Просвещение

Мишарские уроки для русских (и не только) мусульман

Моя статья "Ислам в России: прошлое, настоящее, возможное будущее" многими коллегами была высоко оценена, за что им спасибо, но, к сожалению, пока не стала ни поводом для осмысления содержащихся в ней тем, ни предметом внятного обсуждения. Многие, особенно рядовые читатели, так и вовсе восприняли статью как "абстрактно-историческую", с реальной жизнью мусульман сегодня мало связанную.

Меж тем, мое обращение к истории Ислама в России имело место не скуки ради и не из-за того, что все практические темы исчерпаны. Я действительно считаю, что именно надлежащее осмысление прошлого есть ключ к эффективному прогнозированию будущего и выстраиванию своих действий и планов в настоящем. Так, без ложной скромности, точность моих прогнозов в отношении того, как развиваются государственно-исламские отношения в России в последние годы (и, скорее всего, как они будут развиваться), имеет причиной не какой-то мой провидческий дар, а всего лишь наличие у меня познавательного инструментария - понимания истории России, ее настоящего и будущего, выведенного из ее прошлого, опираясь на которое я и сформировал свою концепцию КапСовка.

Российские мусульмане в этом отношении плавают, как котята, потому что в массе своей истории России не знают и не понимают - отсюда все их иллюзии и наивные рассуждения. Это понятно, потому что история России для большинства ее мусульман - представителей национальных меньшинств, а то и вовсе иностранцев, чужая.

Но гораздо хуже, что мусульмане в России не знают своей истории, а именно истории Ислама в России как едином, исторически преемственном государстве, а не только в тех народах и землях, из которых они происходят. Это катастрофа, потому что без наличия исторического видения и исторического самосознания, российские мусульмане так и будут оставаться грушей для битья, как это происходит в наши дни.

Что же, с чего-то надо начинать. В прошлой статье, полагаю, был сделан теоретический задел в настолько спрессованном виде, что возник эффект перегрузки информацией. Поэтому сегодня я решил вернуться к одному из вопросов, поднятых в том тексте и рассмотреть его отдельно, под максимально прикладным углом зрения.

Вопрос этот, как наверняка уже догадались читатели по названию - история мишар как поучительный опыт для русских, да и не только, мусульман современной России.

Так один из моих френдов в ФБ, татарский националист, горячо поддержав статью в целом, подверг критике тот ее фрагмент, где я утверждаю о русских беглых крестьянах как одном из компонентов этногенеза мишар. В дискуссии за прояснением этого вопроса я решил обратиться к двум людям - Альберту Агзаму, другому татарскому националисту, под влиянием которого у меня первоначально и возникло такое понимание, а также к знатоку истории и культуры мишар Иреку Биккинину, главному редактору "Татарской газеты Мордовии". 

Тезис Альберта-эффенди, взятый на вооружение мною, предполагает, что мишари как этническое ядро современных татар сформировались как нация мусульманских мухаджиров и неофитов Северной Евразии из двух компонентов: тюркско-мусульманской служивой знати Московского царства, начавшей вытесняться со службы за отказ креститься при Романовых и переселявшейся на новые земли в Поволжья и разноплеменных беглых (или собственных крепостных) крестьян со временем или сразу принимавших Ислам и переходящих на особое тюркское наречие. 

Немалая часть таких крестьян, судя по всему, была русского происхождения, таким образом, мы можем говорить о прецеденте массового принятия Ислама русскими (в том числе, бежавшими от закрепощения) и формирования общности новых мусульман уже в эпоху ранних (природных) Романовых. 

Есть ли этому подтверждения? Вот что об этом пишет Ирек Биккинин:

"Такие беглые были. Этому есть подтверждение в документах Новокрещенской конторы. Русские крестьяне, не желавшие креститься, бежали не только к татарам, но и к мордве, и к чувашам.

