Я часто пишу о проблемах, с которыми сталкиваются современные мусульмане. Я больше всего беспокоюсь за то, чтобы мы правильно понимали сущность Ислама, пронесли его через свою жизнь во всем его многообразии, и сохранили в неизменном виде. Один из принципов фикха заключается в том, что фетва может быть изменена в соответствии с временем и местом. Самым показательным примером этому является то, что имам Шафии переписал большинство своих фетв, когда переехал из Ирака в Египет.
С течением времени человеческое общество развивается, и наше понимание и интерпретация текстов тоже меняется. Сопоставляя текст с его контекстом, мы получаем актуальное решение проблемы, при этом руководствуясь ценностями Ислама. И я хотел бы задать вопрос – если в мире существуют арабская, африканская, азиатская, индонезийская и турецкая интерпретация мусульманской культуры, то может ли существовать европейская и западная?
Чтобы правильно оценить глубину проблемы, которую ставит перед нами этот вопрос, необходимо понять, насколько отличается общество западных мусульман от укоренившихся мусульманских культур мира. И когда мы впервые задаемся этим вопросом, мы понимаем, что это не только проблема мусульман Запада, но также мусульман в любой точке Земли, потому что время меняет многое, даже в рамках одного и того же места.
Фикх для меньшинства
Большое количество важнейших исторических событий повлияло на мусульманский мир только лишь за прошедший век: колонизация, закат Халифата, глобализация и массовая миграция. Сегодня нередко можно услышать, что мусульманину легче соблюдать свою религию, оставаясь в безопасности, живя не в традиционно исламских странах, а в западноевропейских государствах. Кроме того, нельзя не отметить, что массовая миграция из сельских местностей в города оказала сильное воздействие на семью, образование и распределение богатств мусульман, живущих в диаспорах.
Уже ранее обсуждалось, что для решения ряда этих вопросов, необходим так называемый «фикх для меньшинства» (нормы поведения мусульман в обществе). Основной момент заключается в том, что это должен быть фикх, который трактовал бы решение насущных проблем мусульман, проживающих в Европе и на Западе, отсылая их к праведным источникам. Он должен призывать не к оборонительной модели поведения мусульманского меньшинства, вынужденного идти на уступки, в немусульманском обществе, а к тому, чтобы мусульмане стремились развивать себя как граждан и часть страны, которая предоставила им возможность жить по Исламу и ощущать себя в ней дома.
Это обсуждение и доклады Центра изучения исламских наук Кембриджского университета на тему «Ислам в контексте Великобритании» внесли ощутимый вклад в решение вышеупомянутых вопросов. Дискуссия по этой теме с привлечением исламских ученых, академиков, мыслителей и активистов началась в 2009 и закончилась в этом году. Они обсуждали в публичных дебатах ряд проблем, касающихся равенства полов, этнического самоопределения, гражданства, образования, семьи и даже сексуальной ориентации.
Путешествие в контекстуализацию Ислама
Эти дебаты должны поспособствовать не столько тому, чтобы были вынесены фетвы или даны четкие формулировки для решения насущных проблем, а тому, чтобы мусульмане с разными точками зрения могли отстаивать собственные интересы в открытых дискуссиях.
В предисловии к первому докладу, написанному главным муфтием Боснии Мустафой Церичем, перед читателем ставятся такие вопросы «Как жить в таком мультикультурном обществе как Великобритания и оставаться мусульманином? Чем мусульманам приходится жертвовать, живя в плюралистическом обществе Великобритании?». Церич отвечает на эти вопросы так: «Будьте мудры, храбры и проницательны – всегда прислушивайтесь к тому, что нам сказано в Священном Коране».
Путешествие в контекстуализацию Ислама в Европе может быть очень долгим, почти бесконечным, и в нем мы можем столкнуться с жесткими аргументами, потому как путь не всегда бывает простым. Но, однако, это путешествие обещает быть интересным, и из него можно вынести для себя много полезного.