В связи с приближающейся Универсиадой, которая стартует в июле в третьей российской столице - Казани, республиканские власти решили повысить меры безопасности. В город были приглашены сотрудники правоохранительных органов из разных городов России, таких как Ярославль, Пермь и другие. Численность блюстителей порядка увеличилась на 23 000 полицейских! И что из этого вышло?
Кстати, их число почти в два раза превышает число гостей, приглашенных на спортивные студенческие игры – 13 000. Теперь каждый перекресток охраняет как минимум двое полицейских. Но вот количество, вопреки ожиданию, никак не переходит в качество. Видимо «понаехавшие» полицейские не совсем правильно поняли, кого им надо защищать. И от кого.
«Мусульманин» значит шахид
Известная татарская теле- и радиоведущая Сюмбель Валиуллина оказалась жертвой такого непонимания силовиков, имеющих свои, специфические, представления об угрозах мирному населению. Когда она возвращалась в столицу из загородной поездки, то была остановлена на одном из центральных контрольно-пропускных пунктов Лаишево, где дежурили примерно 15 блюстителей порядка. Пока один из сержантов придирчиво изучал документы, Сюмбель в зеркале заднего вида увидела, как один из сержантов, испуганно крутил рукой вокруг своей головы. То есть подавал сигнал: осторожно – хиджаб! Заметив жесты сигнальщика, другой полицейский строго спросил: «Что, шахидка что ли?».
«Я вышла из машины и потребовала у полиции объяснений. Меня просто шокировало то, что представители силовых структур не имеют понятия о тех терминах, которые они употребляют», – рассказывает Сюмбель.
Так и не получив никаких объяснений, она уехала домой. С документами у нее был полный порядок.
Хиджаб как главная угроза
Пара Рината и Алины несколько лет назад переехала из Казани. Однако молодые люди решили не бросать учебу – оба являются студентами Российского исламского университета. Перейдя на заочное обучение, молодожены периодически наведывается в столицу для сдачи экзаменов. Так было и в этот раз, когда они ехали в Казань для сдачи летней сессии. Алина была одета в традиционную исламскую одежду – хиджаб.
Однако въезжая в город, молодые люди были остановлены гаишниками, которые внимательно не только проверили документы, но тщательно обыскали всю машину. Нашли только религиозную литературу, которую студенты привезли с собой. Не найдя ничего подозрительного, полицейские разрешили им продолжить путь.
Но, въехав в город, муж с женой вновь увидели, как эти же самые полицейские преследуют их на машинах с мигалками. Пришлось остановиться. Бдительные силовики заявили, что им необходимо сфотографировать студентов.
Фотосессия, естественно, не обрадовала студентов. Но что делать? И только потом Ринат и Алина продолжили путь. В глубоком недоумении.
И что за диво издалека?
Вроде полицейские прибыли не из другой страны, живут в том же государстве. Где нет государственной религии. Где задача полиции – защищать людей, а не преследовать их, если они не по форме одеты.
Или им перед командировкой не прочитали лекцию, куда они едут? И они не представляли себе, что в этом регионе большинство жителей исповедует Ислам? И за ношение крестиков здесь не преследуют? И что Татарстан отличается развитой исламской инфраструктурой и лучшим Исламским университетом?
«Для нас эти случаи просто уникальны», – рассказывает Сюмбель. «Женщина в платке, даже если она за рулем, является нормой в Казани», – говорит журналистка.
Полицейские, видимо, не понимают эту норму. Их, наверно, учат таких подозревать.