В борьбе с инакомыслием
любые средства хороши
Ранее мы сообщали об арестах нескольких исламских активистов в Баку и связанной с этим акции протеста религиозной общественности в пригородном поселке Нардаран 1 апреля этого года . О развитии ситуации в свете этих событий – следующий материал корреспондента «Кавказской политики».
Так какая же «статья» – наркотики или поджоги?
Арестованный 31 марта в Азербайджане исламский теолог Тале Багирзаде может быть обвинен в новых преступлениях. При аресте его обвинили в хранении наркотиков, но теперь к этому может добавиться еще одно обвинение – организация поджога дачи известной певицы Зейнаб Ханларовой в поселке Нардаран. Об этом агентству Turan сообщил адвокат Анар Гасымлы.
Накануне адвокат посетил арестованного теолога в изоляторе Управления МВД по борьбе с организованной преступностью. Адвокат сообщил, что первоначальное обвинение в хранении наркотиков «отпало».
С теологом встречались высокопоставленные лица и расспрашивали о его хутбе (проповедь в мечети), где он критиковал власти.
«Кроме того, следователи заявили о существовании лиц, которым он якобы поручил поджечь здание мэрии Баку. Есть и свидетели, которые подтверждают, что поджог дачи Зейнаб Ханларовой и одного заместителя министра в Нардаране также организовал Багирзаде», – сказал адвокат.
На это Багирзаде заявил, что ведет политическую борьбу мирными методами, и обвинения в насильственных способах, включая поджоги или планы поджога зданий, являются выдумкой.
Так пытали арестованного теолога или нет?
Адвокат подтвердил, что Багирзаде пытали в Сабунчинском районном управлении полиции, завязав руки и залепив рот и глаза скотчем. От него требовали подписать признание в хранении наркотиков, однако сломить его волю не смогли. Теолог потребовал адвоката, но ему отказали в этом, сказал Анар Гасымлы.
В своем интервью Islamazeri.az адвокат заявил, что состояние его подопечного в данный момент нормальное, и у него нет никаких проблем со здоровьем. По словам Багирзаде, его противостояние не связано исключительно с вопросом запрета ношения хиджаба (женского мусульманского головного платка) и религиозными проблемами, он будет добиваться восстановления всех своих нарушенных прав.
На 11 апреля в Сабунчинском районном суде назначено рассмотрение жалобы о пытках в отношении Багирзаде. Как сообщил Turan адвокат Джавад Джавадлы, жалоба подана на Сабунчинское районное управление полиции. По его словам, при задержании и во время содержания под стражей в Сабунчинской полиции Багирзаде подвергался побоям. Однако экспертиза затягивается.
«Следы насилия постепенно проходят. На правом запястье Багирзаде остаются следы и боль, а это говорит о серьезных травмах», – сказал Джавадлы. По его словам, Багирзаде не
предоставляют встреч с родными и содержат в Управлении по борьбе с организованной преступностью. Адвокат добивается его перевода в СИЗО.
Журналистам не удалось получить комментарии в Сабунчинском районном управлении полиции. А в пресс-службе МВД заявили, что жалоба является необоснованной.
Какова же истинная причина ареста Багирзаде?
Багирзаде был задержан 31 марта по обвинению в незаконном хранении наркотиков (статья 234.1). По данным следствия, у него изъято 1,026 граммов героина. Однако близкие и сторонники Багирзаде убеждены, что здесь сыграла роль резкая критика властей на проповеди в мечети 24 марта. Это его выступление было размещено в YouTube и вызвало бурную реакцию верующих.
Багирзаде является выпускником Экономического университета в Баку, кроме того он получил религиозное образование в иранском городе Кум.
Рассмотрение жалобы теолога на пытки отложено на неопределенное время
Рассмотрение жалобы о применении пыток в отношении теолога Багирзаде в Сабунчинском районном суде в порядке судебного надзора отложено на неопределенное время. Об этом Turan сообщил адвокат Анар Гасымлы. По его словам, причиной переноса заседания стал выход в отпуск судьи Сулеймана Агаева. Теперь дело будет передано другому судье.