Даже в начале 18 века в татаро-мишарских деревнях нынешней Мордовии, во всяком случае, в некоторых, например, моей родной деревне Татарская Тавла, а также в знаменитой деревне Белозерье, жило некоторое количество русских, которых в ландратских переписях 1710-18 гг. называли татарами. После попытки крещения татар Петром Первым русские имена и фамилии исчезли из списков наших деревень. Если эти русские оставались в язычестве до этого, то теперь они определились - стали татарами. А где-то стали мордвой и чувашами. Вот эти вещи и отражены в документах и рапортах Новокрещенской конторы.


Из списка Татарской Тавлы 1716 года, состав одной семьи: Тимофей Борисов 40 лет. У него жена Иракайка Айгилдина 40 лет. У него дети Байтеряк 20, Бикмай 15, Юсюп 10, Юнис 5, дочери: Бодайка 15, Злейка 7, Чечайка полугоду. У Байтеряка жена Юпайка Бекмеметева 20 лет.

Азмейка Борисов 56 лет. У него жена Канейка Бикбулатова 57 лет. У него дети: Мустайка 20 лет, Ясюкай 19 лет. У Мустайки жена Абайка Алтынбаева 20 лет. Дети: дочери Марфа 5, Голбека 2, Гулка году.


Арасланка Семёнов 65 лет. У него брат родной Слака 55 лет. У Слакая жена Амдяйка Кляшева 55 лет. У него детей: сын Алиш 15, дочь Алмя 16 лет. У него ж племянник Бикмемет Кодряков 25 лет. У него жена Айтюла Ишалеева 25 лет. Дочери: Бикмайка 3, Оймайка 2, Бисюка году. Сестра Шекарка 10 лет.


Агилдя Кузмин 70 лет. У него жена Кузейка Тимаева 76 лет. У него дети: Уразмайка 40, Бекмеметка 35 лет. У Размайки жена Гулбайка Байгузина 40 лет. У него сын Абдейка 10, дочери: Земейка 8, Зибайка 6 лет. У Бектемейки жена Аксиня Багданова 30 лет. У него дети: сын Давыд 3, дочь Зюлейка полугоду.

Есть также несколько семей, где имена глав семейств похожи на мордовские. Например, из мурз нашей деревни: Давыд мурза Сараев 35 лет. У него жена Сабирка Начарова 30 лет. У него дети: Даралей 25, Аюкай 15 лет. У Даралея жена Асолбека Мустаева 20 лет. У него ж Давыда дети Велша 8, дочери Айша 5, Салтея 2 лет.

К тому же у нас, мишарей, есть много народных традиций (описанных, например, в книге "Духовное наследие татар-мишарей"), которые прямо связаны с народными русскими традициями. Есть мнение, что эти вещи остались от наших же крещеных татар. Но возникает вопрос - а эти крещеные татары откуда все это взяли? Ведь православные священники вряд ли обучали их тонкостям русской народной жизни. Я думаю, эти вещи остались от тех русских. которые стали мусульманами, но потом, в силу хода истории, им пришлось выбирать между религией и национальной идентичностью. Если бы они гордо называли себя русскими, их бы одно время просто сжигали на кострах. А так назвались татарами и смогли остаться мусульманами. Русские язычники не смогли сохраниться среди мордвы и чувашей - они потеряли и язык, и свою религию".

На счет "сжигали на кострах" - это не метафора. Так, в 1738 году по указу императрицы Анна Иоанновны определением екатеринбургского правителя В.Н.Татищева был сожжен "совратившийся паки в махометанский закон" Тойгильда Жуляков. Есть другие прецеденты - русским. принимавшим Ислам, вырывали ноздри, выкалывали глаза и потом убивали, и это только документально зафиксированные случаи. Поэтому записаться в татары, а затем и как можно надежнее изменить свои имя-фамилию и спрятать русское происхождение было единственным шансом сохранить сознательно выбранную веру и при этом выжить.

