Просвещение

Шейх Ибн Усеймин да помилует его Аллаха Как относиться последователю Сунны к приверженцу нововведений?

Вопрос: 

"Как относиться человеку, который придерживается Сунны к приверженцу нововведений? Дозволено ли его покидать?".

Ответ: 

"Нововведения делятся на два вида:

1. Нововведение являющееся неверием.

2. Нововведение, которое меньше этого.

В обоих случаях мы обязаны призывать к истине тех, кто причисляет себя к Исламу. Не смотря на то что у них нововведения, которые выводят из религии или меньше этого. Разъяснять им истину и не набрасываться на то на чем они до тех пор, пока мы не увидим в них проявление высокомерия к принятию истины. Потому что Аллах Всевышний сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: "Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из враждебности и по невежеству" (сура аль-Анам, аят 108).

Первым делом призовем их к истине. Разъясняя и объясняя ее с доказательствами. Истина принимается каждым у кого здоровое естество. Если встретим упорство и высокомерие, то разъясняем их заблуждение. Ведь разъяснение их заблуждения без спора с ними является обязательным.

Что касается оставления их, то это в зависимости от нововведения. Если их нововведение является неверием, то их оставление является обязательным. Если оно меньше этого, то мы приостановимся в их оставлении. Если в их оставлении есть благо, то мы делаем это, а если в их оставлении нет пользы, мы сторонимся этого. Потому что основа в верующем - это запрет его оставления. Из-за слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Не дозволяется верующему мужчине оставлять своего брата, больше чем на три".

Верующего, даже если он нечестивец, запрещается оставлять, кроме как если в этом есть польза. Если в его оставлении есть польза, мы его оставляем, потому что оставление в этом случае лекарство. Если в этом нет пользы или в этом есть увеличение греха и заносчивости, то, поистине, оставление того в чем нет пользы, является пользой.

Если кто-либо опровергая это, скажет что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, покинул Кааба ибн Малика и его двух спутников, которые уклонились от похода на Табук. То ответ: "Это совершил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и он повелел сподвижникам покинуть их, потому что в их оставлении была огромная польза". Ведь они еще больше стали держаться того, на чем они были. До такой степени, что Кааб ибн Малик, да будет доволен им Аллах, когда к нему пришло письмо от правителя Гассанитов, в котором он говорил: "Я слышал, что твой товарищ, имея ввиду Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, грубо обошелся с тобой, но Аллах не оставит тебя в доме, где тебя ждет унижение. Не даст тебе пропасть. Истина – с нами и мы сочувствуем тебе". После чего Кааб встал и, не смотря на ту тяжесть и трудность которую он испытывал, взял это письмо и сжёг его в печи. В оставлении этих людей было великое благо. И результат, с которым не сравнится иной результат - Аллах ниспослал о них аяты, которые читаются до Судного Дня. Всевышний сказал: "Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час, после того, как сердца некоторых из них чуть было не уклонились в сторону. Он принял их покаяния, ибо Он - Сострадательный, Милосердный. Аллах простил и тех троих, которым было отсрочено до тех пор, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли, что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный" (сура ат-Тавба, аяты 117-118).

(Маджму фатава ва ар-расаиль шейх ибн Усеймин; 2/293-295)

Автор: Шейх Ибн Усеймин
Комментарии 1
  • Об опасности дружить, общаться и спорить с приверженцами нововведений, а также читать их труды, слушать их диски и посещать их сайты


    Кто относится к приверженцам нововведений?


    Сказал Шейхуль Ислам, имам Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки (909-974 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Фатава аль-Хадисийя»: «Под сторонниками дурных новшеств (асхаб аль-бид`а) понимаются те, кто противоречит акыде (вероубеждению) Ахлю-с-Сунна валь Джама`а. А Ахлю-с-Сунна это последователи шейха Абуль-Хасана аль-Аш`ари и Абу Мансура аль-Матуриди - двух имамов Ахлю-с-Сунна (в акыде)». См. Ибн Хаджар аль-Хайтами, «аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 516. Издательство «Дару ат-Таква».

