Политика

Эксперт РИСИ Е. Бахревский: "За Эрдоганом сила и поддержка значительной части общества, большинства"

Интервью Vesti.Az с известным российским экспертом,старшим научным сотрудником сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ)Евгением Бахревским.

  - Хотелось бы начать нашу беседу с событий в Турции, которые с большим вниманием и беспокойством наблюдаются и в Баку. Действительно ли Эрдоган совершил ошибку, которую не может простить ему определенная часть турок?

 Эрдоган, вернее, полиция, которую оппозиционеры ассоциируют с Эрдоганом, безусловно, допустила ошибку, применив излишнюю ретивость в разгоне первых протестов в парке Гези. Однако за это премьер-министр уже извинился, и вопрос с судьбой парка Гези вынесен на референдум. Так что дело, конечно, не в парке.

 Разномастная, но единая в своей нелюбви к «исламистам» оппозиция протестует против власти Партии справедливости и развития (ПСР), которую та получила на открытых и честных выборах. Да, значительная часть «европейских» городов Турции Эрдогана не любит. Зато его любят маленькие города и провинция. Митинг, который собрала ПСР, показал, что за ней стоят огромные людские ресурсы. Конечно, само проведение такого митинга уже говорит о неоднозначности общенационального лидерства Эрдогана. Но он никогда и не опирался на всё общество Турции, скажем, на Измир или алевитов.

 Не думаю, что очередное подавление левацких и анархических экстремистских групп как-то скажется на ситуации в стране. Никаких иллюзий в отношении друг друга ни у левых, ни у ПСР никогда не было. Значительно важнее другие формы протеста, о которых говорят намного меньше. Это звон посуды домохозяек и мигание света в квартирах и домах по вечерам в городах по всей Турции. Это говорит о том, что общество недовольно, оно стремится быть услышанным властью. Так что Эрдогану есть о чём задуматься.

 Впрочем, никаких «роковых» ошибок с его стороны пока не было. За Эрдоганом сила и поддержка значительной части общества, большинства. Он остаётся уверенным в себе лидером. Опасность для Эрдогана может исходить только из его собственной переоценки своего влияния.

  - Как отразятся турецкие события на отношениях между Азербайджаном и Турцией?  

 - Если ситуация в Турции отвлечёт её руководство от излишней активности в Сирии, это пойдёт только на пользу всему региону. Сирийский кризис, безусловно, один из важнейших факторов недовольства политикой Эрдогана. Так что нет худа без добра. Есть шанс, что сирийская политика Турции в результате протестов в Стамбуле и других городах будет скорректирована.

На отношения с Баку ситуация в Турции вряд ли повлияет. Шансы на то, что в стране в результате протестов сменится власть, минимальные.

 - Согласно последним рассуждениям западных аналитиков, к власти в Турции могут прийти и исламисты, которые радикально настроены против Эрдогана…

 - Смотря, что Вы понимаете под словом «исламисты». На мой взгляд, этим термином следует обозначать квазиисламские модернистские политические течения типа ваххабитов, ихванов и т.д.

 Так вот, исламисты к власти в Турции прийти не могут. Там для них мало пространства, оно занято традиционными мусульманскими институтами, которые кемалисты за своё правление уничтожить не смогли, хотя и пытались. Хотя рост исламизма в Турции всё же наблюдается, что тревожно, но это пока не проблема для власти.

 Левые или правые радикалы, которые активно задействованы в протестном движении – совершенно маргинальные силы. Вероятность их прихода к власти равна нулю.

 Единственный вопрос, на который пока нет окончательного ответа – на что способна сегодня турецкая армия? Каково в ней влияние сторонников Эрдогана, и сохранила ли она способность вмешиваться в политику. Это мы узнаем очень скоро.

  - Считаете ли вы возможной дестабилизацию военно-политической ситуации в кавказско-каспийском регионе, учитывая фактор Ирана и интересы США и НАТО?

 - К сожалению, ситуация вокруг Ирана в ближайшее время будет по-прежнему держать в напряжении весь регион.

 - Каков Ваш  взгляд на перспективы карабахского урегулирования и роль Москвы в этом процессе?

  - В нынешнем состоянии карабахской проблемы перспектив её урегулирования не видно. Международная миротворческая миссия сейчас выполняет задачу по недопущению новой широкомасштабной войны. На мой взгляд, конфликт может быть урегулирован только при серьёзном изменении всей ситуации вокруг Южного Кавказа и формировании нового баланса интересов региональных сил при радикальном снижении роли сил внерегиональных.

 Например, если большая кавказская тройка в составе России, Турции и Ирана найдёт взаимоприемлемый вариант решения проблемы, то это решение может быть быстро и эффективно реализовано. Пока мы не имеем подобного формата.

подписаться на канал
Комментарии 0