Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. (Али-Имран, 14)
Как устроена личность и чем она движима? Шутливая поговорка о незаметности бревна в своём глазу, в отличии от соринки — в чужом, констатирует важный факт: намного легче судить об окружающих людях, в то время как разобраться в себе многократно труднее. Именно это свойство человека помогает ему разглядеть “центр” личности. У каждого человека он свой. И приглядевшись, вы сможете разглядеть, чем в действительности движимы окружающие люди, что для них представляет первостепенную важность. А самое главное, приложив умственные усилия и проявив искренность, вы сможете укрепить себя “изнутри”.
Центр личности
В бестселлере личностного менеджмента «7 навыков высокоэффективных людей» приводятся самые распространённые виды центров:
«в центре — супруг» «в центре — семья» «в центре — деньги» «в центре — работа» «в центре — наслаждения» «в центре — я сам» «в центре — друг» «в центре — враг» «в центре — церковь (религиозная деятельность)» |
Первые случаи распространённые, и их легко представить. Мы видим периодически супругов, зацикленных друг на друге, семье, озабоченные своей славой, алчных людей, трудоголиков, карьеристов, кайфариков и эгоистов. Но вот “в центре — враг” представить чуть труднее. Автор книги, Стивен Кови, в качестве примера приводит историю своего друга, университетского преподавателя, который жил по принципу «в центре — враг». Он не смог найти в университете общего языка с одним администратором и ходил, постоянно думая о нём и об их вражде: что он ему сказал, что он о нём подумал. И в итоге решил уволиться и даже переехать жить и работать в другое место.
Интересен и случай, когда религиозная деятельность становится центром личности человека — это зачастую приводит к двуличию, лицемерию. Так как заниматься общественной деятельностью от лица религиозной организации — это одно, а соблюдать религиозные принципы в жизни — это совсем другое.
Наверняка вы замечали, общаясь с людьми, как некоторых “клинит” на какой-то теме. И ты понимаешь: центром личности этого человека является то-то.
Правильно же, с точки зрения Кови, строить личность по типу «в центре — принципы» и этими принципами регулировать уже все остальные сферы жизни.
Яркий пример «в центре — враг» мы можем наблюдать в негативном поведении нашей молодёжи.
«Джихад» ущемлённых школьников
Очевидно, что некоторые люди, много говорящие о джихаде, на самом деле являются примером личности «в центре — враг», когда человек просто помешан на своей вражде. И его заботит больше всего то, что о нём думает враг, воображает разные ситуации, и вообще, всё сознание этого человека регулирует враг: Россия, фсб, менты, Израиль, США и др.
Когда же о джихаде много говорят люди с психологией «в центре — враг», они собирают вокруг себя представителей разных ущемлённых слоёв, вроде обиженных школьников: «папа не даёт в мечеть ходить», «мама за платок ругает», и разных других неустойчивых людей, подверженных психическим колебаниям и не имеющих крепкого фундамента. И со стороны их возня, которая обычно начинается и заканчивается загаживанием соцсетей гневными комментариями, выглядит отвратительно и никакой полезной нагрузки не несёт, а только портит образ мусульман.
В качестве противоположности можно привести Ясина Расулова. Хотя он является автором книги о джихаде, а также сам активно сражался с оружием в руках и призывал к этому — но во всех делах Ясина заметно ощущается, что центром личности этого человека является далеко не война, а именно твёрдые, нерушимые ценности. Джихад — проявление лишь одной из частей этой личности, которой он дал развиться, видя необходимость этого (как религиозная обязанность, как важный стратегический шаг для укрепления религии и др.).
Уязвимость
В терминах личностного менеджмента Стивен Кови объясняет, что люди, выбравшие в качестве своего центра супруга, семью, деньги, работу и др., становятся уязвимыми в самой своей основе. Испортившиеся отношения с супругом могут отравить всю жизнь, или упавший курс акций может привести даже к суициду. Когда же человек ставит в центр своей личности принципы, то исходя из них он может выстраивать своё поведение максимально эффективно, достигая высоких результатов и при этом оставаясь устойчивым, минимально подверженным колебаниям внешнего мира.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам) обучал своих сподвижников и близких людей как раз тому, чтобы в центре личности находились устойчивые принципы, которые бы управляли их жизненным путём. Он понимал те искушения, через которые они могли проходить, и предупреждал об этом.
Так, например, когда Фатима, узнав о прибытии в Медину группы невольников, попросила для себя служанку, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал, что лучше этого делать поминание Аллаха перед сном. То есть стоило Фатиме сделать шаг в сторону “личного комфорта”, как он напомнил ей о тех более важных вещах, что он проповедовал.
А во время битвы за Хайбар, когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам), вручая Али знамя, напомнил ему, что привести одного человека в ислам лучше, чем обладать красными верблюдами. Представьте себе бедных арабов, которые спешат разделять добычу в битвах, забирая вещи у убитых врагов (как это было во время битвы Ухуд, например). И вот они захватывают богатейшее поселение евреев, где множество разных сокровищ. И тут Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) напоминает именно о том, что обращение в ислам хотя бы одного человека много лучше владения самыми дорогими вещами.
Нескольких сподвижников Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) особым образом предостерёг от высокомерия. И передаётся, что они, даже уронив что-то сидя верхом, боялись попросить кого-то подать им это, а сами спускались, при том, что были уважаемыми людьми, и многим было бы в радость услужить им хоть как-то. Потому что они боялись обольщения чем-то, помимо исламских принципов, которые свято хранили.
Или случай с Али, когда в одной из битв ему плюнул в лицо язычник, которого он как раз собирался добить. И тогда Али пощадил его. Впоследствии тот принял ислам и спросил Али о странном поведении. На что Али ответил, что изначально хотел убить его ради Аллаха, а когда тот плюнул, то в нём вспыхнула ненависть, и он побоялся, что убьёт его из-за личной ненависти.
Наша современная проблема в том, что мы часто ударяемся в крайности, мы позволяем центру нашей личности свободно смещаться в ту или иную сторону, забывая о центре из прочных принципов.
Когда жену Пророка (салла Ллаху алейхи ва саллама) Аишу спросили, каким был нрав посланника Аллаха, она сказала: “Его нравом был Коран”.
P.S. В центре — друг
Спустя 23 года пророчества Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам) умирает. Этот слух расходится по Медине. И даже один из самых мужественных людей того времени, Умар ибн Аль-Хаттаб, валится с ног от такого известия. Все сподвижники в замешательстве. И тут входит Абу Бакр и читает аят из Корана, который все слышат словно в первый раз:
“Мухаммад всего лишь посланник, до которого тоже были посланники. Неужели же, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять?! А если кто и обратится вспять, то этим он ничуть не повредит Аллаху, а благодарных Аллах вознаградит”» (Семейство Имрана, 144).
Это был наглядный пример отклонения людей от своего правильного центра. И пример того, как благоразумие мудрого Абу Бакра и его искренняя вера поставила колебнувшиеся сердца на место.