Адвокат считает, что рассмотрение жалобы затягивается с целью исчезновения следов насилия на теле Багирзаде. По его словам, теолог был подвергнут пыткам во время содержания в Сабунчинском районном управлении полиции.
По словам Гасымлы, прокуратура также никаких мер по расследованию жалобы на пытки над Багирзаде не проводит. Адвокат также считает необоснованным содержанием Багирзаде в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП). По его словам, Багирзаде следует перевести в СИЗО, и содержание теолога в ГУБОП дает основания полагать, что против него готовятся новые обвинения.
Об этом свидетельствует и проведение 9 апреля в доме Багирзаде обыска и изъятие 4 религиозных книг на арабском языке и фарси. Ранее, в ГУБОП Багирзаде заявили, что у следствия есть свидетели, утверждающие об его причастности к поджогу виллы народной артистки Зейнаб Ханларовой.
Теолог планировал поджог Бакинской мэрии из-под стражи?
МВД и Генеральная прокуратура вечером 11 апреля распространили совместное сообщение для прессы в связи с арестом теолога Багирова (Багирзаде). Согласно пресс-релизу, в результате совместных оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками МВД 31 марта, были задержаны жители Баку Талех Багиров и Анар Меликов (водитель теолога). При осмотре у Багирова было изъято 1,026 гр. героина, у Меликова – пистолет «Макаров», 4 патрона и нож. По факту начато уголовное дело, оба лица были арестованы.
Далее в сообщении указывается, что 2 апреля неизвестные лица открыли огонь из автоматического оружия перед дачным домом народной артистки Зейнаб Ханларовой и с целью поджога бросили во двор бутылки с зажигательной смесью.
Затем бутылки с зажигательной смесью были брошены во двор дачи гражданина Рафига Ибрагимова, окна первого этажа дачного дома были разбиты, и на стенах было написано «Свободу Талеху Багирову!».
При этом в сообщении не уточняется, каковы были последствия поджогов на указанных дачах, если был пожар, то кто его тушил, и каков объем материального ущерба? Не ясно также, почему мишенями злоумышленников были выбраны Зейнаб Ханларова и Рафиг Ибрагимов. По сообщениям оппозиционных СМИ, певица Ханларова уже призвала не вмешивать ее в это дело.
«В тот же день примерно в 05.35 поблизости от здания Исполнительной власти города Баку в качестве подозреваемых лиц были задержаны Бахтияр Гурбанов и Роял Аскеров. Из их сумки были изъяты 1 пятилитровый пластмассовый сосуд и 4 литровых пластмассовых сосуда с бензином, куски камня, вата, губка и старые брюки», – говорится в сообщении МВД и генпрокуратуры.
В ходе первичных допросов они признались, что и ранее несколько раз вели наблюдение в районе административного здания Бакинской мэрии. «В знак протеста против ареста Багирова и якобы запрета на ношение хиджаба намеревались поджечь Исполнительную власть и, тем самым, хотели создать гражданское неповиновение и ажиотаж».
Признательными показаниями обвиняемых, заключениями соответствующих экспертиз и другими надежными доказательствами были полностью подтверждены преступные деяния Бахтияра Гурбанова и Рояла Аскерова. А совершили они этого именно по заданию Талеха Багирова, говорится далее в пресс-релизе.
Однако из пресс-релиза неясно, каким образом Багиров, находясь под стражей, мог планировать поджог Бакинской мэрии в знак протеста против своего ареста.
В настоящее время продолжаются необходимые следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по этому уголовному делу, говорится в заключение пресс-релиза.
Ранее отец Б. Гурбанова Яшар Гурбанов заявил СМИ, что его сын и Роял Аскеров пропали 1 апреля в Нардаране после митинга в защиту прав Багирзаде, и только 9 апреля стало известно, что они содержатся в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД республики.