    Так кто же противоречит вероубеждению Ахлю-с-Сунна валь-Джама`а? Кто противоречит вероубеждению ашаритов? А это шииты и их ответвления, которые ругают сподвижников, кадариты отвергавшие предопределение и утверждавшие, что человек сам творит свои деяния, джаббариты которые полностью отвергают свободу выбора человека, сравнивая действия человека с шелестом листьев на ветру. Это муджассима-мушаббиха, которые уподобляют Аллаха творениям, сравнивая атрибуты Всевышнего Аллаха, с атрибутами творений, тем самым приписывая Аллаху, органы и части тела, а также думают, что Аллах находится на Троне и что находится в одной из сторон пространства, и каждую ночь спускается буквально Своей сущностью на нижнее небо. Это хариджиты, которые обвиняют в неверии мусульман за совершение больших грехов, обвиняют в неверии мусульман, несогласных с ними, считая дозволенным их имущество и жизнь, дозволяют восстание против законного правителя мусульман, претендуют на знание о намерениях людей и того, что содержат их сердца, порочат и обвиняют в неверии ученых, а также для оправдания своих убеждений используют неоднозначные и сомнительные доводы и толкуют из буквально. Это мутазилиты исповедующие сотворенность Корана, отрицающие видение Аллаха в Раю и утверждающие, что человек сам творит свои деяния. Это джахмиты которые отвергали сифаты Аллаха, а также считали, что Аллах Своей сущностью находится везде. Это также ваххабиты-псевдосалафиты которые унаследовали свои убеждения от мушаббиха и хариджитов.


    Сказал Имам Абу Джафар ат-Тахави (229-321 г.х.): Мы молим Аллаха защитить нас от ложных убеждений и заблудших групп, таких, как мушаббиха, муътазилиты, джахмиты, джабариты, кадариты и им подобных, которые отклонились от Сунны и Джамаата и стали отстаивать ошибочные убеждения. Мы отвергаем любую связь с ними, и, по нашему мнению, они в заблуждении и на пути к гибели. См. «Акыда ат-Тахавийя».


    Cказал Имам Ахмад ас-Сави аль-Малики (ум. 1241 г.х.) в своих примечаниях к «Тафсир аль-Джалалайн», в котором он говорит относительно аята: «Поистине, сатана вам враг, считайте же его врагом! Он зовет свою партию, чтобы оказаться им обитателями огня» (35:6): «Этот аят был послан о хариджитах [как предсказывание их появления], которые изменили интерпретацию Корана и Сунны, на основании чего они объявляли законным убийства и захват собственности мусульман, то же самое теперь мы можем наблюдать в их современных копиях (двойниках); а именно, секте из хиджаза по имени «ваххабиты», которые думают, что они находятся на верном пути, в действительности они - лгуны. «Овладел ими сатана и заставил их забыть воспоминание об Аллахе. Они - партия сатаны. О да, поистине, партия сатаны, они - потерпевшие убыток!» (58:18-19). Мы просим Аллаха, Самого Щедрого искоренить их полностью. См. Ахмад ас-Сави, «Хашия аль-Сави `аля аль-Джалалайн», 3/255.


    Об опасности дружбы с приверженцами нововведений


    От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378. Имам ан-Навави, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих, хафиз ас-Суюты подтвердили достоверность хадиса.


    Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр писал: «Смысл этого хадиса, а Аллаху об этом ведомо лучше, в том, что человек привыкает к тому, что он видит от своего друга. К религии тоже можно привыкнуть, и поэтому мусульманину велено дружить только с теми, от кого он видит хорошее, так как к хорошему тоже можно привыкнуть». См. «Бахджатуль-джалисин», 2/751.


