Просвещение

Дар Европы мусульманскому миру

Вайс привлекал к себе внимание колоритной внешностью и необыкновенной эрудицией

     

Его именем гордятся сразу несколько государств Европы и мусульманского Востока. Еврей из Львова, гражданин Австро-Венгрии, немецкоязычный журналист, публицист и ученый - один из тех, кто стоял у истоков пакистанского и саудовского государств и оставил огромный след в исламской мысли XX в. «Он был истинным даром Европы мусульманскому миру», - эту, может быть, лучшую характеристику Леопольду Вайсу дал известный немецкий дипломат и общественный деятель Мурад Хофман.

В 2008 г. место перед главным входом в штаб-квартиру ООН в Вене получило имя «Muhammad Asad Platz». Это первая площадь, названная в Западной Европе в честь мусульманина. Между тем, на исторической родине имя этого, поистине, гражданина мира, известно лишь узкому кругу специалистов.

Леопольд родился в 1900 г. в Галиции, относившейся тогда к империи Габсбургов. Дед его был ортодоксальным раввином, отец – преуспевающий адвокат. Он был очень способным ребенком. Юноша также хорошо ориентировался в иудейских священных текстах, как и в светских науках.

Путь способного иудейского мальчика в Мекку

В его жизни поворотным моментом явилась встреча с женой Горького Екатериной Пешковой. Он сумел взять у нее откровенное интервью о масштабах голода в Поволжье, которое стало его «путевкой в жизнь». После публикации сразу несколько крупнейших газет предложили ему сотрудничество.
Вскоре Вайс как корреспондент «Франкфуртер–цайтунг» и заручившись сверх того приглашением своего дяди, психиатра одной из иерусалимских больниц и известного фрейдиста, отправился на Ближний Восток. Его палестинские репортажи привлекли к молодому автору еще большее внимание. Он уже тогда резко и едко осуждает сионизм. В лицо будущему президенту Израиля Хаиму Вайцману он говорит все, что думает о еврейском радикальном национализме.
Объездив весь мусульманский мир, Вайс страстно полюбил его. Был даже в Советской Средней Азии. Свои наблюдения он изложил в многочисленных газетных очерках и нескольких книгах. Его сравнивают с английским путешественником прошлого века Ричардом Бертоном, открывшим озеро Танганьика, а еще чаще — с Лоуренсом Аравийским, другим европейцем, влюбившимся в Арабский восток.
В 1926 г. после долгого общения с выдающимся богословом Мустафой Мараги в Каире Леопольд принимает Ислам и имя Мухаммад Асад. «Вера нашла меня в потоке лет, без всяких усилий с моей стороны, моя история – всего лишь история о европейском открытии Ислама», – рассказывает он в «Дороге в Мекку», переведенной на многие языки.
Позже он признал, что понять Ислам и религию вообще ему помогли знания Иудаизма. Леопольд стал одним из первых и немногих европейских евреев, ставших мусульманами.
Он изучает Ислам в Аль-Азхаре. А позже с женой, тоже ставшей мусульманкой, возвращается в Аравию.

Государства собственными руками

В сердце Леопольда-Мухаммада особенно запала Аравия, которая тогда была совсем не той, которую мы знаем сегодня – нефтяные богатства сильно изменили пустынный край. Вайс подружился с королем Абдуль-Азизом ас-Саудом, который, по его признанию поверял ему «сокровеннейшие мысли». «У меня роман с этой страной… Даже покидая этот край, человек будет мучиться ностальгией в красивейших и богатейших странах мира», – писал он. Мухаммад Асад внес огромный вклад в становление нового государства на Аравийской полуострове.
В середине 30-х он знакомится с выдающимся пакистанским поэтом и философом Мухаммадом Икбалом. Их на многие годы связала глубокая дружба и общность устремлений. С подачи Икбала Асад становится одним из теоретиков мусульманской государственности в британской Индии, знакомится с Мухаммадом Али Джинной, основателем Пакистана, содействует выпуску первых газет на языке урду. Асад считает, что без своего уголка Исламу не выжить в индуистском людском море.
«К моменту выделения Пакистана из Индии в 1947 году авторитет Асада был столь высок, а вклад столь несомненен, что он, журналист, был приглашен в состав руководства нового независимого государства», – пишет Юрий Колкер в своей работе, посвященной знаменитому восточноевропейцу. Сначала Вайс возглавляет ближневосточный отдел МИДа, а затем становится полномочным послом Пакистана при ООН.
Работая в Нью-Йорке и Париже он привлекал к себе внимание как колоритной внешностью, так и необыкновенной эрудицией. Независимость стран Африки, палестинские дела, египетская революция, статус Пенджаба и Кашмира, пакистано-индийские отношения — вот неполный перечень проблем, в обсуждении и решении которых участвовал Асад.
Но в 1955 г. ему приходится уехать из Пакистана. Он не смирился с военным переворотом Аюб-хана и упразднением Конституции, одним из автором которой он был. Другой пакистанский руководитель, генерал Зия уль-Хакк, уже в 1980-е годы, тоже искал дружбы Асада, но погиб в авиационной катастрофе прежде, чем тот успел ответить ему.

