Саид Кахтани
Причины появления нововведений
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
1) Незнание (джахль) - опасное бедствие.
Сказал Всевышний: "И не следуй (о, человек) за тем, о чём у тебя нет знания [не говори, что видел, если не видел; не говори, что слышал, если не слышал]: ведь поистине, слух, зрение, сердце – все они будут (в День Суда) об этом спрошены.." (сура аль- Исра, аят 36).
Также сказал Всевышний: "Скажи (о, Посланник) (многобожникам): "Господь мой запретил только мерзкие деяния, явные из них и скрытые, (и запретил Он) грех и злодеяние (по отношению к людям) без права [не имея на это права], и (и запретил Он) вам придать Аллаху в сотоварищи то, на что Он не ниспослал никакого доказательства (чтобы их называть богами и служить им) [запретил многобожие], и говорить на Аллаха то, чего вы не знаете [приписывать ему сына, дочерей, объявлять дозволенным то, что Он запретил,…].." (сура аль-А'раф, аят 33).
Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, Аллах не забирает знание, (просто) лишая его (Своих) рабов, но Он забирает знание, забирая (из мира) знающих, когда же Он не оставит (в живых) ни одного обладающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!" (передал Бухари).
2) Следование страстям (порочным желаниям) - одно из опасных причин попадания людей в нововведения.
Сказал Всевышний: "О, Дауд! Поистине, Мы сделали тебя наместником на земле [даровали власть], так суди же среди людей по истине [по справедливости] и не следуй за прихотью (при вынесении решения), а то она сведёт тебя с пути Аллаха [отклонит тебя от Закона Аллаха]! Поистине, те, которые сбиваются с пути Аллаха, – для них сильное наказание (в Аду) за то, что они забыли День Расчёта [за то, что были беспечными]!" (сура Сад, аят 26).
Также сказал Всевышний: "… И не повинуйся тем, сердце которых Мы сделали беспечным к поминанию Нас и кто последовал за своей прихотью, и дело его оказалось тщетным" (сура аль-Кахф, аят 28).
И сказал Всевышний: "Разве же ты не видел того, кто взял себе богом свою прихоть [руководствуется своей прихотью в своих делах]? И Аллах ввёл его в заблуждение при знании [после того, как до него дошло истинное знание и ясные доводы] и положил печать на его слух [и он не слышит наставления] и сердце [он нисколько не понимает истину], а на его зрение положил покров [завесу] (и он не видит знамений Аллаха). Кто же его наставит на истинный путь [кто сможет сделать это] после Аллаха [после того, как Аллах заблудил его]? Разве вы (о, люди) не внемлете (этим увещаниям) [неужели вы не возьмёте пользу от этих наставлений]?" (сура аль-Джасия, аят 23)
И сказал Всевышний: "...А кто (является) (ещё) более заблудшим, (нежели) чем тот, кто последовал за своей прихотью без [оставив] руководство от Аллаха? Поистине, Аллах не ведёт (к истине) злодеев!" (сура аль-Касас, аят 50).
И сказал также Всевышний: "...И следуют они [многобожники] (в своём поклонении) только предположениям и тому, к чему склонны души [за своими прихотями], а (хотя) уже пришло к ним от их Господа руководство (к которому призывает и разъясняет пророк Мухаммад)" (сура ан-Наджм, аят 23).
3) Следование различным шубухатам (сомнительным доводам).
Сказал Всевышний: "(Только) Он [Аллах] – Тот, Кто ниспослал тебе (о, Мухаммад) Писание [Коран]. В нём есть аяты с однозначным смыслом [ясные и очевидные по смыслу], которые являются Главной Книгой [главной её частью], и (есть и) другие (аяты) – с многозначным смыслом [аят, который может истолковываться по разному]. Что же касается тех, в сердцах которых (есть) уклонение (от истины), – то они следуют за тем, что в нём сходно [за аятами с многозначным смыслом], желая (посеять среди верующих) смуту [сомнения] и желая толкования этого (которое соответствует их ложному пути). Но не знает его толкования [точного толкования аятов с многозначным смыслом] никто, кроме Аллаха. И твёрдые в знаниях [обладающие убеждённостью] говорят: "Мы уверовали в него [в Коран]; всё [все аяты] – от нашего Господа". Но внимают (увещаниям) [получают пользу от этого] только обладатели (здравого) разума!" (сура аль-Имран, аят 7).
4) Строгое следование логике и разуму, оставив тексты Корана и Сунны, когда они противоречат логике.