    Имам аль-Хаттаби сказал: «Слова «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг» означают, что дружить можно только с тем, чьей религией и праведностью ты доволен. Твой друг непременно станет склонять тебя к своей религии, на свой путь, и поэтому не обольщайся своей набожностью, не подвергай себя опасности и не бери себе в друзья тех, чьей религией и чьим путем ты не доволен. Суфьян ибн ‘Уяйна сообщил, что относительно этого хадиса говорили: “Посмотрите на Фараона и на Хамана, который был рядом с ним! Посмотрите на аль-Хаджаджа и на Язида ибн Абу Муслима, который был еще хуже! И посмотрите на Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика и на его соратника Раджу ибн Хайю, который всегда поправлял его”. Говорят, что любовь названа словом «хиллят», оттого что любовь и симпатия проникают в сердце и укореняются в нем, и это – высшая форма братских чувств. Люди, как правило, являются чужими друг другу, и если они знакомятся и начинают дружить, то становятся близкими. Если между ними обнаруживается сходство, то они становятся любящими друзьями. Если же эта любовь крепнет, то между ними возникает то, что можно назвать словом «хиллят»». См. «аль-‘Узля» 56.


    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть не водится с тобой никто, кроме верующего, и пусть не ест твою еду никто, кроме богобоязненного!». Абу Дауд 4832, ат-Тирмизи 2395. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Муфлих.

    Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: «О человеке судите по его другу, ведь он берет себе в друзья лишь подобного себе!» См. «Тафсир аль-Къуртуби», 4/281.

    Аль-А’маш сказал: «Саляфы задавали о человеке только три вопроса: где он ходит, к кому он заходит и кого из людей он любит». Ибн Батта в «аль-Ибана», 2/452.

    Суфьян ас-Саури говорил: «Ничто так не влияет на порочность или праведность человека, как его друг!» См. «аль-Ибана», 2/476.


    Известный имам из числа последователей сподвижников (таби’ун) – Са’ид ибн Джубайр говорил: «Для меня любимее чтобы мой сын дружил с нечестивцем-суннитом, чем он будет дружить с усердным в поклонении приверженцем нововведений!» Ибн Батта в «аль-Ибана» № 89.


    Имам аш-Шатыби сказал: «Поистине, спасшейся группе (фиркъату-ннаджа) велено проявлять вражду по отношению к приверженцам нововведений, отстраняться от них и наказывать тех, кто устремился к ним». См. «аль-И’тисам» 1/172.


    Имам Ибн Муфлих говорил: «Сунной является отстранение от того, кто открыто совершает грехи, как грехи, выражающиеся в делах, словах и убеждениях!» См. «аль-Адабу-шшар’ия», 1/229.



    Об опасности пребывания в собраниях приверженцев нововведений и общения с ними


    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Къадариты являются огнепоклонниками этой общины, и если они заболеют, то не навещайте их, а если они умрут, то не ходите на их похороны». Абу Дауд 4691, аль-Хаким 1/15, Ибн Абу ‘Асым 339. Имам ат-Тирмизи, хафиз Ибн Хаджар назвали хадис хорошим.
    Сообщается, что, когда Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах) сообщили о людях, которые отрицают предопределение, он сказал: «Когда вы встретите этих людей, то передайте им, что я непричастен к ним, а они ко мне!» Муслим 8.


    Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: «Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые ищут собрания, в которых поминают Аллаха! Так смотри же, с кем ты находишься! Не находись с приверженцами нововведений, ибо поистине, Всевышний Аллах не смотрит на них! И признаком лицемерия является пребывание человека с приверженцем нововведений. Я застал лучшее поколение людей, и все они были из ахлю-Сунна, и они запрещали пребывание с приверженцами нововведений!» См. “Хилья аль-аулия” 8/104.
    Он также говорил: «Остерегайся сидеть с теми, кто может испортить твое сердце!» аль-Лялякаи 262.


    Суфьян ас-Саури говорил: «Тот, кто обратил свой слух к приверженцу нововведений, зная это, тот вышел из под защиты Аллаха и вверился самому себе!» аз-Захаби в “ас-Сияр” 7/261.
    Сколько же было примеров тому, как некоторые мусульмане, обольстившись благим нравом приверженцев нововведений, сбивались с правильного пути!




