Приводит ибн Саъд от Аслама, что он сказал: «Когда был год засухи, собрались арабы со всех сторон и прибыли в Медину. В то время Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) уже приказал людям стоять над ними и распределять им пищу. Ими были Язид ибн Ухт ан-Намир, аль-Мисвар ибн Махрама, Абдуррахман ибн Абдуль Къарий, Абдулла ибн Атаба ибн Масъуд (да будет доволен ими Аллах). Всегда когда наступал вечер, они собирались у Умара и оповещали его обо всем. Каждый из них был в определенной стороне Медины, и бедуины протягивались от Раъсу ас-Санийя до Ратиджа, до племен Бану Хариса, Бану Абд-аль-Ашхаль, до аль-Бакыъ, до племени бану Къурайза. И среди них в одной стороне было племя Бану Сальма. Они окружили Медину, и я слышал, как Умар сказал в одну из ночей после того, как люди поужинали: «Посчитайте тех, кто поужинал у нас». И их оказалось семь тысяч человек. Он сказал: «Посчитайте и те семьи, которые не пришли, а также больных и детей». И их оказалось сорок тысяч!
Затем мы провели ночи, а число людей увеличилось. Он приказал посчитать их. И те, которые поужинали у него – их оказалось десять тысяч, а других пятьдесят тысяч. Так продолжалось, пока Аллах не ниспослал дождь. Когда пошел дождь, я видел, как Умар поручил каждому племени выйти в пустыню. Он давал им пищу и носильщиков. Я видел, как Умар выводил их сам». Аслам сказал: «Среди них были и те, кто умер. Я видел, как умерла третья часть и осталась треть. Возле котлов Умара стояли рабочие по утрам и готовили пищу, пока не проснутся все. Затем они кормили больных, готовя им муку на масле. Умар приказывал наливать масло в большие котлы, чтобы оно кипело и исчезла его горечь. Затем готовился хлеб из этого масла. И арабы согревались этим маслом. В год засухи Умар не ел ни в доме своих детей ни в доме своих жен, за исключением того, что ел он вместе с людьми, пока Аллах не оживил людей».
– Приводит ад-Динаварий, ибн Шазан и ибн Асакир от Аслама, что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) совершал обход ночью и, вдруг, он увидел женщину в середине её двора, а вокруг неё были плачущие дети. Возле неё был котелок, который она наполнила водой. Умар приблизился к дверям и сказал: «О рабыня Аллаха, почему плачут дети?». Она сказала: «Они плачут от голода». Он спросил: «А что это за котелок на огне?». Она ответила: «Я наполнила его водой, чтобы они уснули, думая, что в ней что-то есть». Умар заплакал, затем пошел в дом милостыней и взял оттуда мешок и наложил в него муку, жир, масло, финики, одежду и дирхамы пока он не наполнился. Затем сказал: «О Аслам, помоги мне». Я сказал ему: «О повелитель правоверных, я понесу за тебя». Он сказал мне: «Нет у тебя матери, о Аслам. Я несу его, потому что я ответственен за них в Судный день». Он нёс его, пока не пришел к дому женщины и, взяв котелок, он стал готовить что-то из муки, жира, фиников, и стал мешать все это руками, при этом поддувая под котелок. Я видел, как дым выходил из под его бороды, пока он не приготовил им. Затем он стал черпать руками и кормить их, пока они не наелись. После этого он вышел и стал следить за их обувью, словно он какой-то зверь. Я побоялся сказать ему что-то. И так продолжалось до тех пор, пока дети не стали играться и смеяться. Затем он стал и сказал: «О Аслам, знаешь, почему я стал следить за их обувью?». Я сказал: «Нет». Он сказал: «Я увидел, что они плачут и не захотел уходить, пока не увижу, что они смеются. А когда они начали смеяться, тогда мне стало хорошо». Так приводится в «Мунтахаб аль-Кянз». Приводится в аль-Бидая от Аслама, что он сказал: « Я вышел ночью с Умаром, и мы пошли в каменистую местность Вакым, а когда дошли до Сырар, то увидели огонь. Он сказал: «О Аслам, здесь люди, которых застала тяжелая ночь. Пойдем к ним». И когда мы пришли к ним, то увидели женщину с детьми. Затем он привел всё с таким же смыслом. И приводит ат-Табарий с таким же смыслом и с некоторыми подробностями.