Телесюжет «Агрессивный ислам. Ставрополье раскололось на своих и чужих», сделанный усилиями ВГТРК, следует расценивать как инструмент политической борьбы. Кто персонально ее ведет, еще предстоит понять, но очевидна цель – губернаторское кресло Валерия Зеренкова.
В том, что подоспела необходимость его смены – сомнений нет. Да только методы борьбы кремлевские кланы используют крайне провокационные и взрывоопасные. Аукнуться может по всему Кавказу.
Нерешительная Москва
Почему отставку Валерию Зеренкову прочили именно в мае? Ведь именно этот месяц так богат на праздники – обитателям Кремля, вроде, не до региональной политики. А май оказался переломной датой по следующей причине.
8 сентября в России пройдет Единый день голосования (как известно, нынче он будет единожды в год). Именно в этот день губернаторские выборы по плану должны были состояться в девяти регионах, в том числе в таких крупных, как Московская и Владимирская области, Забайкальский и Хабаровский края. Правда, из числа этих девяти территорий в Дагестане и Ингушетии парламентарии решили отказаться от прямых выборов губернаторов (такое право регионам теперь дает новый федеральный закон).
Срок назначения губернаторских выборов – не позднее 23 июня нынешнего года, поэтому уже с конца апреля в «плановых» регионах развернулась активная агиткампания. Самая яркая, конечно, в Подмосковье, где на пост губернатора намерен баллотироваться лидер «Гражданской платформы» Михаил Прохоров.
А вот на Ставрополье все это время была полная апатия: ни депутаты, ни губернатор даже не высказывались публично по поводу того, стоит ли отказываться от прямых выборов (молчат – значит, поддерживают существующую, демократичную, систему). Только коридоры власти полнили слухи: вот-вот, мол, Кремль соберется с силами и отправит в отставку Валерия Зеренкова. При этом был бы, разумеется, назначен исполняющий обязанности – который, по законам жанра, и пошел на выборы 8 сентября от «Единой России».
Правда, чем ближе крайний срок по назначению губернаторских выборов, тем очевиднее, что Зеренкова Москва менять не намерена. По крайней мере, в нынешнем году: ведь если на Ставрополье выборы не пройдут в «плановые» сроки (8 сентября), то вряд ли их стоит ждать вообще, до Нового года. А уж потом Москва, может, и решится.
Кто – в лес, кто в – генпрокуратуру
Отнюдь не случайно в то время, пока в Кремле всерьез раздумывали, стоит ли менять Зеренкова, на «президентском» телеканале «Россия-1» появился сюжет с жестким названием «Агрессивный ислам. Ставрополье раскололось на своих и чужих». Сразу после этого «Кавказская политика» подробно проанализировала форму и содержание сюжета, фактические ошибки его авторов и даже спрогнозировала возможную реакцию.
Репортер Евгений Попов концентрирует внимание на тех проблемах Ставрополья, которые связаны с «демографическим дрейфом»: это ночные лезгинки и массовые драки на улицах, хиджабы в школах, нелегальное строительство мечетей. Сразу после передачи чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев обвинил автора сюжета и руководство ВГТРК ни много ни мало в «разжигании межнациональной розни».
Появление телесюжета вызвало аналогичную реакцию и в верхах Ставрополья: краевые депутаты на планерке «разнесли» ВГТРК в пух и прах, обвинив в «раскачивании лодки». Правда, если Нурди Нухажиев намерен обратиться с заявлением на имя генпрокурора (чтобы тот проверил на экстремизм «Россию-1»), то парламент Ставрополья оказался более сдержан и взвешен – никаких обращений и жалоб депутаты готовить не намерены, ибо понимают, что всё это пустое.
Проблемы, показанные Евгением Поповым в телесюжете «Агрессивный ислам», безусловно, в реалиях сегодняшнего Ставрополья присутствуют. Но мешать на мольберте только темные краски, отбрасывая все светлое, – это и есть пропаганда. Собрать воедино многочисленные скандальные факты, даже не попытавшись понять и оценить их предпосылки и сценарии развития ситуации – это пропаганда.
Но зачем это всё? Потрафить кавказофобским вкусам московской публики – вряд ли это было основной задачей массированной и целенаправленной «работы» ВГТРК на Ставрополье, которая ведется в последние полгода. На мой взгляд, скандальный сюжет делался только с одной целью – продемонстрировать, что власти Ставрополья теряют (или уже потеряли) контроль над миграционной и межэтнической сферами жизни края. И тем самым плавно подвести к выводу: команду Зеренкова пора менять.
