Просвещение

Причины совершения акика (жертвоприношение за новорожденного)

Жертвоприношение по случаю рождения ребенка называется ‘акика. Ученые разошлись во мнениях по поводу этого обряда: некоторые говорят, что это обязательно, другие же считают это сунной муаккада (подтверждённой сунной).

Ученые Постоянного Комитета (КСА) сказали: «’Акика – это сунна муаккада. За мальчика полагается два барана, каждый из которого должен отвечать условиям жертвенного животного (удхия). За девочку в жертву приносится один баран. Животное зарезается на седьмой день, но если не получается сделать это вовремя, тогда можно зарезать в любое другое время, и это не будет считаться грехом. Однако предпочтительней сделать это как можно  быстрее. А Аллах источник успеха. Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам».

Есть обособленное и слабое (даиф) мнение, согласно которому ‘акика – макрух (нежелательна). Ибн аль-Каййим писал по этому поводу: «Согласно сообщению, переданному Ханбалем, имам Ахмад сказал: «Было передано, что некоторые люди считают, что ‘акика нежелательна, так как это действие было еще во времена Джахилийи. Он считает, что это мнение – результат недостатка знаний, и что до людей не дошли некоторые сообщения. Так, Пророк ﷺ делал акику за Хасана и Хусейна. Его сподвижники также делали акику. Люди говорят, что это действие со времен Джахилии, однако это — сунна Посланника Аллаха ﷺ, который сказал: «Каждый ребенок – заложник своей ‘акики». Этот хадис с приемлемым иснадом был передан Абу Хурайрой от Пророка ﷺ».

Согласно сообщению, переданному аль-Асрамом, он (имам Ахмад) сказал: «Существует много хадисов об ‘акике, иснады которых идут от самого Пророка ﷺ и его сподвижников и Табиинов, а эти люди говорят, что это действие времен Джахилии». После чего он улыбнулся, словно был удивлен». «Тухфа аль-Маудуд» (стр. 45-46).

Во-вторых: Что касается цели, для которой делается акика, то её мы можем узнать, поняв хадис Пророка ﷺ: «Каждый ребенок – заложник своей ‘акики».

Ученые разошлись в понимании этого хадиса. Так, например, толкуется, что если за ребенка не сделали акику и он умер во младенчестве, то он не сможет ходатайствовать за своих родителей. Или что акика защищает ребенка от Шайтана, уберегая от него.

Таким образом, ребенок может лишиться блага, если его родители упустят возможность сделать акику, хоть это и не будет упущением со стороны самого ребенка. Это подобно тому, как если отец говорит во время половой близости «Бисмиллях», то Шайтан не сможет повредить зачатому ребенку, а если он не скажет, то у ребенка уже не будет этой защиты. См. «Заад аль-Маад» (2/325) и «аш-Шарх аль-Мумти’» (7/535).

В-третьих: Что касается того, как следует делать акику, то объяснение этому можно найти в следующих хадисах Пророка ﷺ:

1) Передается от Салмана ибн ‘Амира аль-Дабби, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “За новорожденного мальчика следует приносить жертву /‘акика/. Выпускайте из неё кровь и устраняйте то, что доставляет страдания (младенцу)”». Хадис приводит аль-Бухари (5154).

2) Передается от ‘Айиши (да будет доволен ей Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ приказал им приносить двух одинаковых овец за мальчика и одну за девочку. Передал ат-Тирмизи (1513), который сказал: «Хадис хасан», Ибн Маджа (3161); «Сахих ат-Тирмизи» (1221).

3) Передается от Умм Караз, что она спросила Посланника Аллаха ﷺ об ‘акике и он сказал: «За мальчика две овцы, а за девочку одну, и не важно самца или самку». Передал ат-Тирмизи (1516) и сказал: «Хадис сахих», ан-Насаи (4217), Абу Дауд (2835), Ибн Маджа (3162) без последней части; «Сахих Абу Дауд» (2460).

4) Передано от Самра ибн Джунуба, что Пророк ﷺ сказал: «Каждый ребенок заложник своей ‘акики. Режется животное на седьмой день, затем следует побрить ребенку голову и дать имя». Передал ат-Тирмизи (1522), и сказал: «Хадис сахих», Ибн Маджа (3165); «Сахих Ибн Маджа» (2563).

Комментарии 0