На следующей неделе Басманный суд Москвы будет решать вопросы соответствия лефортовских условий содержания под стражей в СИЗО мэра Махачкалы Саида Амирова его состоянию здоровья, а также возможность обследования и лечения градоначальника в гражданской клинике. По мнению защиты Амирова, это должно поспособствовать изменению меры пресечения с заключения под стражу на домашний арест.
Временное отстранение от должности махачкалинского мэра поднимает в обществе вопрос о том, каким путём будет дальше развиваться столица Дагестана. Несмотря на все объективные заслуги Саида Амирова в развитии Махачкалы (превращение города из дотационного в донора, увеличение населения почти в 2,5 раза, ввод большого количества жилья и пр.), столица Дагестана шла по тупиковой ветви развития. По этому поводу высказывался и врио главы РД Рамазан Абдулатипов, отмечая, что в Махачкале, несмотря на её рост и строительный бум, не осталось места для самих горожан: нет парков, нормального по качеству дорожного покрытия хотя бы на проспектах Акушинского, Шамиля и Казбекова, плохо развиты социальная и прочие инфраструктуры.
Но Махачкала – это не только экономические показатели и налоги в республиканский бюджет. Махачкала – это, без всяких преувеличений, мини-Дагестан, мощный политический центр, позволяющий существенно влиять на развитие всей республики. Один тот факт, что в Махачкале проживает треть всего голосующего населения республики, уже заставляет задуматься о политическом ресурсе руководства дагестанской столицы, позволяющем быть своего рода мини-президентом…
Вертикаль власти
Система управления Махачкалой (до 1 июня 2013 г.), как бы странно это ни звучало, напоминает собой путинскую вертикаль власти: жёсткое подчинение всего и вся только одной персоне – Саиду Джапаровичу Амирову. Подчинение, основанное на личном страхе подчинённых перед своим начальником, постепенно переросло в тотальный страх. Страх подчинённых сказать начальнику правду о том, как на самом деле обстоят дела в городском хозяйстве, что происходит с тем же дренажем, как осуществляется энергонабжение или же уборка города от мусора или снега. «Черновик» ещё в 2008 году («ЧК» №2 от 23. 01. 2008 г.) писал: «Страх парализовал подчинённых, теперь парализует систему массового жизнеобеспечения. И создатель этого способа управления стал самым дезинформированным человеком в своей империи. Первый же «гонец», доведший до него всю глубину правды про пропасть вокруг трона, рискует потерять голову за попорченную идиллию под названием ‘‘Лучший город России’’».
Конечно же, после уроков коммунального хаоса 2007–2008 годов эта система управления несколько модернизировалась: команда мэра Махачкалы стала более оперативно реагировать на проблемы города и осмеливаться докладывать Саиду Амирову о происходящих в столице проблемах с коммуналкой и что «пора что-то делать». Хотя от дальнейшей своей централизации она не отказалась.
Команды для развития
После ареста Амирова работа команды мэра Махачкалы поначалу приостановилась. Складывалось ощущение, что система управления городом, не привыкшая работать самостоятельно, не знала, в каком направлении двигаться дальше. Видимо, это и повлияло на то, что первого замглавы Махачкалы Баганда Магомедова, исполнявшего обязанности мэра, упрекнули в том, что он «увлёкся агитацией в поддержку Амирова» и, думается, после консультаций со всеми заинтересованными сторонами его сменили на ректора ДГУ Муртазали Рабаданова.
Несмотря на заявления, сделанные Рабадановым, что перемен в руководстве города не ожидается, вопрос о команде, которая будет «по-новому мести», остаётся актуальным. И Рабаданов, и Абдулатипов (объявивший, что смена одного и. о. на другого произошла по его инициативе) наверняка задумывались не только о том, кто должен входить в эту команду, но и о том, какого типа она должна быть.
Существует множество классификаций систем управления крупными предприятиями, муниципалитетами, республиками и даже государствами. Как правило, проводников этой системы называют командой. В зависимости от личностных характеристик членов этой команды и внутренней иерархии можно говорить, какая это команда: технари, политики, силовики и тому подобное.
В рамках этой статьи остановимся на двух типах команд.
