С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем :
Имам аль-Джурджани сказал: “Джихад - это призыв к истинной религии”. См. “ат-Та’рифат” 1/107.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Языковое значение термина "джихад" – это приложение усилий. А шариатское значение слова "джихад" – это приложение усилий в борьбе с неверными. Это слово используется также для обозначения таких понятий, как борьба с собственной душой, борьба с шайтаном и борьба с нечестивцами.
Если говорить о борьбе с душой, то она выражается в изучении того, что связано с религиозными делами, применении полученных знаний на деле и передаче этих знаний другим.
Что касается борьбы с шайтаном, то суть ее состоит в том, чтобы противостоять тому сомнительному, что внушает человеку шайтан, и страстям, удовлетворение которых шайтан делает привлекательным для него.
Что касается борьбы с неверными, то она может осуществляться как руками, так и с помощью денежных средств, языка или сердца. Борьба же с нечестивцами осуществляется, прежде всего, руками, затем языком, а затем сердцем”. См. “Фатхуль-Бари” 6/15.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Джихад подразделяется на четыре уровня: джихад против самого себя, джихад против шайтана, джихад против неверующих и лицемеров, и джихад против приверженцев несправедливости, нововведений и порицаемых действий.
Джихад против самого себя также имеет четыре уровня:
Первый имеет место, когда приходится бороться с самим собой (с ленью, усталостью и т.д.) для изучения правильного пути и религии истины, без которых человек не обретет ни успеха, ни счастья в обоих мирах. Когда его знание оставляет его, он становится несчастным в обоих мирах.
Второй уровень – борьба с собой для выполнения действий на основе полученных знаний, ибо простые знания без действий становятся как минимум бесполезными, если не вредными.
Третий уровень джихада представляет собой борьбу в деле призыва к религии и обучения тех, кто не знает ее. В противном случае он станет из тех, кто скрывает ниспосланное Аллахом руководство и ясные знамения, и его знания не помогут ему и не спасут его от наказания Аллаха.
Четвертый уровень – борьба с самим собой в проявлении терпения к тяготам, встающим в процессе призыва к Аллаху, обидам от творений Аллаха, и стойком перенесении всего этого ради Аллаха
Что касается джихада с шайтаном, то у него имеется два уровня:
1. Борьба с ним для отражения тех порочных подозрений и сомнений о вере, которыми он наущает раба.
2. Борьба с ним для отражения тех порочных желаний и страстей, которыми он наущает (раба Аллаха). Поэтому после первого джихада появляется твердая убежденность. После же второго джихада появляется терпение. Вместе с обоими джихадами раб становится предводителем и наставником в религии Аллаха. Как сказал Всевышний Аллах: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Саджда, 24). И Пречистый Аллах сообщил, что предводительство в религии достигается лишь терпением и убеждением. Терпение отражает страсти и дурные намерения, а убеждение отражает сомнения и подозрения
Что касается джихада с неверными и лицемерами, то он имеет четыре уровня: сердцем, языком, имуществом и жизнью. И джихад с неверными в особенности совершается рукой, а джихад с лицемерами языком (речью).
Что касается джихада с вершителями притеснения, нововведения и порицаемых дел, то он имеет три степени. Первая: рукою, при наличии силы (къудра). Если же сил нет, то переходится к языку. Если и это невозможно, то – сердцем”. См. “Зад аль-ма’ад” 3/10-11.
Имам аль-Маргъинани сказал: “Джихад – это призыв к истинной религии и сражение душами и имуществом с теми, кто противится ее принятию. И джихад не был вменен в обязанность из-за своей сущности, поскольку в нем порча, как разрушение городов и потеря рабов. Однако он был вменен в обязанность для усиления религии Аллаха и отвержения зла от рабов Его”. См. “аль-Хидая” 3/17.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Джихадом называется приложение возможностей (усилий) с целью достижения того, что любит Истинный (Аллах) и отражения того, что Он не одобряет”. См. “Маджму’ аль-фатауа” 10/192-193.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал: “Поистине, джихад – это отражения искушения неверия (куфр)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 4/241.
Ибн Таймия также сказал: “Самым наилучшим джихадом и благодеянием является то, в чем больше всего подчинения Господу и больше пользы для раба Аллаха. А если оно вредит ему и препятствует тому, что более полезно для него, то оно не будет праведным деянием”. См. “Маджму’уль-фатауа” 22/300.
Имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям сказал: “Джихад был сделан следствием проявления веры (иман) не из-за того, что он является благородным сам по себе, а по той причине, что он является обязательным, как средство”. См. “Къауа’ид аль-ахкам” 1/47.
Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “Из шариатской аналогии следует, что джихад должен быть лучшим из деяний, которые являются средствами. Ведь джихад – средство для возвышения религии, ее распространения, опровержения неверия и его подавления. И поэтому его достоинство соответствует достоинству его цели”. См. “Фатхуль-Бари” 6/77.
Имам аль-Мунауи сказал: “Джихад – это средство для возвеличивания признаков имана, а достоинство средства соизмеряется достоинству достигаемого”. См. “Файдуль-Къадир” 2/33.
Имам ан-Найсабури говорил: “Джихад с помощью довода и призыва к плодам единобожия полноценнее результатом, чем сражение. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Али, да будет доволен им Аллах: «Поистине, если Аллах наставит твоими руками одного человека, это будет лучше для тебя чем все то, над чем восходит солнце!» И джихад мечем, не станет прекрасным, кроме как после предшествования джихада аргументом. Ведь человек создание благородное, и поэтому когда можно очистить его от порочных качеств, сохраняя его самого – это предпочтительнее, чем уничтожения его сути. Разве ты не видишь как шкура мертвечины, которая может быть полезной в некоторых вещах, шариат побуждает к ее сохранению, как говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Почему бы вам не взять ее шкуру (мертвечины), и не отчистить путем дубления, чтобы использовать ее!»” См. “Тафсир ан-Найсабури» 4/209.
Хафиз ад-Думьяты сказал: “Джихад – это средство, а не цель. И целью сражения является – наставление на истинный путь и достижении степени шахида. А что касается убийства неверных, то это не является целью как таковой. И поэтому, если есть возможность наставить на истинный путь с помощью доказательства, без джихада, то это правильнее и предпочтительнее, чем джихад!” См. «И’анату-тталибин» 4/181.
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал: “Джихад ведется не для того, чтобы проливать кровь неверных или присваивать их имущество. Джихад ведется для того, чтобы религия Аллаха восторжествовала над остальными религиями, и чтобы на земле исчезло язычество и все, что несовместимо с истинной верой. Именно это и есть фитна (смута), и если эта смута прекратит свое существование, то мусульмане обязаны прекратить кровопролития и джихад”. См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 78.
Также шейх ас-Са’ди сказал: “Джихад бывает двух видов: джихад, который несет в себе благополучие для мусульман, исправление их акъиды, нрава и всего, что связано с их религиозными и мирскими делами. Также этот вид джихада воспитывает в мусульманах истинные знания и деяния. Этот вид и есть основа джихада и его смысл, и именно на нем основывается второй вид, а это джихад, под которым подразумевается защита Ислама и мусульман от врагов из числа кафиров, мунафиков, еретиков и всех врагов религии”. См. “Уджубу ат-та’ун байналь-муслимин” стр. 8-7
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Истинный смысл джихада – это усердие в достижении того, что любит Аллах, как иман, праведные деяния, и устранение того, что ненавидит Аллах, как неверие, нечестие и ослушание”. См. “Маджму’уль-фатауа” 10/192.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!