Но было бы наивным думать, что "родное" государство оставляло в покое даже таких людей, спрятавшихся за татарскими именами и фамилиями. В частности, по мнению моего собеседника Альберта Агзама, кампания насильственного крещения татар Романовыми в XVIII веке была направлена именно на возврат в православие крестьян, предположительно русского (у многих) происхождения, и не затрагивала знать, которая могла документально доказать свое тюркско-мусульманское происхождение (о ней см.ниже). Вот что он пишет:

"И вот ИМЕННО ПОСЛЕ ЭТОГО НАЧИНАЮТСЯ ВОЙНЫ ЗА ВЕРУ. С 1722 ГОДА. То есть де-факто существующее государство, казалось бы, обезглавлено (см. ниже - В.С.), НО ДАЖЕ ОСТАВШИЕСЯ В ОДИНОЧКУ ОДИН НА ОДИН КРЕСТЬЯНЕ СУМЕЮТ ОТСТОЯТЬ СВОИ ПРАВА НА ВЕРУ. Но не де-факто существующее государство. По сути, де-факто Идель-Урал.

И, кстати, понятна жестокость Тевкелева, если знать, что это не "настоящие башкиры" и "настоящие татары", а НОВЫЕ МУСУЛЬМАНЕ были объектом репрессий. И понятно, почему сжигали - потому что указ сжигать вероотступников. Как бы все по закону тогда делали. Даже при "потоплении судов с припасами" ОБЕСПЕЧИЛИ ФОРМАЛЬНУЮ ДОКАЗАТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ СВОЕЙ ВЕРСИИ.

А в результате теперь "новобашкиры" и "новотатары" воют о "страшных русских, которые под предводительством мишарина нас массово сжигали". Хотя как раз скорее всего в качестве сожженных там были В ОСНОВНОМ "пострусские" (понятно, что если селение большое, то там будут представители всех народов), точнее "постхристиане", пытавшиеся изо всех сил казаться "башкирцами" (то есть формально арендовали землю у кого то из местных башкир), ну в крайнем случае исконними "татарами" и "магометанами". Но ведь мы видели из документов, что "исконние" татары-тюрки легко избежали репрессий, просто доказав свое исконне тюркское происхождение, а башкиры бы легко смогли перекочевать в другое место К ДРУГИМ БАШКИРАМ! Почему только ЭТИ СОЖЖЕННЫЕ НИКУДА НЕ БЕЖАЛИ? Потому что НЕ К КОМУ".

Итак, какие из этого можно сделать предварительные выводы?

1) Российское государство вело борьбу именно с Исламом как религией, а не только определенными народами.

2) Российское государство охотно кооптировало в свою элиту представителей других народов (как пришлых, так и завоеванных), отказывающихся от своей религии и переходящих в православие, выдвигало их на ведущие позиции, одновременно с этим все больше порабощая простой русский народ.

3) Элитарии-коллаборационисты из числа присоединенных мусульманских народов в принципе имели возможность сохранения своей религии, однако, со временем выкидывались из этой элиты или выдавливались на ее задворки, если только не переходили в православие.

4) Любые попытки "верноподданных мусульман" давать на антиисламские гонения ассиметричный ответ внутри системы, в частности, виде попыток тюркской знати создавать очаги Ислама на окраинах Московии с исламизацией присоединявшихся к ним крестьян, в итоге, рано или поздно жестко пресекались Российским государством. Перед тем как перейти к заключительному пункту наших выводов, дадим проиллюстрировать этот пункт Альберту Агзаму:

"Ну и как же удалось Московии это все дело "взломать" (то есть, по сути на окраинах Московии ДЕ-ФАКТО образовалось мусульманское государство из самых лучших крестьян и самых родовитых дворян)? На мой взгляд - путем предательского уничтожения знати, которую выманили ПОЧТИ ВСЮ под предлогом похода на Иран.


Прошу обратить внимание на слова "Также было нанято 30000 татар [11]" и далее - "Дальнейшее продвижение на юг приостановила сильная буря, которая потопила все суда с продовольствием".

ПРИЧЕМ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТАТАР В ЭТОТ ПОХОД БЫЛ ОТПЕЧАТАН МАНИФЕСТ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ! Ни до, ни после такого не делали и даже печатать на татарском запрещали. И что интересно - ТУТ ЖЕ НАЧИНАЮТСЯ МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ ПРОТИВ ТАТАР.
То есть мое предположение - манифест отпечатан с целью заманить мусульманскую знать. Ее собирают ПОЧТИ ВСЮ - И ТОПЯТ ("суда с продовольствием").

ЧТОБЫ ПОДТВЕРДИТЬ В КАЧЕСТВЕ ПРИЧИНЫ ПОТОПЛЕНИЯ "БУРЮ" - в качестве свидетеля привлекают МУРЗУ ТЕВКЕЛЕВА (потому что кафир или христианин не может быть свидетелем для мусульманина). Заметим, что МУРЗЕ И ЕГО ДЕТЯМ И В ДАЛЬНЕЙШЕМ БУДЕТ НАКАЗАНО ОСТАВАТЬСЯ МУСУЛЬМАНАМИ!

http://ru.wikipedia.org/wiki/Тевкелев,_Алексей_Иванович - "указывают на то, что он принял православие, однако, свидетельств этого нет". Правильно, потому что и дети его В ПРИКАЗНОМ ПОРЯДКЕ БЫЛИ МУСУЛЬМАНАМИ! http://ru.wikipedia.org/wiki/Тевкелев,_Кутлу-Мухаммед_Батыргиреевич. Причем их не то что не крестили, ИМ ЗАПРЕЩАЛИ КРЕСТИТЬСЯ!"

Данные события - это урок элитарным мусульманским приспособленцам, которые не просто надеются отсидеться, когда власть давит их простых единоверцев, но и стремятся выслужиться перед этим государством, в некоторых случаях искренне мечтая поднять таким образом статус Ислама. История показывает, что таких это государство, если и не топит специально, то использует как штрафбат, специально кидая на верную гибель - так было с татарами, выступившими в Персидский поход, так было с Дикой дивизией (состав которой за годы Первой мировой войны полностью обновился несколько раз), так было с батальоном "Восток", который принял на себя основной удар во время войны с Грузией, а командиры которого потом были отстреляны в Москве явно с санкции Кремля. И поэтому -

5) После чего произошел хоть какой-то перелом в отношении этого государства к своим внутренним мусульманам? После серии восстаний мусульман, начиная от джихада Батырши под знаменем Ислама, до совместных выступлений мусульман под руководством Салавата Юлаева и православных под предводительством Пугачева. Плюс к тому, войны России с Турцией (Османским халифатом), которая выдвигала требования защиты прав своих подневольных российских единоверцев.

Вывод: никак не приспособленчество, но только прямое давление на это государство как извне, так и изнутри, в том числе совместно с поднимающимся для борьбы за свои права и вольности русским обществом, способно дать хоть какой-то позитивный эффект в плане положения Ислама в этой стране. 

Теперь что касается урока этой истории для русских мусульман. Как я уже писал в предыдущей статьи, специфика тех времен заключалась в том, что, с одной стороны, принимающие Ислам русские не имели возможность открыто оставаться русскими, с другой стороны, что формирующаяся общность мишар была не столько национальной, а открытой для всех желающих, принимающих Ислам и переходящих потом на тюркское наречие. Кроме того, будем откровенны - принимали Ислам русские бедолаги, оказавшиеся под покровительством тюркской знати, получившие возможноть узнать от нее и ее соплеменников об Исламе. Едва ли они могли бы сделать это самостоятельно, так что, можно сказать, что их дальнешее отатаривание было не только вынужденно, но и естественно, закономерно.

