Сказал Имам обновитель веры Мухаммад ибн Абдульвахаб, да помилует его Аллах: «Если тебя спросят: «Как ты познал своего Господа?» - скажи: «При помощи его знамений и творений: «Среди Его знамений - ночь и день, солнце и луна» (Фуссилат, 37), а из числа Его творений - семь небес и земель и то, что находится между ними», - так же к его творениям относятся моря и горы, смена дня и ночи. Если вы задумаетесь и поразмышляете над бытием, то поймете, каково на самом деле величие его Создателя, Его мудрость, могущество и милость. «Скажи: «Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле». Но знамения и увещевания не приносят пользы тем, кто не уверовал!» (Юнус, 101), - разве они не размышляют над тем, что создал Аллах на небесах и на земле? Всевышний Аллах приказал нам размышлять над его творениями, так как обладатель разума обязательно задумается о таких созданиях как небеса и земля. «Которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне» (аль Имран, 191). То есть разумный человек обязан размышлять над такими творениями, как небеса, земля, моря, суша, а особенно, о своем происхождении:«На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (аз-Зарият, 20-21). Так же раб должен задумываться над аятами в Священном Коране для того, чтобы познать величие Всевышнего Аллаха, который поведал об этом в Коране, ниспослал и сделал его Книгой, объемлющей в себе все блага для верующих во все времена: «Мы ничего не упустили в Писании» (аль-Анам, 38). Также стоит задумываться над словами Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые являются откровением от Всевышнего: «Он не говорит по прихоти. Это - всего лишь откровение, которое внушается» (ан-Наджм, 3-4). «Это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Сод, 29).
Познание нами Всевышнего Аллаха.
Целью заучивания Корана наизусть или его чтения не является пустым повторением слов и украшение его красивым голосом, напротив - целью его является размышление над аятами, над их тайным и глубоким смыслом, над знамениями, которые указывают на могущество Великого Аллаха. Всевышний Аллах поведал нам в Коране о Своих именах и атрибутах, дабы мы познали их и поклонялись Ему наилучшим образом: «У Аллаха - самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали» (аль-Араф, 180). Не следует торопиться при чтении аятов, думая лишь об их количестве, без размышлений над ними, без извлечения пользы и урока. Человек должен изучать Коран в силу своих способностей, данных ему Всевышним Аллахом. Самым важным является осуществление этого в сердце: «Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом» (Каф, 37).
Самое великое в Священном Коране.
Всемогущий Аллах сказал: «У Аллаха - самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (сура аль-Араф, 180). Всевышний Аллах поведал нам о себе в Коране: «Аллах - нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь» (аль-Бакара, 255) - это самый великий аят в Коране, который содержит в себе ознакомление с Всемогущим Аллахом. Этот аят содержит в себе подтверждение совершенства Великого Аллаха и отведение от него всех недостатков. «Аллах - нет божества, кроме Него» - означают, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха и все остальные объекты поклонения, как деревья и камни, живые и мертвые, джины и люди, ангелы и пророки, являются ложными и недействительными. «Аллах - нет божества, кроме Него…», - этот аят также содержит в себе недействительность многобожия и ложность того, кому было направленно поклонение помимо Аллаха. Это великий аят, который говорит о ложности многобожия и верности Единобожия. «Живого, Поддерживающего жизнь», - Всевышний Аллах – Живой, который владеет совершенной жизнью, которого не постигает ни сон, ни смерть. Создания также живы. Но жизнь им дарована Всевышним Аллахом. Эта жизнь скоротечна и подвержена разного рода недостаткам. А что касается жизни Всемогущего Аллаха, то она вечная, относящаяся только к нему, которой нет как начала, так и конца, и не постигает ее что-либо из недостатков. Всевышний Аллах - Поддерживающий жизнь, Он не нуждается ни в ком. Он Поддерживает жизнь творений со смыслом, что он создал их и наделил их уделом. Он не нуждается в своих творениях, а напротив, все творения испытывают нужду в нем: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах - Богатый, Достохвальный» (Фатыр, 15), - в этом аяте присутствует обращение ко всем людям, как царям, так и беднякам, людям и джиннам, что все они нуждаются в Аллахе, не смотря на их состояние и богатство. Эти два имени, Живой и Поддерживающий жизнь, содержат в себе все имена и атрибуты Аллаха. Живой - содержит в себе такие атрибуты как слух, зрение, жизнь и мощь. Поддерживающий жизнь - содержит в себе все атрибуты, относящиеся к делам Всевышнего, как создание, оживление, умерщвление и наделение уделом. Поэтому было сказано, что это является Его великим именем, и если призывать Аллаха им, то он ответит.
К чему нас обязывает познание Аллаха?