Первый тип команды основан на личной преданности руководителю. Тут не важны ни профессионализм, ни личные качества (пол, возраст, национальность и пр.) членов команды. Самое главное, насколько сильно член команды предан своему лидеру. (Если личная преданность сопровождается глубокими профессиональными познаниями, то это всего лишь приятное для лидера дополнение, но не более.) В таких системах управления приказы, отданные руководителем, исполняются чётко и быстро, без долгих обсуждений и препирательств. Такие команды успешны и сильны. Они, как правило, подавляют своих политических и экономических конкурентов. Но у них есть один существенный минус: сильная централизация власти в одних руках – руках лидера. Лидер в таких системах управления стремится контролировать всё! Без его указания не двигается ни один винтик системы. Жёсткость управления приводит к тому, что личная инициатива членов команды сменяется на почти безропотное подчинение приказам. Естественно, что за всем этим один человек, даже окружённый верными заместителями, уследить не может. И со временем исполнители предпочитают лишь имитировать исполнение команд. Резкое ослабление лидера (вследствие болезней, возраста или изменения политической погоды) приводит к тому, что данная система стремительно разрушается. Отсутствие конкурентов, способных перехватить управление, лишь усугубляет картину…
Второй тип команды – менеджеры. Иногда их называют технарями, акцентируя внимание на их технической роли в управлении чем-либо, а не проявлении каких-либо политических амбиций. Как правило, такие команды состоят из профессионалов-одиночек, хорошо знающих своё дело, высказывающих предложения по существующим проблемам, предлагающих механизмы их решения и объединённых вокруг номинального лидера. Номинальность лидера выражается в том, что он, обобщив результаты работы технарей, составляет некий план развития, который на свой страх и риск проводит в жизнь. Существенные минусы такого рода команд заключаются в долгом поиске решений проблем (профессионалы-одиночки способны долго обсуждать пути решения проблем, спорить по отдельным деталям), а также в отсутствии полного контроля со стороны лидера за направлением, закреплённым за тем или иным членом команды.
Судя по характеристике, которую дал Абдулатипов Муртазали Рабаданову в соцсетях («человек с европейским образованием»), врио главы Дагестана хочет, чтобы команда махачкалинских управленцев больше занималась проблемами города (свет, вода, канализация и пр.), нежели политикой.
Кто?
Несмотря на разного рода прогнозы о том, что будет с Амировым (осудят его или же вернут обратно), уже с уверенностью можно сказать, что в Махачкалу в качестве мэра он вряд ли вернётся. Обвинение в многоэпизодном уголовном деле процессуально гарантирует, что ближайшие год-полтора, а может, и два, Амиров будет находиться в статусе обвиняемого. (Этот срок вполне достаточен, чтобы мэр Махачкалы не смог выставить свою кандидатуру в сентябре 2014 года на выборы главы города.) Даже перевод его под домашний арест, который многие наблюдатели считают фактическим возвратом к управлению столицей (посредством телефонной и прочей связи), не даёт Саиду Джапаровичу всех политических и экономических рычагов управления. Наоборот, приостановление новым руководством Махачкалы операций с недвижимостью (разрешение на строительство объектов, регистрационные действия с землёй и т. п.), а также внезапное повышенное внимание прокуратуры и парламента к архитектурному облику столицы указывают на то, что если не пятнадцать, то последние пять лет работы махачкалинской администрации будут подвергнуты серьёзной ревизии…
(Добавим, что в настоящее время проводится прокурорская проверка деятельности УФССП РФ по РД за 2010–2013 годы в части исполнения вынесенных дагестанскими судами решений.)
В «ЧК» №21 от 7 июня 2013 года редакция приводила список тех, кого в СМИ и социальных сетях считают вероятными претендентами на должность главы Махачкалы. В этот список входили: замглавы АПР Магомедсалам Магомедов, сенатор Ильяс Умаханов, депутаты Госдумы Ризван Курбанов и Магомед Гаджиев, руководитель ОПФР по РД Сагид Муртазалиев, вице-премьер Абусупьян Хархаров, министр промышленности Ризван Газимагомедов, министр транспорта Ширухан Гаджимурадов и даже глава исполнительного комитета Стратегического совета Дагестана Магомед Мусаев. Теперь этот список можно смело пополнить и Рабадановым. Ректор ДГУ, по некоторым данным, не горел желанием возглавить Махачкалу и надеется в ближайшее время вернуться в университет, но нельзя исключать поступления в его адрес просьб (о выдвижении в мэры), от которых будет трудно отказаться. Нельзя исключать и возможного выдвижения одного из сыновей Саида Амирова – депутата НС РД Магомеда Амирова или руководителя УФССП РФ по РД Далгата Амирова. Замещение какой-либо должности представителями одной семьи – это обыденная практика в политической истории Дагестана…
Заметим, что все предлагаемые кандидатуры, если их рассматривать в национальном разрезе, представлены аварцами и даргинцами. (Единственным исключением является Курбанов.) Наверняка в ходе дальнейшего развития событий в республике обозначатся кандидаты другой национальности. Их выдвижение и прохождение в руководство Махачкалы позволит уйти от таких шаблонов как «это нашей национальности место», а также восприятия определённой частью общества и в некоторых федеральных СМИ идущих в Дагестане политических процессов как некоего аваро-даргинского противостояния. К примеру, приход на должность мэра Махачкалы отвечающего такому критерию как «технарь» представителя от кумыков мог бы снять ряд целый напряжённостей на дагестанском участке прикаспийской низменности.
Не меньше внимания требует и подбор заместителей главы Махачкалы. Часть представителей старой команды в настоящее время активно ищет запасные площадки и варианты сохранения своих личных позиций. Часть из них – технари, которым нужен иной, не вызывающий чувства тотального страха ориентир. Самое главное, чтобы перемены в руководстве Махачкалы не были самоцелью: город остро нуждается в грамотном руководстве, способном качественно изменить столицу Дагестана и развивать её.