Тем не менее, что мы видим? Мы видим, что в случае начала давления "этномусульманская" элита, как правило, либо сдает "неофитов", либо, по крайней мере, их положение и интересы объективно различаются, пока элита считает, что она может договориться с властями путем отказа от своей паствы. По сути, сплошь и рядом мы это видим и сейчас - начиная с заявлений Гусмана Исхакова и до многих аналогичных случаев этномусульманская номенклатура легко готова разменять неофитов ради поблажек со стороны государства и РПЦ. Правда, на очередном витке в итоге ломают уже и эту элиту - именно этот этап истории государственно-исламских отношений наступает и сейчас, что позволяет надеяться на консолидацию (хотя бы вынужденную!) всех фрагментов исламской общины в скором будущем. 

Ну, а русским, принимающим Ислам в наши дни, судя по всему, как и во времена Романовых (все к этому уже идет!), чтобы сохранить свою веру, жизнь и достоинство придется либо вливаться в какой-то очередной мусульманский народ (например, кавказский суперэтнос или снова в татары, если речь о России), либо на этот раз уже готовиться бороться за место под солнце самим, не полагаясь на чью-то знать, а выдвигая для этих целей собственную - свой национальный авангард.

Автор: Харун Сидоров
подписаться на канал
Комментарии 16
  • Да,брат прав,надо готовиться и быть готовыми бороться.Ненависть православных к русским мусульманам не знает границ,сам испытал.
    (4004)
    6 апреля'2013 в 00:07
    • БаракАллах, брат Харун!

      Несомненно, что русский народ играл и продолжает играть цементирующую роль в создании и становлении России на всем протяжении ее истории. Но в современной ситуации жестокая конкуренция и борьба политических и идеологических систем в мире требует от него огромного напряжения сил и твердости духа для сохранения своего статуса. Это возлагает на него, особенно на молодежь, еще большую ответственность за будущее страны и всех народов ей объединенных. И в этом свете послание Всевышнего с его четко выстроенной нераздельной системой обустройства жизни может явиться источником восполнения силы духа, стойкости и мужества народа на пути его духовного и национального возрождения. Всевышний дает России, русскому народу исторический шанс принятия истинного единобожия и обретения через это некогда утерянной ведущей авангардной роли в современном нестабильном мире.
      (4056)
      6 апреля'2013 в 01:50
      • Многие ошибочно полагают или умышленно распространяют заблуждение о том, что якобы Ислам – восточная религия, а христианство религия европейская. Это невежественное суждение легко опровергается. Неоспоримо, что все пророки предыдущих этапов божественного учения, не говоря уже о таких, как Авраам, Моисей, Иисус сын Девы Марии и Мухаммад (да благословит их Аллах), не были европейцами. Все они были братьями по вере, исполнившими каждый свою долю пророческой миссии, возложенной на него Создателем. Ислам не восточная религия, в чем пытаются сегодня убедить русскую молодежь невежды, а божественное послание ко всем народам мира, в том числе и к народу России. Такие же невежды из приверженцев «национальной мусульманской традиции» утверждают, что для того, чтобы быть мусульманином или принятия Ислама или полноценности веры необходимо знание одного из т. н. «мусульманских» языков или отношение к одному из «мусульманских» народов. Большего заблуждения, идущего вразрез с исламским принципом братства и единства мусульман на основе веры, а не на основе национальной идентичности трудно придумать. Ислам признает права всех народов на свои национальные различия, если они не противоречат божественному замыслу. Также