    Об опасности споров с приверженцами нововведений


    Однажды Мухаммаду ибн Сирину сообщили о том, что некий приверженец нововведений хочет придти к нему и поговорить с ним, на это Ибн Сирин сказал: “Скажите ему: “Нет!” Пусть не приходит ко мне! Поистине, сердца сынов Адама слабые, и я боюсь, что услышу от него какое-либо слово, и после этого мое сердце не вернется к тому, на чем было!” Ибн Уаддах 60, Ибн Батта 399.
    Также сообщается, что когда Мухаммад ибн Сирин слышал слова приверженцев нововведений, он затыкал пальцами уши и говорил: «Мне не дозволено с ним говорить!» и уходил со своего маджлиса». См. “аль-Ибана” 2/473.


    Если даже такие великие имамы из числа саляфов опасались спорить и даже просто говорить с приверженцами нововведений, то что можно сказать о тех, кто ввязывается в споры с приверженцами нововведений, не обладая даже элементарными основами в религии?!
    Имам Ахмад говорил: «Основой Сунны у нас является: оставление сидения с приверженцами своих страстей, а также оставление споров и препирательств относительно религии». См. “Усулю-Ссунна” 23.


    Когда один человек спросил у имама Ахмада разрешение на то, чтобы опровергнуть взгляды приверженцев нововведений, он сказал: “Мы слышали и видели, что ученые запрещали разговаривать и проводить время с последователями заблудших взглядов. Нужно ограничиваться выполнением того, что есть в Писании Аллаха и Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), а не усаживаться вместе с еретиками и заблудшими, чтобы опровергать их взгляды. Поистине, они могут привести тебя в замешательство, но они не откажутся от своей ереси. Поэтому, если на то будет воля Аллаха, лучше будет не сидеть с ними и не пускаться в обсуждение их ереси”. См. “аль-Ибана ас-сугъра” 1/44.


    Также имам Ахмад говорил: «Вам следует изучать Сунну, хадисы и фикъх, что принесет вам пользу, и остерегаться споров и препирательств с приверженцами заблуждений!» См. “аль-Ибана” 2/532.


    Шейх Юсуф ан-Набхани сказал о ваххабитах-псевдосалафитах: «Их число постоянно растет, будто бы они шайтаны». Он продолжает: «Все они грязные, но их вожаки настолько грязные, что их не омыть». Он пишет: «И я буду воевать с ними пока жив, а если умру на этом пути, то оставлю после себя два оружия: мои книги и назмы». См. “Шаваидуль Хакк” на стр. 68.


    Сказал далее Шейх Юсуф ан-Набхани: «То, что касается ищущих знания, которые еще в начале своих поисков, или которые прервали обучение не достигнув степени укрепившихся в знаниях ученых, то им нельзя связываться с приверженцами нововведений и прислушиваться к их сомнениям, даже если это будет с целю опровержения их. Поистине, из-за своей слабости и бессилия, в их сердцах укрепятся их заблуждения, которых уже (в последующем) трудно будет отвратить. Так они сами становятся приверженцами нововведений, как мы это наблюдаем в некоторых глупцах нашего времени, которые были на истинном пути, но потом сбились из-за встреч с заблудшими. Также собрание вместе с ними и прислушивание к их спору стало также не разрешенным тому, у которого сомнения в здравости своей религии, из людей Ислама, будь то это ищущий знания или простолюдин» См. «Шавахидуль Хакк», 96.


    Кто-то может спросить: «Как имамы нашей общины запрещали спорить с приверженцами нововведений, если они сами часто их опровергали?»
    Ответом на это является то, что саляфы и последующие ученые в основном спорили не с самими заблудшими приверженцами нововведений, а опровергали и разъясняли их ересь для людей, что является одной из важнейших задач ученых, которые разъясняют людям эти заблуждения, предостерегая тем самым их от гибели. К примеру, как это делал наш Имам Абуль-Хасан аль-Ашари.


