудебной расправой над сыном». Он намерен добиваться наказания виновных и просит о помощи государственные структуры в России. Форум полностью поддержал его и выразил готовность помочь.

Эмоциональным получилось выступление и представителя организации «Союз справедливых» Мухаммада Магомедова. Он считает, что проблемы на Кавказе куда более острые, чем в любом другом регионе страны. «Здесь реально людей убивают. Я бы хотел спросить, кто за эту страну будет сражаться и защищать её, если к гражданам так относятся?».

Помимо прочего участники мероприятия коснулись вопроса, связанного с недавним инцидентом в Москве. «Накануне силовые структуры штурмовали в центре Москвы офис движения «За права человека». Это тревожный сигнал», – подчеркнула Нелля Раджабова.

Участники форума обратились к правоохранительным структурам с предложением разобраться в инциденте, а также к и.о. мэра Москвы Сергею Собянину с просьбой отреагировать на ситуацию.

В рамках форума состоялись заседания секций, на которых были обсуждены темы: «Взаимодействие правозащитников с властью: чаяния и надежды», «Роль неправительственных организаций в укреплении гражданского общества», «Становление правозащитного движения на Северном Кавказе».

Заключительным актом форума стало принятие резолюции. Раджабова сообщила, что текст будет озвучен не только главам республик Северного Кавказа, но и доведён до руководства страны. «Мы планируем обратиться к руководству РФ, лично к президенту Владимиру Путину с просьбой принять делегацию «Единого Кавказского форума» для того, чтобы мы могли лично озвучить самые злободневные проблемы Северного Кавказа», – отметила она.

Автор: Эльдар Мамедов, «Спектр»
подписаться на канал
Комментарии 0