все нации и народы перед Господом миров равны. Все имеют одинаковые права на принципы Ислама, а не только т. н. «мусульманские» народы. Ислам не признает преимущества одних народов над другими. Всевышний говорит: «О люди! Мы создали вас мужчинами и женщинами и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом – самый благочестивый. Поистине, Аллах – Знающий, Сведущий!» (Коран, 49:13). Таким образом, Коран утверждает право каждого быть благочестивым мусульманином, а любой нации сохранять в Исламе свою идентичность, язык и культуру. Восприятие человеком исламской морали и исламского мировоззрения в качестве жизненной концепции не отделяет его от своего народа, а наоборот придает ему новое дыхание и четкие ориентиры для деятельности на благо своей нации. Будучи приверженцем Ислама, человек не отказывается от своей национальной самобытности, однако, обретает общность с единой и могучей мировой исламской Уммой.
        (4056)
        6 апреля'2013 в 01:52
        • Альхамдулиллях! Русские мусульмане приносят надежду и радость для мусульман России. Будем надеяться и делать дуа, что таких мусульман будет все больше: интеллектуальных, высокообразованных, ученых, стремящихся принести пользу Исламу, таких как данный автор, А. Полосин и т.д. Один известный богослов, чьи труды сейчас запрещены в России, писал: "В результате двух страшных миро­вых войн в человечестве произошло мощ­ное пробуждение, в связи с чем ни один народ не будет жить без веры. Русский человек не останется без веры, но и не сможет, вер­нувшись назад, снова стать христианином. Произойдет его примирение с Кораном, либо он станет последователем Корана - Корана, который сокру­шает идеи абсолютного безверия, опирается на истину и основывается на доводах и доказательствах, убеждая разум и сердце человека".
          (5146)
          6 апреля'2013 в 03:56
          • Товарищ Харун - национал-социалист, похоже. Кажется даже кичиться своим национальным происхождением. Призывает мусульман объединяться (читай: разъединяться) на этой основе. Есть высказавание Пророка, мир ему и милость Аллаха, на этот счет - где он, да благословит его Аллах и приветствует, предлагает такого рода людям (националистам) - взять в рот член своего отца и подчеркивает, что говорит это не а переносном смысле. Да наставит нас всех Аллах на правый путь.
            (-1136)
            6 апреля'2013 в 10:10
            • iakup, к сожаленью, это правда брат....надо ислам поднимать везде и повсюду и только это решение проблемы...а вот с кучкой татар и башкир не отвоевать место под солнцем...про некоторых предателей из элиты согласна, но не все!!
              а разве мишаре и татары не одно и тоже? а то что мы смешаны с русскими, это не новость...это было есть и будет...разве татары не женятся с русскими и наоборот? везде и всюду такое можно увидеть...если проверить русских то можно обнаружить тюркские гены, и наоборот...
              (-170)
              6 апреля'2013 в 13:12
              • «Пусть люди перестанут хвастаться своими предками, либо они будут перед Аллахам более презренным, чем жук, который ковыряется в навозе». (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
                «Не наш человек тот, кто призывает к асабийе (национализму), не наш человек тот, кто сражается ради асабийа и не наш человек тот, кто проявляет гнев из-за асабийи». (Муслим)
                (-170)
                6 апреля'2013 в 13:16
                • Насколько помню, Соборное уложение и последующие документы Империи насчет наказаний, предусматривает смертную казнь иноверцам, которые соблазняли православных в свою веру, а не перешедшим.

