Тема судного дня, конца света и прихода имама Махди интересует многих. И тема эта очень важная и сложная одновременнно, потому что хадисы Пророка (мир ему и благословение) о появлении Махди разбросаны в разных книгах, и выяснить этот вопрос не просто.
В первую очередь мы будем говорить о его имени. Он известен под именем Мухаммад ибн Абдиллях аль-Хасани аль-Галими. Ибо Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если этому миру не останется ничего, кроме одного дня, Аллах удлинит этот день, чтобы послать человека от меня». Также в других риваятах сказано: «Из моего семейства, имя которого будет подобно моему имени, имя отца которого подобно имени моего отца». В другом хадисе сказано: «Дни не иссякнут, и не пройдёт век, пока арабами не завладеет человек из моего семейства, имя которого такое же, как у меня». Также есть другой хадис, где Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Непременно землю покроет несправедливость. Когда земля переполнится жестокостью и несправедливостью, Всевышний ниспошлёт человека от меня, имя которого такое же, как у меня». Также многие другие хадисы подчёркивают то, что его будут звать Мухаммад ибн Абдиллях, т.е. Мухаммад, сын Абдуллаха.
Что касается его имён, то самое распространённое – Махди. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Имя «Махди» подобно моему имени, а имя отца будет подобным имени моего отца». Из этого хадиса мы понимаем, что он будет известен больше как Махди. Но звать его будут Мухаммад ибн Абдиллях. По поводу этих прозвищ даются разные объяснения. Махди – не случайное прозвище для него, оно имеет смысл.
Как говорит Кабул Ахбар, где он объясняет, почему именно «Махди»: «Прежде всего, давайте познакомимся с прямым переводом этого слова. «Аль-Махди» означает «наставленный к тому, к чему он будет наставлен».
Его зовут Махди, потому что он будет направлен к свиткам Торы, и вытащит их из горы в Сирии, к ним призовёт иудеев, и в связи с этим в Ислам придут толпы иудеев. Так же он объявит и о Библии». Речь идёт, конечно, о Торе и Библии в первозданном виде, он их найдёт и объявит об этом. И они узнают о том, что было неизвестно до сих пор относительно религии Ислам, относительно Посланника Мухаммада (мир ему и благословение), и, естественно, примут Ислам. Ситуация будет такой, что Ислам будут представлять больше бывшие христиане и иудеи, нежели арабы и те люди, которые сегодня представляют Ислам. И вот основной хадис (приводит Муслим в своём сборнике достоверных хадисов), где Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Судный день не наступит, пока римляне не будут представлять большую часть мусульман».
Он будет известен ещё под прозвищем «аль-Джабир». Слово «Джабир» означает «тот, кто сглаживает сердца». До пришествия Махди земля будет переполнена жестокостью, будет распространяться несправедливость, и, конечно, сердца людей, живущих в такой ситуации, будут в отчаянии. Появление же Махди облегчит участь многих угнетённых, ущемлённых, бедных людей, и он вылечит их сердца, поэтому его называют Джабир. Такое объяснение даётся второму прозвищу.
Теперь расскажем о его родословной. Он из рода Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Более точно сказано в хадисах Пророка (мир ему и благословение). Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах) рассказывает, что Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Аль-Махди будет из моего семейства, из сыновей Фатимы (да будет доволен ею Аллах)». И, согласно убеждению ахлю сунны валь-джамаа, Махди будет из рода дочери Пророка (мир ему и благословение) – Фатимы (да будет доволен ею Аллах), еще точнее, непосредственно из потомства сына Фатимы и Али (да будет доволен ими всеми Аллах) – Хасана. И хадисов, которые указывают на этот факт, тоже достаточно. Есть высказывание Али (да будет доволен им Аллах), которое приводит Абу Исхак, когда взглянул на своего сына: «Мой сын – саид (как его назвал сам Пророк (мир ему и благословение)) и из него выйдет человек, который будет носить имя вашего Пророка и который будет подобен вашему Пророку нравом, но не обликом». Кроме того, есть слова Пророка (мир ему и благословение), где он говорит: «Мой внук – саид, Всевышний примирит благодаря ему два огромных народа, от него выйдет человек, который будет подобен мне нравом и не будет подобен обликом». Кроме того, очень много аргументов и хадисов Пророка (мир ему и благословение), которые говорят о появлении Махди. Кроме того, появление Махди из рода Хасана тоже не случайно. Во-первых, Хасан – это сын сподвижника Али, он всю жизнь не отличался высоким положением в обществе, особенно избегал должности правителя, судьи и предпочитал быть человеком простым, нести ответственность только за себя и свою семью, боясь большой ответственности перед Аллахом. И появление человека, который спасёт мир от жестокости, от несправедливости и, в конце концов, станет последним правителем мусульман – это дар Всевышнего Хасану за его отказ от должностей и карьеры. И, кроме того, есть ещё сходство между ними: так же, как и Хасан (да будет доволен им Аллах), всю жизнь избегавший высокого положения и ответственности, Махди тоже будет вынужден взять на себя эту миссию без какого-либо стремления к этому. Потому что, согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), он будет настигнут мусульманами, когда будет находиться в бегстве от этого. Его буквально поймают, приведут в мечеть Мекки, и там убедят в том, что он должен взять на себя эту миссию и ответственность.
Также нельзя забывать о том, что вера в появление Махди – это неотъемлемая часть акыды (вероубеждения) ахлю сунна валь-джамаа, так же, как существование ангелов и загробного мира, это нам известно из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и о Махди также было сказано в хадисах Пророка (мир ему и благословение). И ни один мусульманин не имеет права сомневаться в появлении Махди, и обязан в это верить.
Статья составлена по материалам проповедей,
прочитанных в Центральной джума-мечети
г. Махачкалы.