Сказал Всевышний: "… И что дал вам Посланник (будь то имущество или его повеление), то берите это [примите, если имущество, и повинуйтесь, если это его повеление], а что он вам запретил, то от того удержитесь. И остерегайтесь (наказания) Аллаха [выполняйте то, что Он повелел и прекратите совершать то, что Он запретил], ведь поистине Аллах суров в наказании (тех, которые ослушаются Его)!" (сура аль-Хашр, аят 7).
И сказал Всевыший: "И не бывает ни для верующего (мужчины), и ни для верующей (женщины), когда решил Аллах и Его посланник (какое-либо) дело [постановили решение], выбора в их деле [верующие не выбирают другое решение, нежели решение Аллаха или Его посланника]. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот заблудился явным заблуждением" (сура аль-Ахзаб, аят 36).
5) Слепое и фанатичное следование своим предкам, оставив Книгу и Сунну.
Сказал Всевышний: "И когда скажут им [заблуждающимся]: "Следуйте (во всех делах) за тем, что ниспослал Аллах [за Кораном и Сунной]!" – они говорят: "Нет, мы последуем за тем, на чём застали наших отцов [мы будем придерживаться веры и поклонения наших предков]". Неужели (они так слепо последуют) даже если бы отцы их ничего не смыслили [не понимали] (в вопросах веры и истинного пути) и не шли бы верным путём?" (сура аль-Бакара, аят 170).
Сказал Всевышний: "О, нет! Они сказали: "Поистине, мы нашли наших отцов на неком пути [учении], и мы, конечно, идём прямо по их следам" (сура аз-Зухруф, аят 22).
Приверженцы нововведений являются теми, кому шайтан приукрасил их деяния, как сказал об этом Всевышний: "Разве тот, кому (сатаной) было представлено прекрасным его злодеяние [неверие, многобожие и другие грехи], и он увидел его прекрасным, (подобен тому, кому Аллах даровал Веру и наставил на Истинный Путь и он видит хорошее хорошим, а плохое плохим)? Поистине же, Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает (оставляя его без Своего содействия), и ведёт (к истинному пути), кого пожелает. Пусть же не исходит твоя душа скорбью по ним [по неверующим] (из-за их неверия). Поистине, Аллах знает, что они делают (и воздаст им за это)!" (сура Фатыр, аят 8).
Сказал Всевышний, разъясняя положение приверженцев нововведений и собственных страстей: "В тот день, когда их лица будут поворачивать в Огне (с одной стороны в другую), они скажут (сожалея): "О, если бы мы (в земной жизни) повиновались Аллаху и повиновались бы Посланнику (то оказались бы в Раю)!". И скажут они [неверующие] (в День Суда): "(О,) Господь наш! Поистине, мы повиновались нашим предводителям и нашим самым главным, и они сбили нас с пути (Веры и Истины)! Господь наш! Дай им удвоенное наказание (по сравнению с нашим) и прокляни их великим проклятием!" (сура аль-Ахзаб, аяты 66-68).
6) Дружба с людьми зла и сидение с ними. Воистину это одна из причин, способствующих попаданию в нововведения и распространению нововведений.
Пояснил нам Аллах, что друживший с плохими людьми будет горько об этом сожалеть: "И в тот день, когда беззаконник (от сожаления) будет кусать свои руки, говоря: "О, если бы я взял вместе с Посланником путь (который ведёт в Рай) [принял бы Ислам]! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то (неверующего) себе (близким) другом! Ведь он [тот мой друг] отвратил меня от Напоминания [Корана], после того как оно пришло ко мне". Поистине, сатана оставляет человека без помощи!" (сура аль-Фуркан, аяты 27-29).
Сказал также Всевышний: "А когда ты (о, Посланник) увидишь тех [многобожников], которые погружаются (в пустословие) о Наших знамениях [насмехаются над аятами Книги Аллаха, порочат или пытаются опровергнуть их], то отвернись [отдались] от них, пока они не погрузятся в какой-нибудь другой рассказ. И если сатана заставит тебя забыть (это повеление), то ты после напоминания [после того, как вспомнишь] не сиди с людьми несправедливыми" (сура аль-Ан’ам, аят 68).
Сказал также Всевышний: "И (ведь) уже Аллах низвёл вам (о, верующие) в Книге [в Коране], что когда вы услышите, как (как какие-либо люди) отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, то не сидите (вместе) с ними, пока они не перейдут на другой рассказ [пока не изменят тему разговора]. Поистине, вы в таком случае будете подобны им. Поистине, Аллах соберёт лицемеров и неверных всех в Геенне [Аду]!" (сура ан-Ниса, аят 140).
Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе, который приводит имам аль-Бухари: "Поистине, праведный товарищ и дурной (товарищ) подобны продавцу мускуса и (человеку), раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он (может) либо подарить тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние".
7) Молчание ученых и скрывание знаний. И это является одной из причин распространения нововведений и нечестия среди людей.
Сказал Всевышний: "Поистине, те, которые скрывают то, что Мы ниспослали из ясных знамений и (прямого) руководства [знания, которое необходимо для того, чтобы идти верным путём] после того, как Мы разъяснили [раскрыли] это (всем) людям в Писании [во всех писаниях, которые Аллах давал людям], – тех проклянет Аллах [удалит от Своего милосердия] и проклянут их проклинающие [будут просить на них проклятие Аллаха], кроме тех (из них), которые покаялись (и перестали скрывать истину и начали доводить её до людей) и исправили (свои деяния) и (стали) разъяснять. У тех, же [у которых покаются] Я приму покаяние: ведь Я – Принимающий покаяние, Милосердный!" (сура аль-Бакара, аяты 159-160).
Сказал Всевышний: "Поистине, те, которые скрывают то, что ниспослал Аллах из Писания [иудеи, христиане и другие, которые скрывали истину, которая есть в их книгах], и покупают за это [за сокрытие] малую (по сравнению с тем, что в Вечной жизни) цену (в виде мирских благ и власти), – они пожирают в свои животы только огонь; не (будет) разговаривать с ними Аллах в День Воскресения и не очистит их (от их неверия и грехов), и для них – мучительное наказание!" (сура аль-Бакара, аят 174).
Сказал Всевышний: "И (напомни, о Пророк) как взял Аллах завет [договор, подкреплённый клятвой] с тех, кому даровано Писание [с иудеев и христиан]: "Непременно и обязательно вы будете разъяснять его [своё Писание, иудеи Тору, а христиане Евангелие] людям и не будете скрывать его [Писание]". Но они бросили это [завет] за свои спины и купили за это [за сокрытие истины и искажение Писания] ничтожную цену [променяли на мирские блага]. Скверно же то, что они покупают!" (сура аль-Имран, аят 187).
Сделал Аллах обязательным призыв к Исламу, приказ одобряемого и запрет порицаемого сказав в Коране: "И пусть будет среди вас (о, верующие) община, которая призывает к добру, повелевает (людям) (совершать) одобряемое [призывает их к Вере и совершению праведных деяний] и удерживает от (совершения) неодобряемого [неверия и грехов]. И такие – обретшие счастье (в этом мире и в Вечной жизни)" (сура аль-Имран, аят 104).
Передается от Абу Саида, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто увидит нечто порицаемое, пусть изменит это своей рукой, если не сможет - то своим языком, а если не сможет и этого, то - сердцем своим. И это (последнее) - самая слабая вера" (Муслим). В этом хадисе говорится о том, что запрет порицаемого в одной из этих трех степеней является обязательным для каждого мусульманина.
Передается также от Абдуллаха бин Масуда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "У каждого из пророков, посланных Аллахом, были помощники и сподвижники из того же народа, к которому они были посланы. Они брали сунну своих пророков и следовали их приказам. А за ними придут те, которые будут говорить то чего не делают и будут делать то, что не было им приказано. И тот кто будет бороться с ними своей рукой тот из числа верующих, и кто будет бороться с ними своим языком тот из числа верующих, и кто будет бороться с ними своим сердцем тот из числа верующих. И после этого(борьба сердцем) нет имана даже размером с горчичное зернышко" (Муслим).
Передается также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот кто был спрошен(о чем-либо из Ислама), и он скрыл свои знания - будет в Судный День взнуздан уздечкой из огня" (ат-Тирмизи).
8) Уподобление неверным и следование за ними является одной из главных причин появления нововведений среди мусульман.
Одним из доводов, указывающих на это, является хадис Абу Вакъида Аль-Лейси, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Мы вышли с посланником, да благословит его Аллах и приветствует, в поход на Хунейн. И мы были людьми недавно пришедшими в Ислам (они приняли Ислам в дни открытия Мекки). Проходя мимо одного дерева, возле которого собирались многобожники для того чтобы посредством этого приблизиться к Аллаху, вешали на ветви дерева свое оружие для получения благословения и называли это дерево Зату Анват, мы попросили посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сделать для нас такое же дерево как их Зату Анват. И тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил нам: "Аллах велик! Клянусь Аллахом, сейчас вы попросили меня о том же, о чем просили сыны Исраила пророка Мусу, мир ему",- и привел аят где Аллах говорит: "Они сказали: "О Муса (Моисей)! Сделай нам божество, такое же, как у них", - а затем сказал: "Вы непременно последуете путем тех, кто был до вас(христиане и иудеи)" (сура аль-А’раф, аят 138)".