После бурь

Выйдя в отставку, Асад селится в Марокко и все свои силы отдает переводу на английский Корана. Труд всей его жизни выходит лишь в 1980 году с посвящением: «Для людей разумеющих». В Марокко увидели свет и другие работы Мухаммада: «Принципы мусульманского государства», перевод «Сахиха аль-Бухари»: «Ранние годы Ислама» и др.
В конце жизни он возвращается в Европу. Оседает в испанской Андалузии, которая будучи христианским регионом, еще хранила память о веках Ислама. Здесь Асад встречался с арабскими высокопоставленными деятелями и дописывал свою автобиографию.
Асад был женат трижды. Эльза умерла еще в Саудовской Аравии, до поездки в Индию. Вторая жена, дочь одного из палестинских племенных шейхов, родила ему единственного сына и тоже умерла молодой. Свою третью жену, Полу, польку родом из Бостона, он встретил в Америке, когда представлял Пакистан при ООН.
Мухаммад умер в 1992 г. Он похоронен на крошечном мусульманском кладбище в Марбелле.

Мухаммад Асад не чужой и для России

В современной Украине имя Леопольда Вайса мало кому, что говорит. Аналогичная ситуация и в России — а ведь для нас этот выдающийся деятель тоже не посторонний, учитывая, что Львов — в каком-то смысле и наш город.
А вот, например, в Австрии Асад известен куда лучше, не говоря уже об арабском мире и Пакистане. На состоявшейся недавно в Киеве крупной международной конференции, посвященной Асаду, австрийский посол на Украине Вольф Хайм отметил, что творческое и научное наследие Вайса является неотъемлемой частью культуры его страны. Для европейцев он является источником познания мусульманского мира через призму европейского менталитета. Кстати, в империи Габсбургов Ислам был официально признан еще в 1912 г.
Украинские мусульмане — наверное, единственные в своей стране, кто пытается популяризировать имя Леопольда Вайса. Но его наследие может иметь не только религиозно-просветительское приложение, но и практическое — это мост для современной Украины как в Европу, так и в исламский мир.
Одна из немногих попыток рассказать миру о Мухаммаде Асаде – фильм режиссера Георга Миша, некоторые эпизоды которой снимались во Львове. Кинолента уже завоевала различные призы на фестивалях от Иерусалима до Ванкувера.

Мысль и дело

Вайс проявил себя как нестандартный исламский мыслитель. Так, именно он сумел настоять на внесении в Конституцию Пакистана статьи, открывающей женщинам путь к высшим государственным должностям. Впоследствии это позволило стать премьер-министром легендарной Беназир Бхутто.
Асад настаивал, что между принципами демократии и Исламом существует глубинное родство. Вот что он писал: «Худуд — не начало, а конец Шариата, начало же – в правах человека. В Исламе нет наказания, которому бы не соответствовали определенные права…».
Также он еще в начале XX в. подчеркивал опасность любого фанатизма. Асад говорил, что любой экстремизм, оказываясь во власти, непременно перерождается в тоталитаризм и диктатуру. Леопольд пропустил эту проблему через себя — его родители погибли в нацистских лагерях.
Интересно, что Асад не принял иранскую революцию. Он даже не считал ее исламской и осуждал за жестокости и крайности, резко критиковал Хомейни. В ответ его обвиняли в работе на саудовский двор, с которым у него на протяжении всей жизни сохранялись хорошие отношения. Однако в 80-е саудовцы сами все чаще атаковали Асада за реформаторские идеи.
Леопольд Вайс – свидетель и участник процессов развития исламского мира колониального и постколониального периода. На его глазах рождались, его руками строились и погружались в пучину своих проблем новые государства. Столько и так глубоко с европейской доходчивостью о том, что происходило, не писал, наверное, еще никто.

