Приезд знаменитого американского философа и антиглобалиста Ноама Хомского в Бонн стал настоящей сенсацией. Вспышки камер буквально ослепляли непримиримого критика, как он сам выразился, «реально существующего капитализма», когда он поднимался на сцену, чтобы открыть международную конференцию Deutsche Welle Global Media Forum в Бонне. Во время своего визита в Германию Хомский не давал отдельных интервью журналистам, однако сделал исключение для мексиканского издания La Jornada.
Прибытие в Бонн американского лингвиста, публициста и политического философа Ноама Хомского совпало с визитом в немецкую столицу президента США Барака Обамы в момент, когда политика его администрации в отношении использования беспилотников и средств глобального шпионажа подвергается жесткой критике.
Негромкий голос кумира западных левых интеллектуалов звучал твердо, когда он клеймил США и Израиль, утверждая, что именно из этих стран исходит основная угроза миру во всем мире. Он прямым текстом заявил, что присуждение Обаме Нобелевской премии мира – это настоящее издевательство.
Комментируя так называемую «войну с терроризмом», проводимую администрацией Белого дома, Хомский резко осудил применение беспилотников, удары которых он приравнял к актам террористов, поскольку их жертвами зачастую становятся не только преступники, но и мирные люди. «Только представьте себе: вы идете по улице и не знаете, что будет в ближайшие пять минут. Вдруг откуда-то с неба прилетит снаряд и через дорогу от вас раздастся взрыв. Кто-то погибнет. Люди поблизости тоже погибнут. Возможно, и вы, если окажетесь там, получите травму. Это оружие терроризма. При помощи него наводят ужас на деревни, районы, огромные регионы. И даже на целые страны», – отметил Хомский.
В разговоре профессор Хомский ссылается на результаты исследования, проведенного университетами Стэнфорда и Нью-Йорка: ученые проанализировали возможные последствия войны с применением беспилотников и пришли к заключению, что их использование чрезвычайно опасно, поскольку может обернуться ядерной катастрофой.
Обама утверждает, что основная угроза для мира – это ядерная программа Ирана, но это навязчивая идея Запада. Союзники Соединенных Штатов в арабском мире – Египет, Ирак, Йемен и другие – если и недолюбливают Исламскую республику, но никак не боятся ее. Для них основная угроза исходит из США и Израиля.
Ноам Хомский объясняет, что он называет «иранской стратегией убеждения»: «Если у Багдада есть реальная ядерная программа, то американская разведка об этом не знает. Действия Ирана – это способ воспрепятствовать возможной атаке со стороны США. И это невыносимо для Вашингтона, который привык применять силу где угодно».
Существует масса способов борьбы с угрозами. И недавно, вспоминает Хомский, один из них должен был вступить в действие. В середине декабря прошлого года в Хельсинки мировое сообщество должно было предпринять первую попытку договориться об освобождении Ближнего Востока от ядерного, химического и биологического оружия. Однако США, которые наряду с РФ, Великобританией и ООН являлись соорганизатором специальной конференции, вдруг объявили, что она не состоится.
«Что произошло? – спрашивает профессор и сам отвечает: – В начале ноября иранцы объявили, что участвовать будут, а через пару месяцев Обама ее отменил. Некоторое время спустя прошла конференция, организованная вашингтонским Институтом ближневосточной политики, лоббирующим интересы Израиля, с участием высокопоставленных лиц из администрации Клинтона, Обамы и Буша. Отзывы об этом событии я нашел только в израильской прессе, которая утверждала, что это был настоящий триумф дипломатии, сумевшей оттянуть на несколько месяцев нанесение удара по Ирану».
Американский философ отметил, что дипломатия вообще теряет какую бы то ни было силу, если в нее никто не верит. Общественное мнение тоже не способно что-либо изменить. «Никто не знает, что на самом деле происходит. Возможные способы борьбы с угрозами держатся в секрете, и скорее всего мы находимся на очень опасном пути, ведущем к войне», – предостерегает Хомский.
Для него это очевидно – достаточно хотя бы оценить военную мощь США. «Если страна имеет более тысячи военных баз и ее военные расходы равны расходам всех остальных государств вместе взятых, а военные технологии – самые развитые в мире, вероятность того, что это преимущество выразится в действии, чрезвычайно высока», – считает лингвист.
Ноам Хомски не думает, что на общественное мнение в США окажут влияние громкие разоблачения бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена относительно масштабной программы американского правительства PRISM, которая осуществляет слежку за интернет-пользователями по всему миру якобы с целью противодействия терроризму. «Сноуден исполнил свой гражданский долг, когда рассказал всему миру, что делает его правительство с людьми, но вряд ли это произведет какой-либо эффект, во всяком случае, если судить по реакции элиты и общественности», – говорит он.
Антиглобалист Хомский подчернул, что элиты как раз считают такого рода программы крайне необходимыми для борьбы с терроризмом. «Но сама идея о том, что следует защищать страну от возможных террористических атак похожа на шутку. Администрация Барака Обамы только провоцирует эскалацию террористической угрозы своей программой использования беспилотников, которая генерирует террор. Населенный пункт, разбомбленный с помощью этих аппаратов, превращается в гнездо будущих террористов. Это прекрасно знают высокопоставленные чиновники. Это не секрет. Об этом давно уже говорят высшие военные чины. Так «создаются» все новые и новые террористы, и это уже стало традицией», утверждает он, намекая на войну в Ираке.
На вопрос об особой уязвимости Мексики в силу близости к США Ноам Хомский ответил, что Вашингтон ведет на мексиканской территории войну без правил, самую «извращенную», по выражению Гранта Уиллиса, за всю историю. Тысячи мексиканцев погибают в войне с наркотрафиком, в то время как основным покупателем наркотиков является США, равно как и основным поставщиком оружия в Мексику. Философ считает, что США и Канада должны радикально изменить свою собственную политику по борьбе с наркотиками, а именно рассмотреть возможность криминализации употребления наркотических средств и усилить работу по реабилитации наркозависимых людей и предотвращению развития наркозависимости. Давно доказано, что это гораздо более эффективно, и многие страны Латинской Америки согласны с тем, что война с наркотрафиком не оказывает влияния на потребление наркотиков и является в высшей степени разрушительной для стран, через территорию которых осуществляется их нелегальный транзит.
В то же время Ноам Хомский считает, что латиноамериканские государства заметно продвинулись в деле демократизации и впервые за 500 лет начинают освобождаться от западного господства.