Ибн Батутта был не только величайшим путешественником, но и талантливым писателем
Каждый, кто был в уникальном молле в новом центре Дубая или приземлялся в аэропорту марокканского Танжера, знает это имя. О великом арабском путешественнике Ибн Баттуте, в буквальном смысле вошедшем в мировую историю и культуру, уже сотни лет слагают легенды, пишут книги, а в наши дни снимают интерактивные блокбастер
Ибн Баттута (1304-1377) родился в Танжере в семье правоведа берберского происхождения. В 22 года он впервые покинул отчий дом в поисках знаний. С караваном купцов молодой человек прошел современный Алжир, остановился в Тунисе, женился здесь и двинулся дальше, вплоть до Египта. Затем любознательный путешественник побывал в Палестине, Ливане и Сирии. В Дамаске, прослушав лекции известных мусульманских богословов, получил разрешение преподавать хадисы.
Совершив хадж, Ибн Баттута двинулся дальше, побывав в Ираке и Иране. В Ширазе он был признан знатоком двух мазхабов- маликитского и шафиитского, но там не остался. Через Йемен странник направился в Африку, прошел по Сомали и Кении и через Оман вернулся на Средиземноморье.
Второй этап путешествий Ибн Баттуты представляет особый интерес. Он побывал на территории современной России, оставив яркие зарисовки о жизни Золотой Орды. После очередного хаджа путешественник направился в Малую Азию, где становится свидетелем укрепления государства Османов. В начале 1332 г. на корабле по Черному морю он приплыл в Крым. Это была эпоха правления хана Узбека, при котором Ислам стал государственной религией.
После Орды Ибн Баттута направился в Хорезм, через Бухару и Самарканд пробирается в Афганистан, Иран и Индию. Это уже третий этап его странствий. Около 8 лет провел он при дворе делийского султана Мухаммада Туглака, выполняя обязанности судьи. Ибн Баттута даже был его личным послом в Пекин, что дало ему возможность посетить целый ряд неизведанных земель – Цейлон, Мальдивы, Ява, Суматра.
Но Ибн Баттута тянет домой. Опять совершив хадж и побывав на Сардинии, которая еще помнила мусульман, в конце 1349 г. он прибыл в Фес, где правил султан Абу Инан. Рассказы путешественника настолько заинтересовали правителя и его окружение, что он дал поручение придворному историку Ибн Джузайу ал-Калби оформить их в виде книги. А до этого Ибн Баттута успел выполнить еще несколько поручений султана, побывав, в частности, в Андалузии и в Центральной Африке.
Арабский странник, приближенный татарского хана
Двигаясь по ордынским землям, в районе нынешнего Пятигорска Ибн Баттута удостоился чести быть принятым в ханском шатре. Как и многие мусульманские правители того времени, Узбек собирал вокруг себя носителей различных знаний. Так, арабский путешественник стал приближенным татарского хана.
С его двором Ибн Баттута перебирается к Хаджи-Тархану (ныне Астрахань). Хан даже разрешил гостю сопровождать в Константинополь одну из своих жен, дочь византийского императора Андронника. После более чем месячной поездки Ибн Баттута вернулся в Сарай на Волге, откуда предпринял короткое путешествие в Булгар.
«Я захотел совершить поездку туда, чтобы увидеть короткую ночь в одно время года и короткий день – в другое», – так говорит он сам о цели этой поездки. Как это напоминает арабов, которые и сегодня дивятся природным условиям Северной Евразии. После путешественник даже намеревался отправиться в «страну вечного мрака» (так он назвал Русский север с его полярной ночью), но приближающаяся зима заставила неутомимого странника отказаться от этой затеи.
Превзошедший Марко Поло
«Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» Ибн Батутты, написанный в традиционном для мусульманского средневековья жанре рихла, стало классикой жанра. И не только потому, что он в течение 28 лет посетил сотни городов и селений, преодолев пешком и верхом в общей сложности более 75 тысяч километров, но также и потому, что его содержательный рассказ насыщен теми бытовыми деталями, которые делают эту работу неповторимой», – пишет историк Гумер Баутдинов. Труды Ибн Баттуты читают и сегодня. Изучают в школах мусульманских стран и даже на уроках об истории Африки в далекой Бразилии.
По мнению академика Игнатия Крачковского, известного переводчика Корана, Ибн Баттута является «универсальным географом-практиком, без ссылок на которого не обходится ни одна работа о Золотой Орде». А вот как характеризует его немецкий ученый Рихард Хенниг: «Он, несомненно, должен быть признан величайшим из всех путешественников, которых знали древний мир и средневековье. Даже достижения Марко Поло бледнеют в сравнении с его поразительными трудами».
Странствие в формате IMAX
В 2009 г. на экранах появилось «Путешествие в Мекку: странствуя с Ибн Баттутой» Брюса Ниборна. История легендарного араба, прошедшая на ура в мусульманском мире, получила одобрение от Далай Ламы и бывшего архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса, которые отметили универсальность его опыта. Интерактивный блокбастер для кинотеатров IMAX демонстрировался и в Москве.
Ибн Баттуту в американской версии преследуют закутанные в черное разбойники. Он переносит ослепляющие песчаные бури, поднимется на головокружительные горные вершины, столкнется с миражами в раскаленных песках пустыни. Ночью герой сидит в медитативном трансе, зачарованный охлаждающимися песчаными дюнами, открывая свое сердце небу, звездам и Своему Творцу.
«Путешествие в Мекку» – большой шаг вперед по сравнению со старинными рыцарскими телеэпопеями. Наблюдая за тем, как легендарный путешественник пересекает горную местность, нам кажется, будто мы находимся в «восьми милях над землей», – пишет в своей рецензии кинокритик Стефан Колл из «The Globe and Mail».
Режиссеры использовали в фильме и так называемый визуальный стиль. Ибн Баттута в своих книгах пишет, что он часто отправлялся в Мекку в своих мечтах, хадж был побудительным мотивом его странствий. Фильм как бы оживляет эти грезы, фиксируя их помощью быстро движущихся надземных камер. Так, путешествие, начинающееся в XIV веке, неожиданно заканчивается в наши дни – Ибн Баттута вдруг обнаруживает себя у Каабы в многокилометровой веренице паломников в 2007 г.
Ибн Баттута в каждый дом
В 2005 г. в Дубае открылся уникальный молл, получивший имя Ибн Батутты. Он состоит из шести павильонов, каждый из которых представляет определенную страну, посещенную знаменитым арабским путешественником. Все павильоны оформлены в стиле, который был присущ этим странам в XIV в. В торговом центре, привлекающем туристов своим почти музейным убранством, есть египетский, индийский, персидский, китайский, тунисский и андалузийский павильон с соответствующими товарами.
Общая площадь «Ибн Батутты Молла» порядка 113 кв. м. Он один из крупнейших и красивейших в мире. Спустя сотни лет великий путешественник продолжает входить в дома по всей планете в виде самых разных товаров, купленных в торговом центре его имени.
Ибн Батутта в своих странствиях, прежде всего, искал духовного прозрения, но рынки и многолюдные городские площади с их обитателями совсем не были ему чужды. Он любил жизнь и этот мир как творение Всемогущего Бога – именно об этом говорят сотни его стертых на дорогах 3 континентов ботинок и все его великие книги.