Мене, текел, фарес…
Как мне намекнул один высокопоставленный телевизионный функционер, причины появления этого фильма именно в этом и стоит искать. Комментируя мою публикацию из «Кавказской политике», вывешенную на моей личной страничке в Facebook, директор Ставропольской ГТРК Петр Васильев написал буквально следующее:
«Второй материал Попова надо рассматривать в увязке с пресс-конференцией [президента] 12 декабря, когда президент на вопрос, чем, мол, успокоить народ на Ставрополье, очень четко и подробно ответил… Местной власти надо лучше работать и решать вопросы, и далее последовало перечисление, какие именно вопросы надо решать.
Вот и приехал корреспондент президентского канала посмотреть, как, собственно, исполняется поручение начальника. А главной репрезентативной группой для исследования были простые люди, а не чиновники, что совершенно естественно».
Видимо, автор сюжета Евгений Попов и впрямь услышал мало позитивного от жителей Ставрополья (а если и услышал, то в эфир это не вышло). Кому же понравятся ночные лезгинки на улицах или захват приезжими пастбищ на селе? Мало кто из русских одобрит, что умма тайком строит на окраине города огромную мечеть. Равно как и сами мусульмане чувствуют себя ущемленными, поскольку им негде молиться – оттого ведь молодежь и слушает не имама, а «левые» проповеди чужаков в Интернете.
Конечно, всё это есть – и в жизни, и в репортаже ВГТРК. Но только ли перед Ставропольем сегодня стоит проблема «демографического дрейфа» и «миграционного прессинга»?! Глядите-ка, что творится в благополучной Швеции, которую даже советские руководители почитали за образец «социализма с человеческим лицом». Да что далеко ходить – гляньте на Краснодарский край, где «батька» борется с мигрантами и иноверцами жесточайшими методами, считая их едва ли не личными врагами?!
Не выгораживаю власти Ставрополья, поскольку понимаю – национальная политика есть самая слабая их позиция. Занимаются «националкой» в крае люди не просто некомпетентные, а случайные – что социально опасно. Как если хирургический скальпель вручить в руки счетовода.
Реальная деятельность лишь имитируется, подменяясь бесконечной чередой всяческих «этнических советов» и «круглых столов». Ну, а верхом продуктивности эти чиновники считают «формирование краевой группы блоггеров… для доведения объективной информации о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений».
Пропаганда – дело, конечно, важное, учитывая то, что против светских властей, правоохранителей и даже церковников Ставрополья в Интернете развернута настоящая информационная война. Ультраправыми, разумеется. Но только не получится ли, как у Ходжи Насреддина: сколько ни говори «халва» – во рту сладко не станет. Чтобы было о чем красиво (и правдиво!) писать в Интернете, надо что-то делать.
Не ждите чуда Пехлеви
Набор инструментов, которые есть в руках у Валерия Зеренкова и его министров, – ограничен. Понятно, что политику России на Северном Кавказе определяет федеральный центр. Даже если главой Ставрополья вдруг бы стала «железная леди» Маргарет Тэтчер или шах Мохаммед Пехлеви, то даже таким недюжинным реформаторам мгновенно изменить гуманитарную ситуацию в регионе все равно оказалось бы не под силу.
В России невозможно быть управленцем, встроенным в «вертикаль власти», и быть свободным от нее. Главы регионов – лишь проводники тактических решений, не выходящих за рамки верховодящей «политической воли». А значит, причины всех гуманитарных – миграционных, демографических, межэтнических, межрелигиозных и многих иных – проблем регионов Северного Кавказа (и Ставрополье не исключение) коренятся в Москве.
Столь рьяная борьба за позиции глав регионов вовсе не альтруистами ведется, живущими заботами о народе. Иначе бы они не использовали такие методы, как «заказ» пропагандистских роликов в прайм-эфире центрального телевидения (да-да, это я про «Агрессивный ислам»).
Но это вовсе не значит, что в губернаторских креслах должны сидеть столь откровенно провальные, непопулярные и бездеятельные личности калибра Игоря Слюняева или Сергея Дарькина.
Любой политический режим (даже авторитарный) дает возможность выбора между политиками хорошими и лучшими. И мы достойны лучших! А когда на региональном уровне накопится «критическая масса» таких – которые жить по-старому (в вечном поиске врагов, вечной вражде наций и религий) больше не захотят – то начнет меняться и федеральная «повестка дня». В человеческую сторону.
А вот и сам скандальный сюжет: