Политика

На переговорах "шестерки" с Ираном прорыва не произошло

В Казахстане завершилась повторная встреча высокопоставленных представителей "шестерки" международных посредников (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и Германия) и Ирана. Казахстан выступил только в качестве принимающей стороны. В переговорах в Алма-Ате приняла участие верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Иранскую делегацию возглавил секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили.

Напомним, первые переговоры "шестерки" с Тегераном состоялись в Алма-Ате 27-28 февраля этого года. Кроме того, 17-18 марта в Стамбуле состоялась встреча на уровне экспертов.

Пресс-секретарь Эштон Майкл Манн, общаясь с журналистами, заметил, что  "коренным вопросом, (который обсуждался на встрече), является озабоченность международного сообщества признаками того, что иранские разработки могут быть использованы в военных целях". "Поэтому мы, прежде всего, должны получить ответ, чтобы начать процесс, который бы привел к разрешению переговоров и доказательству того, что Иран заинтересован в мирной ядерной программе… Ирану следует заверить международное сообщество в том, что ядерная программа будет использована в мирных целях", - подчеркнул Манн.

В свою очередь заместитель секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Багири отметил, что акцент в подобных переговорах "должен быть сделан на мерах укрепления доверия, которые должны предпринять обе стороны". Тем самым, по оценке аналитиков, Исламская республика хотела добиться от "шестерки" готовности больше идти на компромисс в отношении прав Ирана на развитие своей ядерной программы.

По информации местных СМИ, на встрече в Казахстане со стороны "шестерки" обозначалось требование об отказе Исламской республики от обогащения урана. При этом речь велась исключительно о внутренней иранской ядерной программе, и не касалась вопросов возможного сотрудничества Тегерана и Пхеньяна в атомной сфере, что можно было прогнозировать с учетом эскалации ситуации на Корейском полуострове. Ирану могло быть озвучено следующее предложение: международное сообщество снимает запрет на его торговлю золотом. В качестве ответного шага Тегеран должен расширить сотрудничество с МАГАТЭ и отказаться от работ по обогащению урана до 20 процентов, что потенциально может быть использовано для создания атомного оружия.

В пятницу, 5 апреля в Алма-Ате прошло два пленарных заседания, продолжительностью более трех часов каждое, а также ряд двусторонних встреч. В субботу состоялось еще одно пленарное заседание, которое прерывалось, чтобы иранская делегация могла совершить молитву. Переговоры прошли в крайне закрытом для прессы режиме. Достаточно сказать, что во второй день встречи стороны даже отказались от протокольной фотосъемки.

Как отметил ранее глава российской делегации, заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, "алма-атинский раунд отличается еще большей насыщенностью переговорных процессов, чем предыдущий". "Это, по сути, рассмотрение на политическом уровне всех тех вопросов, которые интересуют "шестерку" и которые интересуют Иран.Иранская делегация затронула все элементы, которые для нас представляют приоритетную важность и ценность. В частности, вопрос перевода в оксидную форму нарабатываемого в Иране материала с обогащением 19,75 процентов", - заявил Сергей Рябков.

Вместе с тем, как отмечают наблюдатели, хотя иранская сторона на все вопросы отвечала "развернуто", у представителей "шестерки" возникло много дополнительных вопросов. "То, что иранская делегация шла по конкретным позициям группы "шести", это неоспоримый факт и еще одно свидетельство того, что переговоры идут серьезно, не в порядке изложения многократно уже воспроизведенных предложений, подходов и идей. Повторения пройденного практически нет", - констатировал Сергей Рябков.

Встреча завершилась в субботу вечером по местному времени. Затем прошли брифинги сторон. В своем выступлении перед журналистами Сергей Рябков выразил сожаление, что сторонам "не удалось добиться прорыва", не преминув сказать об "интенсивности переговоров". "Следующий раунд должен быть заточен на то, чтобы этот прорыв обеспечить… По итогам второго раунда сложилась неоднозначная картина, но переговоры были детальными. Однако выйти на взаимопонимание "шестерке" и Ирану не удалось", - заявил Сергей Рябков. - Мы и в этот раз не смогли приступить к подлинному поиску компромисса, в результате отсутствия такого прогресса не удалось зафиксировать значимый результат. Все прояснено (в позиции сторон), все понятно, задача сделать следующий шаг. Мы понимаем, что чем ближе мы к цели, тем сложнее принимать решения. Но мы не склонны драматизировать отсутствие сегодняшнего решения".

В свою очередь верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон заметила, что "позиции Ирана и "шестерки" все еще далеки друг от друга". "Страны "шестерки" будут продолжать переговоры по урегулированию иранской ядерной проблемы, так как верят, что они приведут к результату", - заверила Эштон.

Дата и место следующих переговоров должны быть согласованы с Тегераном в ближайшее время.

Автор: Максим Макарычев, "Российская газета"
подписаться на канал
Комментарии 0