                  Кабы Тойгильда Жуляков был православным, он шел бы в деле под своим именем, что получил при крещении, а не исламском.
                  Наказание за переход в чужую религию православного - покаяние, что обычно сопровождалось заключением на некий срок.
                  Вырывание ноздрей, смертная казнь предусматривалась за оскорбление величеств, гос. измену и т.п.
                  Как пример - казнь, сожжение Протопопа Аввакума за оскорбление величества (называл царя Петра антихристом)

                  В Российской империи были награды для иноверцев, т.е. мусульман. Полно их в армии служило.

                  И они были свободными, в отличии от миллионов крепостных-русских...

                  Надо проводить параллели с шариатом, что было положено за переход, к вере предков потуреченного серба, например, и т.п.
                  (-531)
                  6 апреля'2013 в 19:57
                  • Arslan,
                    вы уже заметили, что если христиавнин читает Коран, то он некоторые места трактует иначе чем вы. В соответствии с предыдущим Писанием.

                    Вот когда вы все примиритесь, наряду с Кораном, с Торой, Пророками, Псалтырем и Евангелием, покажете себя лучшей общиной на благо человечества, как про вас обещано, то конечно мы к вам подтянемся.
                    Никак иначе.

                    "Мощное пробуждение" было в том, что люди вроде поняли, что коммунизм и национализм - бред и химера.
                    Насчет мощности пробуждения веры очень сомневаюсь.
                    Да и идеи тех химер живы до сих пор.
                    Недаром Даджал придет, а его приход будут предворять многие горести и беды.
                    Большой оптимист вы однако.
                    (-531)
                    6 апреля'2013 в 20:06
                    • Kyana New, согласен, что если мусульмане будут действительно жить по законам Аллаха - Всемогущего Творца всего сущего, тогда люди, видя красоту Божественны Законов, будут массово принимать ислам. "Если мы на деле проявим совершенства Исламской нравственности и истин веры, то последователи других религий, несомненно, целыми общинами будут приходить к Исламу, и даже некоторые континенты и государства Земли примут Ислам". В принципе, что и происходит в мире, несмотря на целенаправленное глобальное противодействие Исламу со стороны безбожников или обманутых людей.
                      (5146)
                      6 апреля'2013 в 20:33
                      • Идрис,
                        не воздавай злом на зло.

                        У нас гораздо больше неприязни к неверующим, например, к атеистам-коммунистам и сатанистам.
                        Людей любых нельзя, грешно, ненавидеть. Надо ненавидеть грех, и желательно в самом себе.

                        Вероятно поводом, как обычно бывает, к неприязненному отношению является не религия, а личные качества и поступки. А нападки на веру - уже вторично.
                        (-531)
                        6 апреля'2013 в 20:39
                        • Хорошим аргументом может быть выявлении религиозной принадлежности среди участников крестьянских войн, например Пугачёвского бунта. Наряду с русскими там участвовали мусульмане.
                          Причем Пугачев веру не менял, называя себя Петром Третьим. В войске было много казаков-старообрядцев.
                          Сколько русских муслимов?
                          (-531)
                          6 апреля'2013 в 20:48
                          • Arslan,
                            когда же начнется массовое проявляние совершенств?

                            Здесь важно самим соответствовать, а не принуждать-призывать к совершенствам других.
                            (-531)
                            6 апреля'2013 в 20:57
                            • "В 1845 г. было принято «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Его принятие было вызвано не в последнюю очередь желанием оградить православное население от перехода в католицизм и протестантизм, т.к. к тому времени (1845 г.) не были официально узаконены отношения с Ватиканом и протестантскими центрами за рубежом. Вторая глава содержала закон «Об отступлении от веры и постановлений церкви», где основное внимание уделялось случаям перехода из православия в иное христианское вероисповедание. Согласно статье 195 виновный в таком преступлении приговаривался к лишению всех прав и преимуществ и ссылке в Сибирь или наказанию розгами и отдаче в исправительные аречстантские роты гражданского ведомства от одного до двух лет94. После принятия Уложения о наказаниях все случаи перехода православных в католицизм подвергались тщательному расследованию. Причем дознание проводилось по распоряжениям государственных органов как православными епархиями, так и католическими. Такая строгость была вызвана участившимися случаями перехода в католицизм представителей высших кругов России и их приближенных, которые считали западную цивилизацию идеальной для развития государственности и отождествляли католицизм с ней. Во второй половине XIX в. нередкими были случаи перехода в католицизм целых деревень в западных губерниях Российской империи, в частности в Белоруссии. Во многом это было вызвано католическим
                              94 Лиценбергер O. A. Указ. соч. С. 91.

                              Еще строже — каторжными работами от восьми до десяти лет — каралось совращение в мусульманство, иудаизм или любую нехристианскую веру.

                              http://www.verigi.ru/?book=207&chapter=7
                              (-531)
                              6 апреля'2013 в 21:08
                              • Kyana New, один из примеров http://golosislama.ru/news.php?id=16002
                                (5146)
                                6 апреля'2013 в 22:44
                                • Kyana New, извини. Ошибочно минусанул. Хотел нажать на плюс, но ошибся.
                                  (4056)
                                  6 апреля'2013 в 23:29