Этот хадис является ясным указателем на то, что именно уподобление неверным стало причиной того, что сыны Исраила попросили Мусу, мир ему, сделать им божество, и стало причиной того, что сподвижники попросили сделать им такое же дерево как у многобожников, чтобы просить у него благословения.
Точно таким же путем пошли многие из числа мусульман, последовали за неверными в их нововведениях как, например, совершение мавлидов или нововведения связанные с погребением, а так же постройка мавзолеев над могилами. И нет сомнений в том что, следование путем христиан и иудеев это дверь из дверей нововведений и страстей.
Хадис Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, только прибавляет ясности. Передает Абу Саид, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Вы непременно последуете путем тех кто жил до вас пядь за пядью и локоть за локтем пока не дойдет до того, что если они залезут в нору ящерицы, то вы обязательно последуете за ними". Тогда мы спросили: "О посланник Аллаха, это христиане и иудеи?",- и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "А кто же ещё это может быть?" (Бухари).
Сказал имам Навави, что в этих хадисах такие слова как "пядь", "локоть", "нора ящерицы" использованы для того, чтобы показать насколько сильно будет эта умма следовать христианам и иудеям в их грехах и нарушениях шариата, но не в неверии. И это одно из знамений нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ведь уже впала эта умма в то, что предсказал тогда посланник, да благословит его Аллах и приветствует.
Как нам стало ясно, уподобление неверным является одной из главных причин появления нововведений. Сказал посланник, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегая от уподобления им: "Я был послан перед Судным Днём с мечом. Моё пропитание — под тенью моего копья. Позор и унижение ждёт тех, кто воспротивится мне. А кто уподобился какому-либо народу, то стал одним из них" (Ахмад).
9) Руководство слабыми и вымышленными хадисами.
Это так же одна из дверей появления и распространения нововведений. Воистину подавляющее большинство приверженцев нововведений опираются на слабые и вымышленные хадисы. Опираются на хадисы, ложно приписанные нашему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, опираются на хадисы, которые считаются неприемлемыми у знатоков хадисов. И вместе с этим приверженцы нововведений не следуют за достоверными сообщениями, которые противоречат их словам, делам и убеждениям. И по этой причине впали эти люди в убыток и погибель. И нет силы и мощи ни у кого кроме как у Аллаха.
10) Проявление чрезмерности в религии. И это одна из величайших причин появления и распространения нововведений.
Это так же является причиной того, что люди впадают в многобожие. Ведь люди после пророка Адама, мир ему, жили в единобожии на протяжении двадцати веков. И только по прошествии этого времени люди стали привязываться к праведникам и проявлять чрезмерность в отношении к ним до тех пор, пока не начали поклоняться им помимо Аллаха. И тогда Аллах отправил к ним пророка Нуха, мир ему, а за ним были посланы и другие пророки и посланники, чтобы призывать людей к единобожию.
Чрезмерность может проявляться в отношении людей как, например, чрезмерное почитание, культ имамов или в отношении авлия как, например, возвышая их выше их уровня вплоть до того, что им начинают поклоняться. Также проявление чрезмерности встречается в самой религии как, например, добавление чего-либо к тому, что узаконил Аллах, или чрезмерная строгость и обвинение в неверии, не имея на то довода.
Чрезмерность – это преступление границ в убеждениях и делах, хвала и порицание чего-либо более того чем оно этого заслуживает.
И предостерег Аллах от проявления чрезмерности в своей Книге, сказав: "О, люди Писания [придерживающиеся Евангелия]! Не проявляйте чрезмерности в вашей вере [не выходите за рамки в вероубеждении]…" (сура ан-Ниса, аят 171).
Также предостерег от этого наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав в хадисе, который приводит ан-Насаи: "Остерегайтесь же чрезмерности в религии, воистину только чрезмерность погубила тех, кто был до вас".
Также предостерегал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, от чрезмерной хвалы в чей-либо адрес, сказав: "Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят Ису, сына Марйам, ибо, поистине, я — раб (Аллаха), а поэтому говорите: "Раб Аллаха и посланник Его" (аль-Бухари).
После всего вышесказанного стало ясным, что чрезмерность в религии является одной из главных причин распространения многобожия и нововведений на земле.
(из книги "Убеждения мусульманина в свете Корана и Сунны")