    Сказал Абу Бакр Ахмад ибн Али ибн Сабит, больше известный как аль-Хатыб аль-Багдади (392-463 г.х.), в своей книге: «Абуль-Хасан аль-Аш`ари – мутакаллим, автор многих книг и трудов, в которых опровергаются воззрения еретиков, а также мутазилитов, рафидитов (шиитов), джахмитов, хариджитов и приверженцев других еретических толков... Мутазилиты горделиво поднимали голову до тех пор, пока Всевышний Аллах не помог имаму аль-Аш`ари одержать над ними верх». См. аль-Хатиб аль-Багдади, «Тарих аль-Багдад», 346


    Сказал Имам Абуль-Касим аль-Кушайри об Абуль Хасан Али бин Исма`ил аль-Аш`ари: Он говорил об основах религии по пути Ахлю-с-Сунна, опровергал противоречащих нововеденцев. Против мутазилитов, нововеденцев, хавариджей он был обнажённым мечом». «Табйинул кизб аль-муфтари, Ибн `Асакир, стр. 60.


    Хафиз Ибн Раджаб сказал: “К проявлению искренности (насыха) по отношению к Аллаху, к Его Писанию и посланнику (мир ему и благословение Аллаха) относится то, что совершают ученые, опровергающие заблуждения с помощью Корана и Сунны и разъясняющие это. Также к этому относится и опровержение слабых высказываний ученых”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 96.


    Что же касается самих приверженцев нововведений и своих страстей, то с ними не следует спорить и что-либо им доказывать, унижая при этом знание, а еще и подвергая себя сомнениям, ибо если Аллаху будет угодно Он поведет их по пути истины. Ведь спор с приверженцами нововведений помогает укрепить и распространить их ересь. Абу Къиляба говорил: “Не помогай приверженцам своих страстей, слушая их!” аль-Лялякаи 246.


    Наилучшее опровержение для них – это их игнорирование! Айюб ас-Сахтияни говорил: “Нет более сильного опровержения для приверженцев нововведения, чем молчание”. См. “аш-Шари’а” 56.


    Однако если кто-либо из приверженцев нововведений действительно желает узнать истину, а не просто поспорить, то нет запрета в том, чтобы вступить с ним в дискуссию, если вступающий в спор обладает достаточным знанием темы дискуссии и будет проявлять мудрость в споре, как говорит Аллах: «Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (ан-Нахль 16: 125).


    Имам аль-Хатыб аль-Багъдади сказал: «Ибн ‘Аббас спорил с хариджитами по велению ‘Али ибн Абу Талиба. И ни один сподвижник никогда не порицал спор, целью которого было достижение истины!» См. “аль-Факъих уаль-мутафакъих” 1/234.



    Об опасности читать труды, слушать диски и посещать сайты приверженцев нововведений


    Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) со свитками, написанными людьми Писания, он разгневался и сказал ему: «Ты что, о сын аль-Хаттаба, в сомнении относительно того, с чем я послан?! Не спрашивайте их (людей Писания) ни о чем, ибо они могут вам сообщить истину, которую вы посчитаете ложью, или сообщить ложь, которую вы можете посчитать истиной. И клянусь Аллахом, даже если бы пророк Муса был среди нас, он обязан был бы следовать тому, на чем я!» Ахмад 3/378, 471, ад-Дарими 2/371.
    Имам Малик говорил: «Не дозволено позволять что-либо из книг приверженцев своих страстей, нововведений и гадающих по звездам!» См. “Джами’ аль-баян аль-‘ильм” 416.
    Имам аль-Марвази рассказывал: «Однажды я сказал Абу Абдуллаху (имаму Ахмаду): «Я встретил книгу, в которой порицаемые вещи. Как ты считаешь, сжечь мне ее?» На что он ответил: «Да!»» См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 1/229.


    Суфьян ас-Саури говорил: «Нет такого заблуждения, чтобы оно не было приукрашено!» См. “аль-Худжда фи баян аль-махаджа” 2/484.


    Имам аль-Ауза'и говорил: «Бойтесь Аллаха, о мусульмане, и принимайте наставление от наставляющих и увещевание от увещевающих! И знайте, что эти знания – религия, так смотрите, что вы делаете и от кого ее берете, за кем следуете и чьей религии доверяйте! Поистине, все приверженцы нововведений – лжецы и грешники, и они не боятся Аллаха! Так остерегайтесь же их и отвергайте их, ибо поистине, ваши первые ученые и поздние так поступали и это велели!» См. “Тарих ад-Димашкъ” 6/362.
    (-16)
    5 апреля'2013 в 02:39