Автор: Абдулла Ринат Мухаметов
подписаться на канал
Комментарии 4
  • Мусульмане любят Европу!Только христиане им могут дать столько...
    46-летний турок Камаль и его 42-летняя жена Шадия, принявшие участие в опросе, имеют 10 несовершеннолетних детей. Камаль признался, что живут они на пособия от государства. Более того, он никогда не работал и даже не окончил среднюю школу. При этом совокупный доход семьи составляет 3000 евро, плюс бесплатное жилье, медицинское обслуживание и пользование транспортом. Для получения пособия он регулярно ходит на биржу труда (Bundes Agentur für Arbeit), чтобы поставить там отметку об отсутствии работы. При этом он жалуется, что не может работать из-за проблем со здоровьем.

    В то же время живущий по соседству с Камалем немец Дитер работает каждый день по 8 часов в почтовой компании и зарабатывает при этом в месяц не более 800 евро. После вычета всех текущих расходов и оплаты квартиры у него остается около 400 евро.

    Немецкую систему выплаты пособий на детей турки научились использовать с максимальной для себя выгодой. Любая турчанка, имеющая гражданство Германии, может без труда выехать на время в Турцию и вернуться оттуда уже с ребенком, взятым на время у родственников. Свидетельство о рождении в Турции можно купить за 10 долларов.

    На границе она объясняет, что этого ребенка она родила во время пребывания в Турции, а по прибытии в Германию она оформляет, как положено, рождение ребенка и начинает получать за него 200 евро ежемесячно.

    Социальные пособия стали основой жизни турецкой общины в Германии, считают исследователи Мюнхенского университета.

    Учительница одной из немецких школ рассказала, как в ответ на вопрос "Кем вы хотите стать в будущем?" большинство турецких учеников ответили - "социальным иждивенцем" (Hartz IV Empfänger). Одна из девочек объяснила это так: "Я хочу по утрам долго спать и всегда иметь достаточно денег - как мои родители".
    А теперь скажите,что ждёт христианина в исламской стране?
    (-353)
    15 июня'2013 в 21:29
    • wp/r88, не наговаривайте на мусульман. Христианина в исламском государстве ждет участь получше той, которая досталась Камалю. Там будут ко всем относиться одинаково, будет высокий уровень жизни, будет справедливость и гуманность. Все то, чего нам сейчас так не хватает. А посмотрите что сейчас творят люди! Алкоголь, наркотики, убийства, беспризорники, голодающие, практически нищие пенсионеры, всюду распутство, бесчинство и кровопролитные побоища. Исламское государство решит все эти проблемы раз и навсегда.
      (2633)
      16 июня'2013 в 11:16
      • Умм Мухаммад, Не болтай а приводи примеры!Христиане бегут из исламских стран.
        ...относиться одинаково, будет высокий уровень жизни, будет справедливость и гуманность...
        Ты сам-то веришь в эту чушь?!
        (-353)
        16 июня'2013 в 16:08
        • К тому-же в отличии от Запада иммигрантов не любят в арабских странах.
          Вот пример.Иммиграция в ОАЭ не представляется удачным выбором, так как не гарантирует права иммигрантов. В стране отсутствуют возможности оформления не только второго гражданства/ второго паспорта, но даже невозможно оформление ПМЖ.приехавшие туда лишены почти всех льгот которые действуют для местных жителей,а христиане не будут иметь и того минимума,что другие приехавшие мусульмане.А что говорить о других более бедных странах?
          (-353)
          16 июня'2013 в 16:16