Поистине, обязанностью раба является поклонение одному Аллаху, не придавая Ему сотоварищей, посвящая Великому Аллаху все свое поклонение - страх, надежду, упование, просьбу о помощи, молитву, пост, закят, хадж, умру и другие. Мы посвящаем все эти виды поклонения только Аллаху, подтверждая это языком, сердцем и делами. И мы не уподобляемся многобожникам, которые обращаются помимо Аллаха к мертвым, взывая к ним. «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят:«Они — наши заступники перед Аллахом» (Юнус, 18). Они налгали на Великого и Могучего Аллаха, утверждая, что Он сам повелел им брать заступников между Ним и Его рабами, когда, напротив, Аллах приказал поклоняться Ему одному безо всяких посредников, так как Он является Близким и Отвечающим на зов молящего. После того как мы познали все это, нашей обязанностью становится поклонение одному Аллаху, не придавая Ему сотоварищей, так как Он один заслуживает поклонения, а все помимо него – Его творения, испытывающие в Нем нужду.
Познание Аллаха обязывает нас быть благодарными.
Поистине, познание величия Могущественного Аллаха обязывает нас к тому, чтобы мы Его благодарили, поминали, просили у Него прощения, возвеличивали, восхваляли стоя, сидя, лежа и на своих боках. Познав Его величие, мы должны постоянно восхвалять Аллаха. «Его славят семь небес, земля и те, кто на них» (аль-Исра, 44). «Славит Аллаха то, что на небесах, и то, что на земле» (аль-Хашр, 1). «Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия» (аль-Исра, 44). «Разве ты не видел, что Аллаха славят те, кто на небесах и на земле, а также птицы с распростертыми крыльями? Каждый знает свою молитву и свое славословие» (ан-Нур, 41). Дети Адама должны как можно больше восхвалять и возвеличивать Всемогущего Аллаха, так как Его поминание оживляет сердца. «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (ар-Раад, 28).Также в хадисе передается: «Тот, кто поминает своего Господа подобен живому, тот же кто не поминает – мертвому» (аль-Бухари).
Почему люди осмеливаются ослушаться Аллаха?
Если человек не будет иметь представления о величии Аллаха, Велик Он и Могуч, то будет идти против повелений своего Господа, ослушиваясь Его. «Неверующий является помощником против своего Господа» (аль-Фуркан, 55). Многобожник, взывающий или поклоняющийся кому-либо помимо Аллаха, не оценил Его должным образом. «Не ценили они Аллаха должным образом» (аз-Зумар, 67). Так же как джахмиты, муътазилиты и ашариты, отрицающие имена и атрибуты Аллаха, истолковывая их и придавая им смысл, который они на самом деле не несут - они также не оценили Аллаха должным образом. А ведь Всевышний Аллах уже предостерег нас от неверия в Его имена. «Оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали» (аль-Араф, 180). «Воистину, те, которые уклоняются от истины в отношении Наших аятов, не сокрыты от Нас. Тот, кто будет брошен в Огонь, лучше или тот, кто в День воскресения явится, будучи в безопасности?» (Фуссилат, 40). И те, кто полагает, что ложь одержит победу над истиной, истина исчезнет, а ложь вечно будет существовать, также не оценили Аллаха должным образом. Если Аллах, по своей мудрости, дал лжи на какое-то время взять верх над истиной, это не означает, что так будет всегда. И когда люди покаются и вернутся к своему Господу, Аллах вернет им силу и достоинство. Тот же, кто не верит в победу истины, словно обвиняет Аллаха в неспособности оказать помощь истине и Своим приближенным рабам. Ведь у людей, которые находятся на истинном пути, есть некоторые недостатки, и по этой причине они терпят поражение и погружаются в смуту. Но, когда они исправят свои недостатки, то Аллах вернет им их силу, положение и сгинет ложь. Когда истина претерпевает поражение, ее как бы окутывает дымом, но она не исчезает. «Добрый исход уготован только для богобоязненных» (аль-Касас, 83). «А добрый исход — за богобоязненностью» (Та ха, 132). Лицемеры, не вышедшие на джихад с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходили к нему оправдываться: «Наше имущество и наши семьи отвлекли нас (или помешали нам). Попроси же для нас прощения». Они произносят своими языками то, чего нет в их сердцах. Скажи: «Кто властен помочь вам чем-нибудь перед Аллахом, если Он захочет навредить вам или захочет принести вам пользу?» О нет! Аллах ведает о том, что вы совершаете. Но вы предположили, что Посланник и верующие никогда не вернутся к своим семьям» (аль-Фатх, 11-12). И те, кто отрицает воскрешение, Судный день, Рай и Ад, говоря «нет ничего, кроме этой жизни», также не оценили Аллаха должным образом.
Когда ты осознаешь, какого величие Могучего Аллаха - что произойдет с тобой? Ты станешь послушным рабом, совершающим праведные деяния, стремящимся ко всему благому, устранишься от всего скверного и греховного. В этом и заключается польза познания могущества Всевышнего и Всеславного Аллаха.