Среда обитания

Война с мигрантами. Почему Ткачев проигрывает?

Проблема незаконной миграции – обратная сторона экономического успеха Краснодарского края. Инвестиции, олимпийская стройка, курортный сезон и возведение жилых микрорайонов требуют все новых и новых рабочих рук. «Дешевых и без социальных обязательств» – уточняют предприниматели. «Согласных «отстегнуть» при проверках» – вторят им коррумпированные чиновники и полицейские. Поэтому сколько бы губернатор Ткачев ни объявлял «последний бой» гастарбайтерам, аффилированный с местной администрацией бизнес и дырявая правоохранительная система не способны что-то изменить. Потому что у них другие интересы.

     

Построил Олимпиаду – и домой

4 июня губернатор Краснодарского края Александр Ткачев посвятил региональный совет безопасности проблемам миграции. В традиционно эмоциональной манере глава Кубани заявил: «Беда не в количестве приезжих, а в их отношении к нашей культуре, традициям, да и, вообще. Многие из приезжих на них, как говорится, плевать хотели. Языка не знают, и учить не хотят. Ведут себя по-хамски, провоцируют конфликты. Доходит и до откровенного криминала!», сообщив, что сразу же после завершения олимпийской стройки, на которой трудятся тысячи иностранцев, все они под контролем властей отправятся домой.

Реальность такой перспективы вызывает большие сомнения. С легкостью покинуть одну страну и переехать в другую могут востребованные высококвалифицированные специалисты. Рядовым строителям вряд ли светит перспектива трудоустроиться на родине, поэтому они будут всеми правдами и неправдами стремиться закрепиться в Сочи. Да и невозможно отследить тысячи мигрантов на протяженном побережье олимпийской столицы. В крайнем случае, они могут на время затаиться в соседней Адыгее.

Выдворение нелегальных гастарбайтеров потребует от властей коллосальных сил и средств, которых сегодня просто нет. Это будет расплатой за то, что получивший олимпийские подряды крупный бизнес сэкономил на рабочих, наняв нелегалов. Заметьте, строительство спортивных объектов почти не дало рабочих мест россиянам – через официальные программы трудоустройства предлагались, как правило, вакансии с окладов в 10-15 тысяч рублей, в то время, как работа с высокой зарплатой чаще распределялась посредством частных структур.

Любопытно, но о бескультурье «понаехавших», их преступных склонностях и том, что «если срочно не принять мер, может выйти из-под контроля»,  кубанский губернатор заявляет фактически весь свой губернаторский срок. С начала 2002 года, после коронного выступления Александра Николаевича про «незаконность» носителей фамилий на «-ян», «-швили», «-дзе», «-оглы» и развернувшейся в федеральных СМИ кампании против Ткачева, власти региона активно комментировали данную тему.

 «Я объявляю им войну»

Если сегодня главные аргументы против гастарбайтеров – нежелание социально адаптироваться и криминализация, то десять лет назад обывателя пугали терроризмом и нехваткой рабочих мест. В марте 2002 года руководитель регионального управления ФСБ генерал Алексей Шишков заявил, что искусственное создание межнациональной розни и рост преступности служат одним из способов конкурентной борьбы за поставки газа и морские перевозки на Черном море. По данным силовиков, «вал этнической миграции» приходился как раз на районы, близкие к портам и нефте-газопроводам.

К тому же, писала пресс-служба администрации Краснодарского края, «мигранты, как более дешевая рабочая сила, вытесняют местное население с рынка труда. Все это, в целом, вызывает падение жизненного уровня населения и резкое недовольство, проявляющееся по этническому признаку». Другая проблема, о которой говорил губернатор, социальное обеспечение: «У нас нет дополнительного финансирования на обучение детей незаконных мигрантов в школах, на медицинское обслуживание. Подавляющее число этих мигрантов не заняты в производственной сфере. Они «отжимают» местное население из выгодных сфер бизнеса – торговли, сферы обслуживания».

Сегодня вопросы с импортом терроризма, рабочими местами и наполнением бюджета вроде бы решены. Поэтому власти делают основной упор на конфликтность «понаехавших».

С сентября 2003-го и каждый последующий год кубанский губернатор требует от МВД тотальных проверок по местам компактного проживания незаконных мигрантов. Десять лет назад Александр Ткачев заявил: «Война будет жестокой, но мы в ней победим. У бандитов нет национальностей. Мы боремся не с национальностями, а с незаконными мигрантами. Я объявляю им войну».

Тогда ситуацию на Кубани сравнивали чуть ли не с Косово, но не удалось сломить слабое звено всей кампании против незваных гостей – коррупцию. На одном из совещаний в апреле 2002 года вице-губернатор Леонид Баклицкий (через восемь лет сам осужденный за взятки) рассказал, как краевая администрация проверила исполнение миграционного законодательства на местах. Подставная женщина обратилась к чиновникам в черноморских городах с просьбой устроить ей прописку. За это на одном курорте попросили 700 долларов, на другом 800. И еще сообщили, что ей повезло – с неславян взяли бы в два раза дороже. Торговля пропиской шла после жестких заявлений Ткачева и объявленной войны с мигрантами.

Сегодня ситуация не изменилась. Правда, из-за высокой конкуренции расценки снизились.

Расплата за империю

Кубанские борцы с незаконной миграцией не понимают ее основополагающей причины. Приезд равшанов и джамшутов, а также рабочих из кавказских республик – расплата за имперские интересы. Исторически Россия включала Среднюю Азию и Кавказ в зоны своего влияния и теперь оказалась сопричастной к судьбам живущих там народов. Большинство нынешних мигрантов выросли уже в постсоветском обществе и не помнят «союз нерушимый», но ментальная память позволяет им возлагать экономические надежды на нашу страну.

Неправда и то, что Краснодарский край будет «не только поощрять, но и просто переманивать на Кубань специалистов дефицитных профессий» из других стран,  о чем заявил в своем послании Законодательному собранию в этом феврале Александр Ткачев. Потому что высокотехнологичных мест, где они смогут применять свои знания, практически не создано и те, что есть, заняты россиянами. Трудно же поверить, что при острой нехватке врачей в районную поликлинику допустят работать терапевта из Таджикистана.

Рецепт борьбы с незаконной миграцией крайне банален – неотвратимость наказания и борьба с коррупцией. Имеющиеся законодательные нормы уже позволяют жестко спросить с «понаехавших» и тех, кто использует их труд. Показательные примеры в Краснодарском крае, когда работодателя оштрафовали на сотни тысяч рублей за каждого выявленного мигранта – тому наглядный пример. Все дело в том, что подобные меры действуют крайне выборочно.

Бизнесу и «кормящейся» от мелких нарушений бюрократии нелегальные мигранты выгодны. Легче пообещать 15 тысяч гастарбайтеру, которого через два месяца можно спровадить как нелегала, чем платить белую зарплату с налогами россиянину. Полиция и ФМС об этом прекрасно знают, но возможность «стрельнуть» у иностранца несколько сот рублей при проверке перекрывает опасность криминального пути доведенного до отчаянья гостя. Однако это уже вопросы вовсе не к Ткачеву.

подписаться на канал
Комментарии 1
  • двойные стандарты везде, что им желающим жить лишь ради собственной выгоды, только и поступают в соответствии с ней!
    (3004)
    8 июня'2013 в 19:34